«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья по психологии
Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога,
проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной
деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и
предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель
профессиональной компетентности педагога и цель профессионального
самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА - УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Шкурихина И.Г.
Педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры педагога,
проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике профессиональной
деятельности. Это интегративное качество личности педагога-профессионала, условие и
предпосылки эффективной педагогической деятельности, обобщенный показатель
профессиональной компетентности педагога и цель профессионального
самосовершенствования.
Основой становления культуры педагога выступает его общая культура. Культура
педагога проявляется в многосторонности, эрудиции во многих областях, высоком
духовном развитии. А также в потребности общения с искусством, людьми, в культуре
мышления, труда, общения, и т. д. Она же является основой профессиональной
педагогической культуры.
Профессиональная культура - это определённая степень овладения человеком приёмами
и способами решения профессиональных задач.
Педагогическая культура - это сущностная характеристика личности и деятельности
педагога, это система педагогических ценностей, способов деятельности и
профессионального поведения.
Культура педагога является важнейшей характеристикой и предпосылкой эффективности
учебно-воспитательной деятельности педагога. Ее главное назначение - способствовать
совершенствованию учебно-воспитательного процесса, росту его продуктивности.
Культура педагога выполняет ряд функций, включающих:
передачу знаний, умений и навыков, формирование на этой основе мировоззрения;
развитие интеллектуальных сил и способностей, эмоционально-волевой и действенно-
практической сфер его психики;
обеспечение сознательного усвоения обучаемыми нравственных принципов и навыков
поведения в обществе;
формирование эстетического отношения к действительности;
укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей.
Педагогическая культура предполагает наличие:
педагогической направленности в личности педагога, отражающей его
предрасположенность к учебно-воспитательной деятельности и способность достигать в ее
ходе значимых и высоких результатов;
широкого кругозора, психолого-педагогической эрудиции и компетентности педагога, т.е.
таких его профессиональных качеств, которые позволяют ему достаточно хорошо и
результативно разбираться в учебно-воспитательной деятельности;
совокупности важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств педагога, т.е.
таких его особенностей, как любовь к людям, стремление уважать их личное достоинство,
добропорядочность в действии и поведении, высокая работоспособность, выдержка,
спокойствие и целеустремленность;
умения сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования,
позволяющего педагогу постоянно совершенствоваться в своей собственной деятельности
и улучшать саму учебно-воспитательную работу;
гармонии развитых интеллектуальных и организаторских качеств педагога, т.е. особого
сочетания сформировавшихся у него высоких интеллектуально-познавательных
особенностей (развитость всех форм и способов мышления, широта воображения и т.д.),
организационных качеств (умение побуждать людей к действию, влиять на них, сплотить
их и т.д.) и способности проявлять эти характеристики во благо организации и для
повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности;
педагогического мастерства педагога, предполагающего синтез высокоразвитого
педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков, умений и
эмоционально-волевых средств выразительности, которые во взаимосвязи с
высокоразвитыми качествами личности педагога позволят им эффективно решать учебно-
воспитательные задачи.
Педагогическое мастерство является важнейшим и структурообразующим компонентом
педагогической культуры. Оно выражается в устойчивых психолого-педагогических
знаниях, педагогической требовательности и педагогическом такте педагога.
Педагогический такт – это мера педагогически целесообразного воздействия
преподавателя на обучающихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения.
Одной из основных целей образования является компетентность человека.
Компетентность — способность человека адекватно и глубоко понимать реальность,
правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно
применять свои знания. Фактически компетентность — способность человека решать
проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими
непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его
общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность.
Профессиональная компетентность — способность человека решать проблемы в своей
профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире
осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой
профессиональной области имеет неотъемлемую социальнокультурную, гуманитарную
компоненту. Общекультурная компетентность — это компетентность человека за
пределами его профессиональной сферы.
В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической,
компетентность раскрывается с помощью различных познавательно-творческих понятий:
знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность
принимать решение в нестандартных условиях и т.д.
Имидж – внешний образ, создаваемый субъектом, с целью вызвать определённое
впечатление, мнение, отношение других; совокупность свойств, приписываемых рекламой,
пропагандой, модой, традицией и т.д. объекту, с целью вызвать определённые реакции по
отношению к нему.
Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний:
методологические, теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские,
коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки
цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.
К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: психологическая
подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда;
организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение
ума, чувства и общей культуры воспитателя); педагогическая техника; владение
технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему
профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при
достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей
педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры;
информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно
повышать качество своего труда; умение поставить дидактическую и найти оптимальный
путь ее достижения; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей
профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых
ситуаций и др.
К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность,
дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность,
доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность,
щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к
общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность,
дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность,
отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность,
выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.
Достижение и поддержание должного уровня профессиональной культуры практикующего
педагога требует от него, прежде всего, самообразования и целенаправленности работы по
самосовершенствованию, систематизации как получаемых новых теоретических и
практических профессиональных знаний, так и приобретаемого собственного опыта,
совершенствующего владение социально-педагогическими методиками, позволяющего
более глубоко осознать их технологичность и специфику системы общих технологий,
которая включает в себя осуществление диагностики, профилактики, адаптации,
реабилитации, проявлять их в повседневной жизни и практической деятельности с детьми.
Данный факт свидетельствует о том, что уровень знаний и умений характеризует всего
лишь компетентность человека в соответствующей области. Внутренняя культура педагога
- это тот стержень, та основа, которая во многом определяет его поведение в различных
жизненных ситуациях, профессиональной деятельности. Следовательно, речь идет не
только об уровне знаний и умений человека в области педагогики, но и о сформированных
личностных установках, идеалах, потребностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности.
Может кому- то понадобится. Это мой рефереат на тему "Культура речи педагога". Была сделана для Профессиональной Переподотовки....

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога
Статья для педагогв и родителей Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога...

Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность
laquo;Успешный педагог – успешная профессиональная деятельность» Целевая аудитория: педагогический коллектив ДОУ.Цель: определение наиболее значимых критериев успешности педагогическ...

Интерактивные формы и методы работы методической службы как условие успешной профессиональной компетентности педагогов
Для повышения качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении, стимулирования интереса и мотивации педагогов к самообразованию, повышение уровня активности и самостоят...

:"КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей. И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, воспитатель должен хо...

мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности
Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....

Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности
Культура речи педагога как условие его успешной профессиональной деятельности...