ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
статья по психологии
в статье обосновано, что светопесочная терапия, как один из арт-терапевтических методов, является эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, повышения общего фона настроения, а также способствует развитию психических процессов и формированию коммуникативной сферы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
Аннотация: в статье обосновано, что светопесочная терапия, как один из арт-терапевтических методов, является эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, повышения общего фона настроения, а также способствует развитию психических процессов и формированию коммуникативной сферы.
Ключевые слова: песочная терапия, арт-терапия, ранний возраст, адаптация. Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременное начатое и правильное осуществляемое воспитание и обучение детей раннего возраста, является важным условием их гармоничного развития.
Результаты различных диагностик, указывают на необходимость создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для повышения уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Руководствуясь ФГОС ДОУ, возникла необходимость использования в работе с детьми раннего возраста новых форм взаимодействия и нетрадиционных педагогических технологий. Одним из таких методов является светопесочная терапия, и в адаптированном к раннему возрасту варианте, она открывает новые возможности для развития детей.
Метод песочной терапии на световом столе или метод «Sand-Art»(песочное рисование) появился в США более 30 лет назад, и сначала использовался при проведении разнообразных шоу-программ. Изобретателем метода является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». В России первой, кто стал использовать метод песочного рисования, стала Марина Соснина – художник, педагог студии «SandARTist».
Светопесочная терапия, как один из арт-терапевтических методов, является эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, повышения общего фона настроения, а также способствует развитию психических процессов и формированию коммуникативной сферы.
Преимущества светопесочной терапии:
Во-первых, у ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие окружено тайной. Это похоже на волшебную сказку или ритуал.
Во-вторых, ощущение песка расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш подзаряжается как батарейка, хорошей энергией. Уходят эмоциональные «зажимы» и организм возрождается.
В-третьих, ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую – либо ошибку. Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять поковырять пальчиком. изобразить примитивные палочки «каляка-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.
В-четвертых, рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что действия с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. Включение в структуру занятий элементов сказкотерапии, позволяет достигать возникновения у ребенка ощущения чуда, сказки в момент игры с кукольным персонажем.
Оборудование и атрибутика:
‒ куклы (Песочный Человечек, Песочная Фея);
‒ стол с подсветкой;
‒ специальный песок;
‒ пластмассовые формочки, воронки, сита, лопатки;
‒ маленькие фигурки животных, ракушки, камешки Марблс.
Рисование и игра на песочном столе происходят стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костномышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.
Приемы светопесочной терапии:
‒ рисование пальцами (упражнения: «Точки», «Дождь», «Дорожки», «Колеса», «Улиточки», «Волны», «Гусеница»); ‒ рисование ладошкой и пальцами (упражнения: «Рыбка», «Узоры», «Солнышко», «Тарелочки»);
‒ рисование кулачками (упражнения «Тучи», «Следы», «Колобок», «Мячики»); ‒ отпечатки (предметов, трафаретов, ладоней);
‒ насыпание (из ладони, из кулачка, из пальцев);
‒ перетирание ладошками;
‒ просеивание.
При реализации данной технологии соблюдаются определённые условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. Творческий подход педагога к проведению занятий.
3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Данная технология – это еще одна возможность выявить детей с особыми потребностями, (по наблюдениям) т.к очень важно именно в раннем возрасте распознать в ребенке нарушения социального интеллекта. (Во время занятия обращается внимания на действия и эмоции детей: откликается ли на имя, понимает ли обращенную к нему речь, пытается ли взаимодействовать с педагогами и сверстниками?)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/15/picture-344415-1492268579.jpg)
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...
Презентация "«Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий в образовательной деятельности»
Презентация для родителей "Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством игровых технологий"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-603408-1540917106.jpg)
Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста
Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2024/09/04/picture-277420-1725451968.jpg)
Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".
Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/10/picture-1009720-1518259007.jpg)
Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”
Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/20/picture-896437-1487607593.jpg)
Опыт работы по развитию психических процессов и эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста посредством использования дидактического пособия «Дорожки»
многофункциональное дидактическое пособие «Дорожки».Это пособие незаменимый помощник в работе с детьми по развитию психических процессов.В процессе работы с данным дидактическим пособием у...