Интерактивные формы и методы работы методической службы как условие успешной профессиональной компетентности педагогов
статья по коррекционной педагогике

Пилина Марина Викторовна

Для повышения качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении, стимулирования интереса и мотивации педагогов к самообразованию, повышение уровня активности и самостоятельности, развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности, развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные формы и методы работы методической службы как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы воспитателя. И, наверное, каждый педагог в одиночку вряд ли справится с ними.

Важным фактором улучшения качества их деятельности является работа, организованная методической службой, курирующей работу педагогов по всем направлениям образовательной деятельности. Активизация творческой деятельности педагогов возможна через интерактивные методы и формы работы с ними.

Понятие «интеракция» (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии.

Таким образом, интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем. При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекция).

Значение использования интерактивных методов в нашем дошкольном учреждении:

1.  Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.

2.  Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию.

3.  Повышение уровня активности и самостоятельности.

4.  Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

5.  Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Задачу методической службы дошкольного учреждения мы видим в том, чтобы выработать систему использования новых, эффективных приемов повышения квалификации педагогов.

Поэтому мы считаем, что вовлекать педагогов в учебно-познавательную деятельность необходимо с использованием активных приёмов и методов обучения, из которых мы применяем следующие:

1.  традиционные:

-  проблемные семинары

-  семинары-практикумы

-  дни открытых дверей

-  творческие микрогруппы

-  наставничество

-  эстафеты педагогического мастерства

-  педагогические советы

2.  инновационные:

-  «копилка» педагогического мастерства

-  мастер-классы

-  проектная деятельность

-  создание банка инновационных идей

-  творческие конкурсы

-  творческая лаборатория молодых специалистов

-  школа родительской любви

-  школа психологии

-  педагогический маркетинг

-  ярмарка инновационных идей

-  творческий час (демонстрация презентаций, портфолио)

-  музыкально – литературная гостиная

3.  Новейшие интерактивные методы:

- кейс – метод;

- квик – настройка

Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая нами в детском саду, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.

Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от профессионального уровня педагогических кадров.

Профессионализм педагога, работающего с детьми, связан, в первую очередь, с коммуникативной компетентностью, с умением играть и общаться с детьми. Вот почему мы особое внимание акцентируем на повышении профессиональной компетенции педагогов. С этой целью широко используем различные формы и методы в работе с педагогами.

Любая традиционная форма может быть активной, если построена грамотно по содержанию и методам и реализует такие важные функции, как информационная, ориентирующая и развивающая.

Подобранные нами формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.

На первом этапе мы проводим мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы:

- Индивидуальное шефство;

- наставничество;

- Самообразование;

- выступления перед аудиторией;

- обобщение опыта работы;

- проблемные консультации;

- творческие группы;

- «Школа молодого педагога»;

- взаимопосещения занятий;

- методические посиделки;

- методические объединения специалистов;

- открытые НОД – приглашения;

- Смотры-конкурсы;

- Конкурс методических находок;

- Проектирование воспитательно – образовательной работы с педагогами.

Исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей, мы выделили три уровня педагогического мастерства:

- низкий (интуитивный),

- средний (поисковый),

- высокий (мастерский).

В соответствии с уровнем педагогического мастерства для каждого воспитателя мы разработали индивидуальные варианты методической работы.

Так, в методической работе с воспитателями низкого уровня мы ориентируемся на выработку у них положительного отношения к педагогической деятельности, на овладение теоретическими знаниями и практическими навыками, через такие формы работы как:

- классические пары (в процессе обучения робототехнике, планшетным технологиям, т. д., анализа открытых занятий, проектов),

- «Змейка опыта» - дискуссионный метод

- «Круглые столы»,

- презентации, изучение опыта педагогов ДОУ.

В первую очередь, с такими воспитателями проводятся конкурсы на тему «Лучшее педагогическое портфолио», «Лучшая презентация образовательной деятельности». В результате у педагогов развивается потребность в самообразовании, повышается уровень теоретической подготовки.

Цели методической работы с воспитателями среднего уровня следующие: формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности. Привлекаем педагогов к участию в работе творческих и проблемных групп в процессе решения поисковых задач, педагогических тренингов, деловых игр. Включение воспитателей в поисковую деятельность способствует повышению их профессионально-деловой активности.

