Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов
статья

Овчинникова Наталья Владиславовна


Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов, является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптации в обществе.      Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка. Чем тяжелее состояние ребенка, тем более (а не менее!) он нуждается в обучении. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое воздействие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_sbornik_rabota_s_semyami.docx1014.64 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов.

Овчинникова Наталья Владиславовна                                                                             государственное казенное дошкольное образовательное учреждение                                  «Детский сад № 7 «Дюймовочка» г. Ессентуки Ставропольского края                                        старший воспитатель, учитель-дефектолог                                                                         высшей квалификационной категории. 

Аннотация
Эффективная своевременная квалифицированная помощь семьям,                          воспитывающим детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов,                   является основополагающим фактором  успешной социализации и адаптации в обществе.                                                              Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка.                              Чем тяжелее состояние ребенка, тем более (а не менее!) он нуждается в обучении. Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка сильное терапевтическое воздействие.

Ovchinnikova Natalia Vladislavovna
State-owned preschool educational institution «Kindergarten № 7 «Duimovochka» Essentuki, Stavropol Territory.
Senior teacher, highest qualification category defectologist.

Summary
Effective and timely qualified assistance to families raising special and disabled children is a fundamental factor for successful society socialization and adaptation.
Education is the most appropriate form of children socialization. The worse the child's condition, the more education he needs. A properly organized educational environment has a strong therapeutic effect on the child.

О необходимости активного изучения всего спектра проблем семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нашло свое отражение еще в дореволюционной России и в советскую эпоху в работах многих ведущих отечественных социологов, психологов, педагогов, психиатров, таких как Е.П. Агапов, Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, М.В. Ипполитова, Э.И. Леонгард, Е.М. Мастюкова, Е.И. Холостова, В.А. Шапинский и др.

В последние годы по проблеме исследования семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, появились работы в разных областях науки, среди которых следует отметить труды Б.Н. Алмазова, Е.Ф. Ачильдиевой, Г.Н. Багаевой, Н.Л. Белопольской, Л.К. Грачева, М.А. Гулиной, А.В. Закрепиной, Т.Н. Исаевой, И.Ю. Левченко, Н.Ф. Мордвинкиной, Л.Н.  Рыбаковой, Е.Р. Смирновой, Е.А. Стребелевой, В.В. Ткачевой и др. Исследованием комплекса проблем детей с ограниченными возможностями здоровья занимались такие ученые,  как Л.И. Акатов, И.Е. Лукъянова, Б.Г. Мосалев, Е.А. Сидига, Н.В. Чистоклетова, Е.Е. Шмидт, Е.Р. Ярская-Смирнова и др.

Анализ литературы и знание реальной ситуации позволили сделать вывод о том, что работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, чрезвычайно важная социально-психологическая проблема, требующая к себе пристального и постоянного внимания, как теоретиков, так и практиков.

В связи с этим, работа с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, является основополагающей. Такие семьи представляют собой одну из наиболее уязвимых категорий населения, имеющей свою специфику и требующей всестороннего учета особенностей при работе с ними.
Родители, оказавшись в ситуации рождения ребенка с проблемами в развитии и необходимостью его особого воспитания, не всегда способны адекватно воспринимать ситуацию и самостоятельно преодолевать сложный кризис вхождения в статус семьи с ребенком с ограниченными возможностями. 

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование.

Изменения представления государства и общества о правах и возможностях детей с особыми образовательными потребностями привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

В России основой для нормативно-правовой базы социальной защиты инвалидов являются международно-правовые документы, в которых говорится о социальной работе с семьей, воспитывающей ребёнка инвалида:

- «Всеобщая декларация прав человека»

- «Декларация о правах инвалидов»

- «Декларация о правах умственно-отсталых лиц»

- «Конвенция о правах ребёнка»

- «Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования»

- «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»

- «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов»

Право на образование – одно из самых значительных прав человека. В «Законе об образовании РФ» 2012г. говорится об обеспечении равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27)

Дошкольное учреждение – это  первое  образовательное учреждение, первый внесемейный социальный институт,  с которым вступают в контакт    родители  «особого» ребенка и где начинается их систематическое  взаимодействие.

