Консультация для педагогов. " Особенности взаимодействия с тревожными детьми"
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Особенности взаимодействия с тревожными детьми.
1. Понятие «тревога» и «тревожность»
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVII веке и обозначало «знак к битве». Позже появилось и понятие «тревожность».
В литературе часто смешивают понятие «тревога» и «тревожность», но это не идентичные термины. Тревога – это эпизоотические проявления беспокойства и волнения. Физиологическими признаками тревоги являются учащенное сердцебиение, поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах. Кроме физиологических существуют и физиологические признаки проявления тревоги: ребенок начинает грызть ногти, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, крутить в руках разные предметы и др.
Состояние тревоги не всегда можно расценивать как негативное состояние. Иногда тревога становится причиной мобилизации потенциальных возможностей. Так , убегая от преследователя, человек развивает скорость бега значительно выше, чем в спокойном состоянии.
Различают мобилизирующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую ( парализует человека) тревогу . Какой вид тревоги будет испытывать чаще – во многом зависит от стиля воспитания в детстве. Если родители постоянно пытаются убедить ребенка в его беспомощности, то в дальнейшем в определенные моменты он будет переживать расслабляющую тревогу, если же , напротив, родители настраивают ребенка на достижение успеха через преодоление препятствия, то в ответственные моменты он будет испытывать мобилизирующую тревогу ( Раншбург Й, Поппер П. )
Единичные, т.е не часто возникающие , проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». Например, бывает, что ребенок волнуется перед вступлением на празднике в детском саду, но это беспокойство бывает не всегда, чаще в подобных ситуациях ребенок бывает спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях ( при прочтении стихотворения на празднике, при общении с новыми людьми и т.д.), это указывает на наличие тревожности.
Когда ребенок боится чего-то определенного , то говорят о проявлении страха( пр. страх замкнутого пространства, страх высоты, страх темноты).
Э.Изард трактует понятие «страх» как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию. Он отмечает, что тревога состоит из множеств эмоций, одной из составляющих которых является страх. Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присуствовать и печаль, и стыд, и вина и пр.
Эмоцию страха переживают люди в любом возрасте, однако каждому возрасту присущи и так называемые « возрастные страхи», которые были изучены и подробно описаны многими специалистами ( Раншбург Й., Поппер П., Захаров А.И. и др.). Исследования показывают , что первые проявления страха наблюдаются уже в младенческом возрасте. В период с двух до трех лет отмечается расширение репертуара детских страхов, и как правило они носят конкретный характер. В два года дети чаще всего боятся , например, посещения врача, а начиная с трехлетнего возраста число конкретных страхов значительно снижается, и на смену им приходят страхи символические, такие как страх темноты и т.д. В 6-7 лет ведущим становится страх своей смерти, а в 7-8 – смерти родителей.
Таким образом, наличие страхов у ребенка является нормой, но если страхов очень много, то следует уже говорить о наличии тревожности в характере ребенка.
2. Причины тревожности у детей.
Вопрос о причинах возникновения тревожности в настоящее время остается открытым. Многие авторы, в качестве одной из причин повышенно уровня тревожности дошкольников считают нарушение дестко-родительских отношений.
Е. Ю. Брель проводила исследование, направленное на выявление социально-психологических факторов, влияющих на формирование детской тревожности. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что такие социально-психологические факторы, как неудовлетворенность родителей своей работой, материальным положением и жилищными условиями, оказывает существенное влияние на появление тревожности у детей.
А.И. Захаров считает, что у старших дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при про проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.
В дошкольном возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать.
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты читают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, 9-11 годам – соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом, тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков: девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми ( ссоры, разлуки т.д.), мальчиков – насилие во всех его аспектах.
Чаще всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии (ситуации) внутреннего конфликта. Он может быть вызван:
1. Негативное отношение к ребенку, которое может унизить или поставить в зависимое положение
2. Неадекватные требования к ребенку (чаще всего завышенные требования)
3. Противоречивые требования, которые предъявляют ребенку взрослые.
4. Повышенная тревожность у родителей. Родители пытаясь уберечь ребенка от всех мнимых и реальных угроз формируют у него чувство беззащитности и неполноценности.
3.Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.
Рекомендуется работу с тревожными детьми осуществлять в трех направлениях :
1. Повышение самооценки
2. обучение ребенка управлять собой в волнующих его ситуациях
3. снятие мышечного напряжения
Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнения с другими детьми. Лучшим вариантом будет сравнение достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад. Если тревожность возникает при выполнении заданий на логику, классификацию и т.д. , то не рекомендуется проводить задания на скорость выполнения.
Педагог-психолог Малькова Н.В .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карта наблюдения за особенностями взаимодействия с детьми
карту можно использовать для наблюдения за особенностями взаимодействия педагога с детьми в ДОУ...
Консультация для родителей "Взаимодействие с детьми"
Консультация разработана для родителей детей старшего дошкольного возраста. В материале обращается внимание и даются практические рекомендации по взаимоотношениям между взрослыми и детьми....
Консультация для педагогов "Взаимодействие с детьми"
Консультация...
особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении
особенности взаимодействия с детьми имеющими трудности в общении...
Консультация "Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении"
Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общенииПонятие, причины, основные направления работы, разрешающие и запрещающие действия по отношению к ребенку.АгрессивностьАгресси...
"Особенности взаимодействия с детьми с разными типами темперамента"
Говоря о темпераменте, как правило, подразумевают взрослого человека, сформировавшуюся личность. Однако проявления, характерные для того или иного типа темперамента, можно наблюдать и у дошкольников. ...
«Особенности взаимодействия с детьми, имеющими трудности в общении»
Общение — это важнейшая составляющая развития социально-личностных отношений. Отношения с другим людям зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детстве.Как научить ребенк...