Ресурсный тренинг с педагогами "Весна"
материал по психологии
Предварительный просмотр:
Ресурсный тренинг «Весна» для педагогов
Цель: создание в педагогическом коллективе доброжелательной атмосферы, способствующей положительному принятию себя и других, получение положительных эмоций.
Задачи:
- Развитие рефлексии, эмпатии и взаимопонимания.
- Снятие тревожности и эмоционального напряжения.
- Сплочение педагогического коллектива.
Ход тренинга
Педагог-психолог: Дорогие коллеги! Уже скоро первый весенний месяц, время пробуждения, нежности и первых цветов. Несмотря на то, что весну считают началом новой жизни, многие в этот период чувствуют усталость и эмоциональное опустошение. Это происходит по разным причинам, но чаще становится следствием не очень бережного отношения к себе и своим внутренним ресурсам.
1. Начать я предлагаю с игры «Сигнал». (проводиться в кругу)
Педагоги, взявшись за руки, по кругу, с закрытыми глазами передают рукопожатие. Сигнал может идти вправо, влево или в обе стороны от ведущего.
2. Упражнение «Поезд».
Инструкция: игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый—второй. Первые номера — хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера — два хлопка, один притоп. Движения повторяются по очереди: первый — второй — первый — второй и т.д. по кругу: имитируем стук колес поезда, с последующим убыстрением темпа. Упражнение помогает переключить педагогов от повседневной работы и настроится на тренинг.
Я предлагаю отвлечься от повседневных забот и подумать о самих себе, таких разных и удивительных в своей неповторимости; восполнить свой внутренний ресурс поддержкой коллег, добрыми словами, легким юмором. Начнем с игры, которую очень любят дети, но подадим ее под необычным «психологическим» соусом.
Игра «Волшебный мешочек»
Педагог-психолог: у меня в руках волшебный мешочек. В нем – простые, знакомые всем предметы. Но сегодня они помогут нам узнать что-то новое друг о друге. Для этого вам надо опустить руку в мешочек и не спеша почувствовать «свой» предмет. Затем достаньте предмет и продолжите фразу «Никто не знает, что я, как и (название предмета)».
Чтобы облегчить участникам задачу, педагог-психолог начинает игру сам. Хорошо, если у него получится добавить в это упражнение немного юмора. Пример: «Никто не знает, что у меня, как у этой конфеты, очень необычная начинка» или «Никто не знает, что я, как это перышко, легкая и беззаботная» и т. д. Когда все поучаствуют в игре, педагоги обмениваются впечатлениями от нее.
Игра «Волшебные карты»
Педагог-психолог: пусть предметы из волшебного мешочка останутся у вас. Они будут нашими помощниками в необычной, но очень увлекательной игре, для которой нам понадобятся метафорические карты и много внимания.
Подойдите к столу и рассмотрите карты. Не спешите, медленно переводите взгляд с одной картинки на другую. Выберите глазами ту картинку, которая откликается вам. Ту, которую вы хотите подержать в руках, рассмотреть так, как будто она – это вы. А теперь отвернитесь от стола. Поворачивайтесь к нему по одному и забирайте свою карту. Не показывайте ее никому.
Если участник хотел выбрать карту, которую уже забрали, педагог-психолог просит его поискать в колоде другую. После того как участники разберут карты, он убирает лишние и приглашает всех присесть к столу. Затем он собирает карты участников, перемешивает их и выкладывает на столе картинками вверх.
Педагог-психолог: посмотрите на эти картинки, какие они разные. Есть нежные, плавные сюжеты, есть яркие, насыщенные цвета, а есть едва уловимые оттенки. Но сейчас это не просто игра образов и цвета – это отражение нашего внутреннего мира, «я» каждой из нас. И мы сейчас в этом сможем убедиться.
Итак, нам предстоит по картинке узнать человека, который ее выбрал. Я брошу волшебный кубик, и та картинка, на которой он окажется, будет в центре нашего внимания.
Участники рассматривают картинки, на которую лег кубик, и по очереди высказывают предположения о том, кому она может принадлежать. После того как все выскажут предположения, участники отдают свои предметы из волшебного мешочка тому педагогу, которого они выбрали. По ходу обсуждения участники могут высказать свою версию или просто согласиться с одним из предыдущих игроков.
Важно: участник, которому принадлежит карта, тоже принимает участие в обсуждении, старается себя не выдать. После того как участники игры отдали все предметы возможным хозяевам карты, настоящий хозяин карты должен откликнуться и забрать ее. После тура хозяин карты дает обратную связь: чьи комментарии были точны, чьи удивили или были неожиданными. Если хозяина карты никто не угадал, он поясняет, почему выбрал именно эту карту. После каждого тура участники разбирают свои предметы, чтобы продолжить игру. Игра продолжается до того момента, пока не останутся две последние карты. Тогда педагог-психолог предлагает одновременно определить хозяев карт.
ЦВЕТЫ
Сделайте 2–3 глубоких вдоха и выдоха, закройте глаза. Представьте себе: греет теплое ласковое солнышко, дует легкий приятный ветерок… Вы находитесь на лугу, покрытом цветами: красными, желтыми, небесно-голубыми. Цветы настолько красивы, что завораживают взгляд. Постарайтесь рассмотреть их повнимательнее. Одни цветы яркие, крупные, другие нежные, хрупкие, некоторые совсем меленькие, есть даже цветы с колючками. У каждого цветка свой неповторимый аромат. Какие-то пахнут медом, какие-то — карамелькой, ванильным мороженым, приятной горчинкой… Какой бы ни был цветок — он неповторим… С высоты птичьего полета кажется, что это совсем не луг, а ослепительной красоты ковер. И каждый цветок, даже самый маленький, находится на своем месте, создавая дивный узор. Не будь его здесь, и узор был бы совсем другим… Представьте себе, что каждый из вас — тоже цветок из этого великолепия… Постарайтесь рассмотреть себя в капельке утренней росы… Что вы за цветок?.. Как вы выглядите?.. Какого цвета?.. Какой аромат от вас исходит?.. Этот луг настолько прекрасен, что постоянно притягивает к себе нежных бабочек, стремительных стрекоз, медлительных божьих коровок… Цветы не только радуют их своей красотой, но и дают возможность спрятаться от палящих солнечных лучей, сильного ветра, от птиц; они щедро делятся своим целебным нектаром… Вы так нужны им… Постарайтесь оставить в своей памяти эти ощущения красоты, нужности кому-либо, единения с другими… Сделайте глубокий вдох… Вернитесь в свой реальный облик. Медленно потянитесь, откройте глаза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта счастья. Арт тренинг для педагогов ДОУ по восстановлению их ресурсного состояния
Арт тренинг нацелен на формирование у педагогов представлений о себе как об индивидуальной, полноценной личности, обладающей внутренними ресурсами и возможностями. В ходе групповой работы происходит з...
Ресурсный тренинг «Осенний дождь», чтобы адаптировать педагогов к рабочему режиму.
Чтобы помочь сотрудникам детского сада справиться с грустными мыслями и апатией во время адаптации к рабочему режиму, раздражительностью, соматическими проявлениями в виде гол...
"Волшебный подарок себе": ресурсный тренинг для педагогов перед новым годом!
Проведите в детском саду новогодний тренинг, который отсылает к атмосфере доброй сказки. Он поможет педагогам найти свое ресурсное состояние и создаст праздничную атмосферу в...
Тренинги, работа с родителями РЕСУРСНЫЙ КРУГ « ИМЯ И ДОБРОЕ КАЧЕСТВО»
Ресурсный круг , работа с семьей...
Ресурсный тренинг для педагогов «Стрессоустойчивость и способы управления эмоциональным состоянием»
Презентация тренинга...
Ресурсный тренинг для адаптации педагогов к рабочему режиму
Ресурсный тренинг составлен для адаптации педагогов после отпуска к рабочему режиму....
Психологическая коммуникация / Ресурсный тренинг Ресурсный тренинг «Магия подсознания» с волшебным мешочком и метафорическими картами
Он поможет сохранить благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе детского сада, педагоги узнают больше о себе и коллегах, своих ценностях и уникальных особе...