Методическую работу с воспитателями высокого уровня мы строим на принципах стимулирования их творчества, интеграции деятельности с воспитателями - новичками.

В образовательной системе нашего ДОУ практикуются следующие творческие группы:

- Рабочая группа по разработке проектов, презентаций, мероприятий для проведения базовой стажировочной площадки,

- «Клуб молодого воспитателя»,

- педагоги – наставники,

- молодые педагоги – новаторы.

Новые педагогические технологии внедряются в практику повседневной работы ДОУ через активное участие педагогов в работе клуба творчества молодых, в конкурсе педагогического мастерства, в педагогических викторинах.

В результате создаётся модель деятельности педагогов-новаторов, совершенствуется их мастерство.

В этом учебном году у нас в ДОУ появилась еще одна формы работы «Мультимедийный салон», целью которого является повышение компьютерной грамотности педагогов. Он включает в себя мастер – классы в компьютерном классе, классические пары (обучение в парах), демонстрация презентаций, портфолио, видеофильмов.  «Использование ИКТ – технологий в процессе реализации эксперимента в ДОУ». На педсовете было проведено анкетирование, в результате которого выявлены педагоги – новаторы и новички в проблеме ИКТ. Рабочей группой был составлен ИКТ – проект, который реализуется в настоящее время.

Можно выделить следующие этапы и формы методической работы с кадрами:

1. Теоретический (осмысление передовых систем):

- Теоретический семинар «Особенности работы по программе «Успех» - Проблемный семинар «Деятельность педагогов в проекте «Ожившие страницы городской истории»,

- Презентация «Игровая терапия с родителями и детьми».

- Консультации: «Правила оформления портфолио педагога», «Мониторинг формирования интегративных качеств дошкольника на основе программы «Успех»,

- Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ».

2. Методический (показ лучших образцов передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы)

- Клуб творчества молодых.

- Школа психологии

- Организационно - деятельностные игры («Защита проекта» и др.).

- Методические недели.

- Ярмарка педагогических инноваций по приоритетным направлениям ДОУ.

3. Практический (самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания)

- Практикум «Экскурсия в творческую лабораторию педагога».

- Взаимопосещения.

- Творческая мастерская «Сказочная куклотерапия».

- Мультимедийный конкурс

- Творческие отчеты «Совместная деятельность педагога и детей», «По ступенькам творчества».

- Научно-практический семинар по экспериментальной работе «Формирование социального здоровья детей в едином пространстве: ДОУ - Семья – Социум».

- Эстафета передового опыта «Змейка опыта».

- Педагогические совещания – брифинги, форумы с обсуждением актуальных, инновационных идей.

В целях повышения активности, пробуждения инициативы воспитателей, поощрения их творческих поисков мы используем такую распространенную форму методической работы, как «Методические недели».

План методической недели по теме «ИКТ – технологии в педпроцессе»

Понедельник – Мастер – класс с педагогами по использованию ИД

Вторник - Мастер – класс по обучению планшетным технологиям.

Среда – Творческий час «Робототехника и дошкольник»

Четверг - Панорама творческих занятий: создание тематических дидактических игр для ИД (классические пары, подгрупповая работа)

Пятница – практикум «Создание электронных брошюр, буклетов, журналов»

При проведении методических недель мы учитываем следующие факторы:

1) Количественный и качественный состав педагогического коллектива;

2) Результаты изучения личности и деятельности воспитателей, причины их затруднений в работе;

3) Традиции и опыт методической работы (с учетом того, что можно сохранить и от чего следует отказаться);

4) Передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов. Сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать педагоги - новички.

Инновационные подходы к управлению методической работой мы связываем с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Убеждены, что важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Цель статьи – подбор и  апробация инновационных форм и методов работы старшего воспитателя для успешной профессиональной компетентности педагогов. ...

Инновационные формы и методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Модернизация системы образования в Российской Федерации выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагога на одно из ведущих мест. Профессиональная компетентность является услови...

Консультация «Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов»

В данной консультации подробно  описаны инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.Раскрыты особенности работы каждого метода....

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

        На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В документах,...

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов.

Инновационные методы работы старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов. «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому,...