Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи- далее ОВЗ). Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи ребенка), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа клуба для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 105 компенсирующего вида
Невского района Санкт – Петербурга
ПРИНЯТА решением Педагогического совета ГБДОУ детского сада №105 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга Протокол № 1 от 31.08.2022 | УТВЕРЖДЕНА Заведующий ГБДОУ детского сада №105 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга __________ Е.Ю.Быкова Приказ № 288-ОД от 31.08.2022 |
Программа клуба для родителей, воспитывающих детей
с ограниченными возможностями здоровья
«Теремок»
Составитель:
Педагог-психолог
Воробьева Анастасия Александровна
срок реализации 2022-2023 уч.г.
Санкт-Петербург
2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел. Пояснительная записка
1.1. Актуальность программы ……………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………….….3
1.3. Адресат программы ……………………………………………………….…...4
1.4. Объём и срок реализации программы …………………………………….….4
1.5. Ожидаемые результаты…………………………………………………..…….4
1.6. Основные требования к реализации программы………………………..……5
1.7 Методы и приемы реализации программы……………………………...…….5
II. Содержательный раздел.
2.1. Календарный график реализации программы на 2022-2023 учебный год…6
2.2. Комплексно-тематическое планирование………………………………..…....6
III. Организационный раздел………………………… …………………………...…9
3.1. Структура занятия…………………………………………….………………...9
3.2 Предполагаемый ожидаемый результат. Способ оценки эффективности....9
Список литературных источников……………………………………………….10
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………….…………………………….…11
ПИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………………12
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
Современные тенденции ставят педагогический коллектив, стремящийся эффективно выполнять свои воспитательные функции, перед необходимостью искать в лице семьи единомышленников. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должно преобладать сотрудничество. Задача педагогического коллектива – не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка. Первый шаг в формировании новых отношений с родителями должен сделать педагог.
На данный момент существует различные формы взаимодействия педагога-психолога с родителями, одной из наиболее эффективных является создание родительских клубов.
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании, и познании ребенка, в умении оказать помощь как себе, так и своему ребенку.
Актуальность программы:
Первая школа социализации малыша является семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи рискует быть безрезультативной. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня воспитательный ресурс семьи претерпевает серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А ведь вопросы воспитания детей раннего возраста - это, прежде всего, вопросы молодой семьи.
Актуальность проблемы состоит еще и в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Цель :
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с психофизическими нарушениями посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи :
- формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития;
- расширить видение родителями своих воспитательных функций в отношении ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка;
- Формировать навыки самопомощи у родителей в стрессовых состояниях, проводить профилактику родительского выгорания.
- формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения;
- способствовать расширению контактов с социумом, обеспечить возможность общения родителей, имеющих детей со схожими проблемами.
- Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
- Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
- Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
- Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями.
- Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия.
- Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательным и потребностями дошкольников.
Адресат программы
Программа рассчитана на родителей детей с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи- далее ОВЗ). Приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, других членов семьи ребенка), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка, участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 1 учебный год (затем она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проводятся примерно 1 раз в месяц (9 встреч).
Продолжительность и время проведения одного занятия - 1,5-2 часа.
Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, это позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал и замотивировать родителей на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч для родителей и конспектами занятий клуба «Теремок». В течение учебного года программа может корректироваться в зависимости от запросов, потребностей участников клубных встреч.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Повышение уровня родительской компетентности в вопросах воспитания ребенка с ОВЗ
- Снижение уровня родительской тревожности, овладение методами профилактики родительского выгорания в процессе воспитания ребенка с ОВЗ.
- Осознание роли семьи и её влияния на формирование личности, ребенка с ОВЗ.
- Создание условий для обеспечения психологической безопасности семьи, воспитывающей ребенка с особыми потребностями.
- Повышение уровня знаний в сфере возрастной психологии, а также состоянии развития и здоровья детей с ОВЗ, реальных возможностях и механизмах их адаптации в обществе.
- Овладение навыками коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний.
Основные требования к реализации программы:
- Взаимодействие с родителями – особый вид психолого-педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, что определяет и специфику форм работы родительского клуба, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.
- Образование и просвещение родителей детей с особыми образовательными потребностями ориентировано на актуальные проблемы жизни ребенка, на психологическую безопасность (безопасная семья, безопасная школа или сад, социальное окружение) семьи и ее взаимодействия с ОУ. Следует учитывать, что наибольший эффект достигается тогда, когда обучение соединено с решением практических задач воспитания детей с учетом их индивидуальных особенностей и возможностей.
- В реализации программы могут принимать участие специалисты разного профиля: педагог-психолог, социальный педагог, врачи-специалисты, которые помогут расширить знания родителей в отдельных вопросах социальной адаптации, интеграции, развития детей с ОВЗ.
Методы и приемы:
- Лекция – тематика определяется заранее
- Групповая дискуссия
- Обсуждение различных ситуаций в играх;
- Ролевое проигрывание;
- Творческие задания, направленные на самовыражение и самопроверку;
- Упражнения на формирование адекватной самооценки и умение скорректировать свое поведение.
II. Содержательный раздел
Календарный график реализации программы на 2022-2023 учебный год:
№ | Тема | Дата |
1 | Адаптация ребенка к детскому сад | 05.09.2022 |
2 | Как родителю восстанавливать силы | 17.10.2022 |
3 | Ребенок – великое сокровище | 21.11.2022 |
4 | Тревожность родителей и детские страхи | 19.12.2022 |
5 | Ребенок и гаджеты, есть ли опасность? | 16.01.2023 |
6 | Игра – источник развития | 20.02.2023 |
7 | Как воспитать в ребенке адекватную самооценку | 20.03.2023 |
8 | Как реагировать на детскую агрессию | 24.04.2023 |
9 | Безопасность в семье – источник будущего благополучия | 22.05.2023 |
Комплексно-тематическое планирование
№ | Тема | Задачи | Дата | Результат |
1. | Адаптация ребенка к детскому саду | Знакомство родителей с психологическими аспектами адаптации детей к условиям детского сада, повышение родительской компетентности по проблемам воспитания и взаимодействия с ребенком в период адаптации. Организация позитивного сотрудничества между семьей и О.У. | Сентябрь | Минимизация родительско-детского стресса в период адаптации к условиям детского сада. Приобретение родителями навыков совладающего поведения. Гармонизация взаимодействия: ребенок-родитель-педагог. |
2. | Как родителю восстанавливать силы | Открыть путь к собственному «Я» посредством совместного изучения нереализованных внутренних возможностей. Научить родителей эффективным способам поиска внутренних ресурсов, самодиагностики и самопомощи. Гармонизация взаимодействия с ребенком. | Октябрь | Расширение репертуара родительских копинг-стратегий. Приобретение навыка личной психопрофилактики родителей. Снятие эмоционального напряжения (чувства страха, тревоги, неуверенности в себе). |
3. | Ребенок – великое сокровище | Повысить родительскую компетентность в понимании внутренних переживаний и потребностей ребенка. | Ноябрь | Осознание родителями ценности ребенка и детства как таковых. Увеличение чуткости к собственным и чужим потребностям. Проявление большего числа альтернативных видов поведения при столкновении с различного рода проблемами, связанными с общением и взаимодействием с ребенком. |
4. | Тревожность родителей и детские страхи | Раскрытие понятий тревога и тревожность. Развитие у родителей понимания взаимосвязи их эмоционального состояния с эмоциональным состоянием ребенка. тренировка способности саморегуляции , умения брать на себя ответственность за себя и за других. | декабрь | Участники овладеют навыком регулирования психоэмоционального состояния. Получат опыт в самодиагностике повышенной тревожности. |
5. | Ребенок и гаджеты, есть ли опасность? | Просвещение в области цифровой гигиены, обсуждение современных данных о вероятном вреде для психики ребенка чрезмерного использования гаджетов. Самодиагностика степени зависимости от экрана у родителя и ребенка. Обучения способам ограничения экранного времени ребенка без конфликтов. | январь | Выработка четких представлений о необходимости цифровой гигиены. Расширение репертуара способов игрового и организационного взаимодействия с ребенком для профилактики либо преодоления экранной зависимости. |
6. | Игра – источник развития | Раскрытие понятия игры – как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста. Обсуждение значимости игровой деятельности для развития высших психических функций ребенка. Осознание в процессе игрового мастер-класса – игры как ресурса для психического восстановления. | февраль | Расширение репертуара игрового взаимодействия родителей и детей. Приобретение родителями навыков в области дидактических игр и свободной игры. Гармонизация внутрисемейных отношений. |
7. | Как воспитать в ребенке адекватную самооценку | Обсуждение понятия самооценка, источников формирования самооценки и ее вариативности и значимости для гармоничного развития личности ребенка. Обучение методам диагностики самооценки ребенка, а также способам ее оптимизации. | март | Приобретение родителями навыка позитивной коммуникации с ребенком для формирования его позитивного самоотношения. |
8. | Как реагировать на детскую агрессию | Раскрытие понятия – агрессия. Обсуждение вероятных источников возникновение агрессивного поведения ребенка. Проигрывание ситуаций с обучением способам их разрешений. | апрель | Осознание важности сохранения эмоциональной стабильности родителя в ситуации агрессивного поведения ребенка. Приобретение навыка выстраивания границ допустимого в детском поведении |
9. | Безопасность в семье – источник будущего благополучия | Раскрытие темы семейных отношений как системы, где все элементы неразрывно связаны и влияют друг на друга. Осознание важности чувства безопасности ребенка в семье для его благополучного развития | май | Способствование улучшению детско-родительских отношений и формирование навыков эффективного взаимодействия между мамой и ребенком. |
III. Организационный раздел
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
- Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
- Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
- Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
- Просмотр видеосюжетов с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
- Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
- Практическое занятие (практикум мастер-класс) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми.
- Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия, сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
- Фотовыставки по клубным занятиям, оформление фотоальбомов – информация о содержании прошедших клубных встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
- Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, брошюра и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса.
Предполагаемый ожидаемый результат
- Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
- Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
- Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
- Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Критерии оценки эффективности
Оценить эффективность данной программы предпологается при помощи беседы с родителями, наблюдения, а также анкеты для родителей, представленной в приложении.
Критерии оценивания по анкете :
Градация баллов – от одного до четырех, от минимально выраженного, до максимального
Вопросы имеют как прямую корреляцию - 1,3.5.6.9.10
Так и обратную корреляцию – 2,4,7,8
Список литературы
Алексеев А.В. Психомышечная тренировка//Руководство по психотерапии. Ташкент, 1985
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968
Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986
Ильина М.Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет. СПб., 1996
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии Спб., 2001
Мамайчук И.И. Психологический анализ системы отношений в семьях дошкольников и пути их коррекции // Вместе с семьей. Спб., 1996
Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье. Л., 1984
Мамайчук И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб., 2006
Мустакс К. Игровая терапия СПб., 2006
Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990
Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Радостное взросление. СПб., 2006
Эриксон Э. Детство и общество СПб., 2019
Приложение 1
Структура занятия
Занятие состоит из 3-х блоков:
1 блок: Введение в тему
Первый блок включает в себя организационную и информационную части.
Организационная направлена на создание атмосферы эмоциональной близости участников группы, включение в тематику общения.
В информационной части предлагаются мини-лекция по обозначенной теме, которая может иллюстрироваться просмотром видеосюжетов; рекомендации по работе с детьми в практической части занятия; подготовка рабочих мест.
2 блок: Практический
Это может быть практикум или мастер-класс для родителей, детско-родительский практикум. Таким образом, родители осваивают практические умения для самостоятельных занятий с детьми. По окончании детско-родительского занятия дети возвращаются в свои группы. В связи с этим, детско-родительское занятие предполагает предварительного продумывания организационных вопросов, связанных с приведением детей на занятие и возвращением их в группы после практической части.
3 блок: Итоговый
Это часть активного общения всех участников встречи и специалистов по поводу полученной информации и приобретенного опыта, осмысления происходящего, осознание своего реагирования на конкретные ситуации, психологическая и педагогическая интерпретация происходившего. Предоставляется возможность отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступить в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Приложение 2
Анкета для родителей
(законных представителей) ребенка, посещающего
ГБДОУ Д.С. №105 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга
Система оценки качества работы родительского клуба «Теремок»
№ | Вопрос | нет | Скорее нет | Скорее да | да |
1 | Обладаете ли Вы достаточной информацией об особенностях детского возраста | ||||
2 | Испытываете ли Вы сомнения в своих воспитательных приемах | ||||
3 | Удовлетворены ли Вы качеством вашего общения с ребенком | ||||
4 | Испытываете ли Вы чувство истощения в связи с процессом воспитания ребенка | ||||
5 | Умеете ли Вы восстанавливать свои силы: физические и психические | ||||
6 | Обладаете ли Вы достаточной информацией в области развития познавательной сферы ребенка | ||||
7 | Испытываете ли Вы тревогу при мысли о будущем ребенка | ||||
8 | Хотели бы Вы узнать больше различных вариантов совместных игр с ребенком | ||||
9 | Удовлетворены ли Вы процессом взаимодействия с педагогами и воспитателями образовательного учреждения | ||||
10 | Знаете ли Вы о том куда и к кому можно обратиться за поддержкой и помощью в случае возникновения вопросов либо трудностей в процессе воспитания ребенка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования, как одна из форм оказания ранней помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья
Данная статья раскрывает организацию работы Пункта психолого-медико-педагогического консультирования в условиях ДОУ....
Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки
В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...
«НА ПОРОГЕ СКАЗКИ» Проект социальной реабилитации семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей, испытывающих трудности в социальной адаптации (с ограниченными возможностями здоровья), их родителей (законных представителей), находящихся на краткосрочном ку
Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида,сталкивается с трудностями в решении педагогических...
Коррекционно-развивающие подвижные игры для детей ограниченными возможностями здоровья.
Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение.Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно отсталого ребе...
"ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
Люди на свет рождаются разными:Непохожими, своеобразными.Чтобы других ты смог понимать,Нужно терпенье в себе воспитать.Нужно с добром к людям в дом приходить,Дружбу, любовь в своем сердце хранить!...
Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором успешной социализации и адаптац...
Рекомендации педагога-психолога родителям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...