Дидактическая игра- путешествие «Приключения маленького принца»
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)
ЦЕЛЬ: развитие компонентов нравственности у детей старшего дошкольного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- Учить ребенка ориентироваться в социальной действительности, решать социальные задачи, развивать социальный интеллект;
- Развивать коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками;
- Учить ребенка сопереживать сверстнику, проявлять способность и желание ребенка помочь другому и умение делиться;
- Учить детей оценивать самих себя, а также оценивать себя глазами других;
- Воспитывать в детях такие нравственные качества как доброта, честность, справедливость, дружба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА»
ЦЕЛЬ: развитие компонентов нравственности у детей старшего дошкольного возраста.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:
- Учить ребенка ориентироваться в социальной действительности, решать социальные задачи, развивать социальный интеллект;
- Развивать коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками;
- Учить ребенка сопереживать сверстнику, проявлять способность и желание ребенка помочь другому и умение делиться;
- Учить детей оценивать самих себя, а также оценивать себя глазами других;
- Воспитывать в детях такие нравственные качества как доброта, честность, справедливость, дружба.
ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
Прослушивание сказки «Маленький принц». Беседа с детьми по сказке.
На первом этапе «Картинки»: Дети выбирают картинку с кружком определенного цвета, по очереди рассказывают, что они видят на каждой картинке, и предлагают пути выхода из сложившейся проблемной ситуации.
Примеры конфликтных ситуаций:
1) группа детей не принимает своего сверстника в игру;
2) девочка сломала у другой девочки куклу;
3) мальчик взял без спроса игрушку девочки;
4) мальчик рушит постройку из кубиков у детей.
На втором этапе «Мозаика»: Сначала дети собирают из мозаики узоры звездного неба по образцу, взрослый в свою очередь дает определенную оценку действиям ребят. Далее дети на перегонки собирают солнце и облако по образцу. В ходе работы один их детей вскоре заметит, что в его коробке недостаточно элементов нужного цвета. Дети будут вынуждены обращаться за помощью друг к другу, просить недостающие для его узора элементы.
На третьем этапе «Лесенка»: Каждый ребенок на первой лесенке выбирает ступеньку, на которую бы он оценил сам себя (желтый карандаш). На второй лесенке - на какую ступеньку ребенка поставит мама (красный карандаш). На третьей лесенке - папа (синий карандаш). На четвертой лесенке - воспитательница (зеленый карандаш). На пятой лесенке - помощник воспитателя (коричневый карандаш). На шестой лесенке - дети в группе (чёрный карандаш).
Заключительный этап: В конце путешествия дети получают по звездочке на память о Маленьком принце и правилах жизни, которым он их научил.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
В игре могут принимать участие 2 игрока. Педагог вводит детей в игровую ситуацию, знакомит их со сказкой «Маленький принц» и её героями (лётчик, Лис), организует небольшую беседу по сказке.
На первом этапе «Картинки»: Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. Каждая картинка предъявляется отдельно.
На втором этапе «Мозаика»: Дети одновременно собирают звездное небо по образцу. В процессе выполнения детьми задания взрослый сначала порицает действия одного из ребят, а затем поощряет их, и так же в отношении второго ребенка. Важно отметить реакцию ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.
Далее на перегонки детям необходимо собрать солнце и облако по образцу. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в баночке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в баночке другого – синие. Возникает ситуация, в которой дети вынуждены обращаться за помощью друг к другу, просить нужные для его узора элементы.
На третьем этапе «Лесенка»: Ребенку показывают лист бумаги с изображением 6 лесенок. Каждая лесенка состоит из 7 ступенек. Ребенок должен выбрать ступеньку, на которую бы он оценил сам себя (самооценка), и ступеньки, на которые его бы поставили взрослые (самосознание себя глазами других), и отметить
По завершению путешествия педагог награждает участников.
ВОЗРАСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
ХОД ИГРЫ
ЭТАПЫ | ИНСТРУКЦИЯ | МАТЕРИАЛЫ |
Беседа по сказке «Маленький принц» с опорой на иллюстрации | Педагог знакомит детей со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ребята, мы с вами познакомились с Маленьким принцем, который попал на Землю с далекой планеты. Мы узнали, что на земле Маленького принц много путешествовал. - Вспомните, где побывал наш принц на земле? (в саду, у колодца) - Вспомните, с кем он подружился? Правильно, ребята, на земле Принц много путешествовал, и много кого повстречал. Но самыми большими его друзьями стали лётчик и мудрый Лис. А хотели бы и вы пройти тот путь, который Маленький принц совершил на земле? Но совершить это путешествие смогут только добрые, честные, справедливые дети. А справиться с испытаниями нам помогут те правила, которым научил Принца мудрый Лис. Какие это правила? (ты всегда в ответе за тех, кого приручил, слушать нужно сердцем, дружбу надо судить не по словам, а по делам) Ну если вы так хорошо усвоили урок, то вы сможете справиться с любым испытанием. Вот карта нашего путешествия. | Иллюстрации к книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Карта |
Первый этап «КАРТИНКИ» | Эту остановку для нас подготовил мудрый Лис. Напомните правило, которому научил он Маленького принца? (зорко одно лишь сердце или слушать надо сердцем) Сейчас, ребята, я рассчитываю на ваше зоркое сердце. «КАРТИНКИ» - Ребята, посмотрите на картинку с красным кружком. - О чём эта картинка? - Что здесь происходит? - Как бы ты поступил на месте ребёнка? Аналогично проводится работа с другими картинками. | По 4 картинки, помеченные разноцветными кружками, на каждого ребенка. |
Второй этап «МОЗАИКА» | Эту остановку подготовил для нас летчик и нам она напомнит о том, что увидел Маленький принц в колодце. - Вспомните, что увидел там принц? (звезду или звездное небо) «МОЗАИКА» Педагог показывает образец узора звёзд. Да действительно, мы тоже с вами будем собирать узор из звёзд. Но собирать его нужно быстро, ведь звезды не долгие гости на небе, они могут погаснуть. Педагог дает каждому ребенку поле для выкладывания мозаики и фишки. Дети собирают по образцу звезды. - А что еще может отражаться в колодце днем? (солнце, облака) Показывает образцы узоров, каждому свой. Детям предлагается наперегонки выложить на своем поле одному ребенку – солнышко, а другому – облако. | Мозаика по количеству детей. Фишки: по 8 красных и 8 зелёных каждому, для облака – 12+4 жёлтых и 9 синих, для солнца – 12+4 синих и 9 жёлтых. |
Третий этап «ЛЕСЕНКА» | На этой остановке нас с вами встречает сам Маленький принц. Он предлагает подняться с ним по лестнице к звездам. А помогать нам будут ваши мамы, папы, бабушки и другие взрослые. «ЛЕСЕНКА» Педагог объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотрите на этот лист. На листе несколько картинок с лесенками. На этих ступеньках можно расставить самых разных сказочных героев. На самой верхней ступеньке будут стоять самые добрые, хорошие, такие как Маленький принц. На средних – не очень хорошие. А на самой нижней – самые плохие». Найдите первую лесенку. Возьми карандаш желтого цвета и нарисуй кружок там, на какую ступеньку поставишь себя ты? Аналогичные действия осуществляются с остальными лесенками. А на какую ступеньку тебя поставит мама? (красный карандаш) Папа? (синий карандаш) Воспитатели? (зеленый карандаш) Помощник воспитателя? (коричневый карандаш) Дети в группе? (чёрный карандаш) | Листок с 6 лесенками на каждого ребенка, цветные карандаши (6 цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный). |
Заключительный этап | Наше путешествие подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы у вас осталось доброе воспоминание о нашем путешествии и Маленьком принце. Поэтому я хочу подарить вам каждому по звездочке. Когда вы будете на нее смотреть, вы будете вспоминать Маленького принца и те правила жизни, которым он нас научил. | Звездочки по количеству детей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие с Маленьким Принцем"
Конспект совместной деятельности, направленной на анализ социально-личностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста....
Музыкально-дидактическая игра "Музыкальные приключения гномиков"
Музыкально-дидактическая игра с кубиком и фишками интересна для детей, а также развивает их музыкальные способности....
Авторская дидактическая игра «Путешествие маленьких велосипедистов по городу Архангельску»
Задачи:1. Закреплять знания детей о достопримечательностях города Архангельска – знать и называть здания, памятники.2. Развивать любознательность,...
Тема занятия: «Путешествие с Маленьким принцем» (конспект познавательного занятия)
Возраст детей: 6 – 7 лет.Данные автора: Киселёва Марина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 с.МесягутовоЦель занятия: Расширять и углублять знания детей о космосе.Задачи:Образовательна...
Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".
Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...
Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста.
Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка. План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Через Музыку к Звёздам или Приключения Маленького Принца»
На примере данной работы показано использование элементов музыкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста....