Дидактическая игра- путешествие «Приключения маленького принца»
методическая разработка по психологии (старшая, подготовительная группа)

Маценко Екатерина Андреевна

ЦЕЛЬ: развитие компонентов нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • Учить ребенка ориентироваться в социальной действительности, решать социальные задачи, развивать социальный интеллект;
  • Развивать коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками;
  • Учить ребенка сопереживать сверстнику, проявлять способность и желание ребенка помочь другому и умение делиться;
  • Учить детей оценивать самих себя, а также оценивать себя глазами других;
  • Воспитывать в детях такие нравственные качества как доброта, честность, справедливость, дружба.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

«ПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОГО ПРИНЦА»

ЦЕЛЬ: развитие компонентов нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ:

  • Учить ребенка ориентироваться в социальной действительности, решать социальные задачи, развивать социальный интеллект;
  • Развивать коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками;
  • Учить ребенка сопереживать сверстнику, проявлять способность и желание ребенка помочь другому и умение делиться;
  • Учить детей оценивать самих себя, а также оценивать себя глазами других;
  • Воспитывать в детях такие нравственные качества как доброта, честность, справедливость, дружба.

ИГРОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

Прослушивание  сказки «Маленький принц». Беседа с детьми по сказке.

На первом этапе «Картинки»: Дети выбирают картинку с кружком определенного цвета, по очереди рассказывают, что они видят на каждой картинке, и предлагают пути выхода из сложившейся проблемной ситуации.

Примеры конфликтных ситуаций:

1) группа детей не принимает своего сверстника в игру;

2) девочка сломала у другой девочки куклу;

3) мальчик взял без спроса игрушку девочки;

4) мальчик рушит постройку из кубиков у детей.

На втором этапе «Мозаика»: Сначала дети собирают из мозаики узоры звездного неба по образцу, взрослый в свою очередь дает определенную оценку действиям ребят. Далее дети на перегонки собирают солнце и облако по образцу. В ходе работы один их детей вскоре заметит, что в его коробке недостаточно элементов нужного цвета. Дети будут вынуждены обращаться за помощью друг к другу, просить недостающие для его узора элементы.

На третьем этапе «Лесенка»: Каждый ребенок на первой лесенке выбирает ступеньку, на которую бы он оценил сам себя (желтый карандаш). На второй лесенке - на какую ступеньку ребенка поставит мама (красный карандаш). На третьей лесенке - папа (синий карандаш). На четвертой лесенке - воспитательница (зеленый карандаш). На пятой лесенке - помощник воспитателя (коричневый карандаш). На шестой лесенке - дети в группе (чёрный карандаш). 

Заключительный этап: В конце путешествия дети получают по звездочке на память о Маленьком принце и правилах жизни, которым он их научил.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

В игре могут принимать участие  2 игрока. Педагог вводит детей в игровую ситуацию, знакомит их со сказкой «Маленький принц» и её героями (лётчик, Лис), организует небольшую беседу по сказке.

На первом этапе «Картинки»: Детям показывают картинки с изображением конфликтных ситуаций. Ребенок должен понять изображенный на картинке конфликт между детьми и рассказать, что бы он стал делать на месте обиженного персонажа. Каждая картинка предъявляется отдельно.

На втором этапе «Мозаика»: Дети одновременно собирают звездное небо по образцу. В процессе выполнения детьми задания взрослый сначала порицает действия одного из ребят, а затем поощряет их, и так же в отношении второго ребенка. Важно отметить реакцию ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их.

Далее на перегонки детям необходимо собрать солнце и облако по образцу. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в баночке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в баночке другого – синие. Возникает ситуация, в которой дети вынуждены обращаться за помощью друг к другу, просить нужные для его узора элементы.

На третьем этапе «Лесенка»: Ребенку показывают лист бумаги с изображением 6 лесенок. Каждая лесенка состоит из 7 ступенек. Ребенок должен выбрать ступеньку, на которую бы он оценил сам себя (самооценка), и ступеньки, на которые его бы поставили взрослые (самосознание себя глазами других), и отметить

По завершению путешествия педагог награждает участников.

ВОЗРАСТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: Рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

ХОД ИГРЫ

ЭТАПЫ

ИНСТРУКЦИЯ

МАТЕРИАЛЫ

Беседа по сказке «Маленький принц» с опорой на иллюстрации

Педагог знакомит детей со сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Ребята, мы с вами познакомились с Маленьким принцем, который попал на Землю с далекой планеты. Мы узнали, что на земле Маленького принц много путешествовал.

- Вспомните, где побывал наш принц на земле? (в саду, у колодца)

- Вспомните, с кем он подружился?

Правильно, ребята, на земле Принц много путешествовал, и много кого повстречал. Но самыми большими его друзьями стали лётчик и мудрый Лис.

А хотели бы и вы пройти тот путь, который Маленький принц совершил на земле?

Но совершить это путешествие смогут только добрые, честные, справедливые дети. А справиться с испытаниями нам помогут те правила, которым научил Принца мудрый Лис.

Какие это правила? (ты всегда в ответе за тех, кого приручил, слушать нужно сердцем, дружбу надо судить не по словам, а по делам)

Ну если вы так хорошо усвоили урок, то вы сможете справиться с любым испытанием.

Вот карта нашего путешествия.

Иллюстрации к книге А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Карта

Первый этап

«КАРТИНКИ»

Эту остановку для нас подготовил мудрый Лис.

Напомните правило, которому научил он Маленького принца? (зорко одно лишь сердце или слушать надо сердцем)

Сейчас, ребята, я рассчитываю на ваше зоркое сердце.

«КАРТИНКИ»

- Ребята, посмотрите на картинку с красным кружком.

- О чём эта картинка?

- Что здесь происходит?

- Как бы ты поступил на месте ребёнка?

Аналогично проводится работа с другими картинками.

По 4 картинки, помеченные разноцветными кружками, на каждого ребенка.

Второй этап «МОЗАИКА»

Эту остановку подготовил для нас летчик и нам она напомнит о том, что увидел Маленький принц в колодце.

- Вспомните, что увидел там принц? (звезду или звездное небо)

«МОЗАИКА»

Педагог показывает образец узора звёзд.

Да действительно, мы тоже с вами будем собирать узор из звёзд. Но собирать его нужно быстро, ведь звезды не долгие гости на небе, они могут погаснуть.

Педагог дает каждому ребенку поле для выкладывания мозаики и фишки. Дети собирают по образцу звезды.

- А что еще может отражаться в колодце днем? (солнце, облака)

Показывает образцы узоров, каждому свой. Детям предлагается наперегонки выложить на своем поле одному ребенку – солнышко, а другому – облако.

Мозаика по количеству детей.

Фишки: по 8 красных и 8 зелёных каждому,

для облака – 12+4 жёлтых и 9 синих,

для солнца – 12+4 синих и 9 жёлтых.

Третий этап «ЛЕСЕНКА»

На этой остановке нас с вами встречает сам Маленький принц. Он предлагает подняться с ним по лестнице к звездам. А помогать нам будут ваши мамы, папы, бабушки и другие взрослые.

«ЛЕСЕНКА»

Педагог объясняет значение нарисованных ступенек:

«Посмотрите на этот лист. На листе несколько картинок с лесенками. На этих ступеньках можно расставить самых разных сказочных героев. На самой верхней ступеньке будут стоять самые добрые, хорошие, такие как Маленький принц.

На средних – не очень хорошие. А на самой нижней – самые плохие».

Найдите первую лесенку. Возьми карандаш желтого цвета и нарисуй кружок там, на какую ступеньку поставишь себя ты?

Аналогичные действия осуществляются с остальными лесенками.

А на какую ступеньку тебя поставит мама? (красный карандаш)

Папа? (синий карандаш)

Воспитатели? (зеленый карандаш)

Помощник воспитателя? (коричневый карандаш)

Дети в группе? (чёрный карандаш)

Листок с 6 лесенками на каждого ребенка, цветные карандаши (6 цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, коричневый, чёрный).

Заключительный этап

Наше путешествие подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы у вас осталось доброе воспоминание о нашем путешествии и Маленьком принце.

Поэтому я хочу подарить вам каждому по звездочке.

Когда вы будете на нее смотреть, вы будете вспоминать Маленького принца и те правила жизни, которым он нас научил.

Звездочки по количеству детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие с Маленьким Принцем"

Конспект совместной деятельности, направленной на  анализ социально-личностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста....

Музыкально-дидактическая игра "Музыкальные приключения гномиков"

Музыкально-дидактическая игра с кубиком и фишками интересна для детей, а также развивает их музыкальные способности....

Авторская дидактическая игра «Путешествие маленьких велосипедистов по городу Архангельску»

Задачи:1.     Закреплять знания детей о достопримечательностях города Архангельска – знать и называть здания, памятники.2.     Развивать любознательность,...

Тема занятия: «Путешествие с Маленьким принцем» (конспект познавательного занятия)

Возраст детей: 6 – 7 лет.Данные автора: Киселёва Марина Анатольевна, воспитатель МБДОУ детский сад №2 с.МесягутовоЦель занятия: Расширять и углублять знания детей о космосе.Задачи:Образовательна...

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам» Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста.

Презентация «Дидактическая игра «Путешествие по сказкам»Дидактическая игра " Путешествие по сказкам. Для старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка. План-конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР «Через Музыку к Звёздам или Приключения Маленького Принца»

На примере данной работы показано использование элементов музыкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста....