Карта счастья. Арт тренинг для педагогов ДОУ по восстановлению их ресурсного состояния
методическая разработка
Арт тренинг нацелен на формирование у педагогов представлений о себе как об индивидуальной, полноценной личности, обладающей внутренними ресурсами и возможностями. В ходе групповой работы происходит знакомство участников со своим внутренним миром, своим "Я". При этом, педагогам удается увидеть и осознать свое настоящее состояние и свои внутренние ограничения. Они обучаются техникам, которые помогают им снять внутреннее напряжение, увидеть и понять свои свои внутренние ресурсы и определить куда двигаться дальше для улучшения качества своей жизни.
Данный материал может быть полезен педагогам - психологам для работы с педагогическим коллективом по профилактике эмоционального выгорания и восстановления ресурсного состояния педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_schastya._art_trening_s_pedagogami.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование»
Карта счастья
Арт тренинг с педагогами ДОУ
по восстановлению их ресурсного состояния
Юрга
2020
Цель: формирование представлений о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями через знакомство со своим внутренним миром и познание своего «Я».
Задачи:
1. Помочь педагогам увидеть и осознать свое настоящее состояние и свои внутренние ограничения.
2. Познакомить и научить педагогов техникам, которые помогают понять, увидеть, осознать и снять напряжение внутри себя.
3.Помочь увидеть и понять свои внутренние ресурсы и определить куда двигаться для улучшения качества своей жизни.
Продолжительность: 1час - 1час 30 минут.
Материалы: бумага (формат А4, А3), краски, кисточка, простые карандаши и вода, аудио запись "Шум моря".
Ход
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашей встрече. С каждым профессиональным годом, мы все больше и глубже понимаем, насколько нам необходимо быть в форме: начало или окончание учебного года, подготовка к праздникам и утренникам, особый период - летний оздоровительный ... и просто ежедневная ответственность за качество проведения всех режимных моментов!
При этом, никто не отменял создание дома атмосферы любви, радости и покоя (для чего в принципе и призвана женщина), разные домашние дела и воспитание детей. Хотя в приоритетах, думаю, что именно это более важное и ценное для женщины.
И порой совсем забывая про себя, а только как ослик, который бежит за морковкой, висящей перед своим носом, мы смотрим на цели, обязательства, необходимости и требования, которые формируют нашу реальность.
Как результат, мы получаем накопленную снежным комом усталость и нервное напряжение. И теряемся в неудовлетворенности, а порой и панике: где же нам взять энергию для жизни?
Сегодня мы хотелось бы предложить вам, не просто узнать, а прожить в разных техниках свои состояния, позволить себе быть естественной и настоящей, постараться понять себя такой, какая вы сейчас и увидеть те внутренние ресурсы, которыми вы обладаете.
Напоминание имеющихся правил групповой работы - для создания безопасного пространства, доверительной атмосферы и понятности всего происходящего.
1. Упражнение "Разрядка"
Примечание: нейрографика – метод работы с подсознанием через рисунок.
Существует связь между рукой и головным мозгом. Через линии мы
мы можем выразить то, что происходит у нас на уровне нейронных связей: мысли, эмоции, переживания, которые мешают нас находиться в покое, балансе, ресурсном состоянии для того чтобы мыслить, принимать решения и т.д.
Инструкция: задумайтесь над тем, какая проблема беспокоит вас в данный момент сильнее всего. Не делите проблемы на крупные или мелкие. Помните, что жизненные ситуации бывают только 2-х видов: те, которые вас цепляют за живое, и те, к которым вы остаетесь равнодушными.
Вас могут тревожить:
- ваше состояние здоровья;
- конфликт с родственником или близким человеком;
- сложное финансовое положение;
- трудности на работе;
- неудачная личная жизнь и т. д.
Чтобы оценить уровень напряжения, вам необходимо сфокусироваться на разнице между эмоциями, которые:
Дышите медленно и глубоко, постепенно погружаясь в некое подобие транса. В таком состоянии вам будет легче определить уровень напряжения.
Выплеск эмоций на бумагу
А теперь возьмите ручку, лист бумаги и начинайте очень быстро и резко рисовать линии, не задумываясь ни о чем постороннем, сосредоточившись лишь на тех эмоциях, которые связаны с ситуацией. . Они должны покрыть всю площадь листа, как будто вы заявляете всему миру свои права на существование и все самое лучшее.
Нет абсолютно никаких ограничений! Вы можете рисовать так, как этого требует душа.
А потом так же резко и быстро скомкайте этот лист бумаги и бросьте в корзину с мусором.
Закройте глаза и прислушайтесь к свои м чувствам, эмоциям, своему телу.
Обсуждение: участники делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями.
Есть необходимость упражнение можно повторить еще раз.
2. Медитация "Лодка"
(звучит музыка "Шум моря")
Сядьте в удобное место. Закройте глаза. Расслабьте каждую клеточку вашего тела. Сосредоточьте свое внимание на своем дыхании, но без изменения естественного ритма дыхания.
Представьте себе, что вы находитесь на берегу чистого синего моря.... Вдруг на берегу вы заметили небольшую пришвартованную лодку.... Вы медленно встаете, подходите к лодке и начинаете складывать в нее все ваши заботы, страхи. тревоги, проблемы.... Не торопитесь, спокойно складывайте в нее все, что вам придет на ум... Все, от чего вы хотите избавить свой ум... ... Делая это, вы понимаете, что лодка здесь была оставлена специально для вас и специально для того, чтобы вы в нее погрузили весь этот груз ваших мыслей.... Спокойно, не торопитесь.... Складывайте все, от чего вы хотите избавить свой ум. Складывайте все в эту лодку.... Сейчас, когда вы уже все сложили, что вам пришло на ум в ту лодку, развяжите веревку, которая держит лодку и наблюдайте, как лодка отдаляется от вас...
Вы можете сейчас присесть опять на берег и смотреть вслед этой лодке до тех пор, пока она не исчезнет из вашего поля зрения.... .... Когда лодка исчезла, продолжайте наблюдать за чистым морем... за шумом волн, бьющихся о берег, и продолжайте это до тех пор, пока не почувствуете себя удовлетворенным.
Обсуждение: участники делятся своими переживаниями, чувствами, мыслями.
3. Упражнение "Карта счастья"
Инструкция:
- Положите перед собой бумагу;
- Представьте свою счастливую жизнь, какой Вы ее видите (Приложение);
- Прочитайте список привычек для счастья и выберите 3, которые откликнулись в Вашей душе в настоящий момент;
- Нарисуйте эти 3 привычки, а в центре изобразите свое счастье (это может быть любой яркий образ, который описывает Ваши счастливые чувства).
Посла завершения своей работы, посмотрите на нее внимательно и ответьте себе на вопрос:
- Что Вы чувствуете в настоящий момент?
- Какую полезную привычку Вы начнете внедрять с сегодняшнего дня?
Обсуждение: участники делятся своими впечатлениями от проделанной работы.
Итог - Спасибо всем вам, уважаемые коллеги за работу. Закончить нашу встречу мне хотелось бы такими размышлениями.
- Настоящий мастер не тот, кто выжимает силы из своего организма до последней капли, а тот, кто, бережно его используя, доводит до совершенства.
- Настоящий мастер не тот, кто не выпадает из ресурсного состояния, а тот, кто быстро создает его внутри себя.
- Отдыхать нужно не для чтобы восстановиться, а для того чтобы поддержать уровень энергии в режиме комфорта.
Список литературы
1. Бабич, О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения [Текст] / О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2017. – 122 с.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. [Текст] / В.В. Бойко. – СПб.: Питер, 2004.– 474 с.
3 Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст]. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008.
4. Конопкин, О. А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития [Текст] // О. А. Конопкин. Вопросы психологии. – 2004. – №2.
Интернет ресурсы:
1. http://mozaic-life.ru/art-terapiya-primery-uprazhnenij/
Приложение
Список привычек для счастья
- Смех. Слушать, смотреть юмористические передачи; читать смешные рассказы или рассматривать веселые изображения;
- Утренняя зарядка;
- Фитнес;
- Прогулка в парке;
- Чтение книги;
- Любимая музыка;
- Массаж;
- Общение с друзьями;
- Общение с семьей;
- Отдых на море;
- Поездки за город;
- Посещение театра, концерта, музея;
- Занятие благотворительными делами;
- Дарение себе приятных подарков;
- Высыпаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов «Стресс и способы регулирования эмоционального состояния педагогами»
Актуальность данной темы: Педагогическая деятельность предъявляет повышенные требования не только к уровню физического, но и психического здоровья педагога. Исход...
Тренинг для педагогов на тему: «Эмоциональное состояние взрослого как определяющий фактор эмоционального состояния ребенка»
Условно психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление: - ощущения – бы...
Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"
Тренинг для педагогов "Стресс и способы управления эмоциональным состоянием"...
Тренинговое занятие для педагогов-психологов по профилактике эмоционального выгорания через актуализацию ресурсного состояния.
Педагог-психолог в дошкольном учреждении – важная и нужная профессия, где мы оказываем психологическую поддержку участникам воспитательного процесса (детям, родителям, педагогам). И очень важно ...
Ресурсный тренинг для педагогов «Стрессоустойчивость и способы управления эмоциональным состоянием»
Презентация тренинга...
Консультация для педагогов "Ресурсное состояние педагога: как поддержать себя и коллег в ситуации выгорания"
Профилактика эмоционального выгорания педагогов....
Арт тренинг с педагогами ДОУ по восстановлению их ресурсного состояния.
Цель: формирование представлений о себе как об индивидуальной, полноценной личности с новыми ресурсами и возможностями через знакомство со своим внутренним миром и познание своего «Я»...