Поддержка и реабилитация самой семьи, позволяет наиболее плодотворно социализировать ребенка-инвалида. Необходимо определить перед ним и его семьей перспективы жизнеустройства. Это в свою очередь позволит не выпасть семье из общественной жизни и наиболее максимально быть полезными и востребованными социумом.

Чем раньше больные дети интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние. Наиболее важной составляющей частью реабилитации является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ОВЗ, это способствует повышению самооценки и расширению его возможностей.

Дети - инвалиды и их семьи являются одной из наиболее притесненных категорий населения. Не считая общих социальных трудностей, свойственных для большей части населения в критичной ситуации, они с наибольшим трудом адаптируются к негативным социальным изменениям, обладают низкой способностью к самозащите, испытывают дискомфорт от дефицита развития правовой базы, малоразвитости системы помощи. Семья-микросоциум, в котором не только протекает жизнь ребёнка, но и устанавливаются его моральные качества. Существует большая зависимость развития ребёнка от семейного фактора: чем больше проявляется семейное неблагополучие, тем все больше выражены нарушения развития ребёнка. Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка инвалида, изучает её как реабилитационную структуру, с вероятностью по созданию благоприятных условий для развития и воспитания.

Выделяют  характерные особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида:

- физическая и нервно-психическая нагрузка, напряженность, усталость, тревога и неуверенность в будущем ребенка

- неудовлетворенность вследствие расхождения ожиданий родителей и проявлений ребенка

- искажение семейных взаимоотношений

- изменение семейных ролей, сосредоточенность семьи преимущественно  на  ребенке

 - снижение социального статуса семьи

 - воспитательная неуверенность, неустойчивость типа воспитания

Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Наиболее оптимальным является понятие - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов. Партнерство подразумевает почти полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии. Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др).

Объединение усилий двух равнозначных социальных институтов - одно из актуальных направлений в работе ДОУ, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается стимулировать активную позицию членов семьи в вопросах развития ребенка, повысить реабилитационный потенциал семьи, выработать адекватную реакцию на факт инвалидности своего ребенка, максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в социальной адаптации и освоении программного материала.

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО\дети 2017\IMG_2054.jpg

Модели работы с семьями детей с особыми образовательными потребностями,  используемые в государственном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад  № 7 «Дюймовочка» г.Ессентуки

ГКДОУ «Детский сад № 7 «Дюймовочка» посещают дети с ОВЗ и дети-инвалиды: глухие и слабослышащие, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи.

Наличие в ГКДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка» специалистов различного профиля: учителей-дефектологов, сурдопедагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, тьютора, знающих особенности психофизического развития разных категорий детей с ОВЗ, имеющих опыт работы, владеющих методиками их обучения и воспитания, дает возможность грамотно построить работу с семьями детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Работа по реализации новых форм взаимодействия с семьей ведется в двух направлениях:

  1. работа с родителями детей  с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОУ
  2. с семьями неорганизованных детей с ОВЗ и детей-инвалидов

На базе ГКДОУ успешно функционирует  консультационный Центр  для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и их родителей,  не посещающих дошкольное учреждение.

Центр осуществляет свою деятельность на основании приказа министерства образования Ставропольского края №186-пр от 14.02.2020 года в соответствии с «Положением о консультационном Центре для родителей ГКДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка», утвержденным приказом №16/1 от 26.02.2020 г.

Целью деятельности Центра является повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до 3-х лет путем предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные задачи Центра:

  • разработка механизмов и реализация комплекса мер, направленных на обеспечение доступной и качественной помощи родителям (законным представителям) в вопросах образования и воспитания детей;
  • оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей в возрасте от 0 до 8 лет;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей (законных представителей);
  • разработка информационно-методических материалов, осуществление методического сопровождения специалистов ДОУ по работе с родителями (законными представителями);
  • поддержка профессиональной деятельности специалистов образовательных организаций путем проведение обучающих семинаров;
  • развитие социальной активности семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Для реализации задач Центр осуществляет следующие направления деятельности (в комплексе или некоторые из них исходя из выбранной модели деятельности):

психолого-педагогическое консультирование и просвещение родителей (законных представителей);

психолого-педагогическая первичная диагностика детей (определение психологических особенностей обучающихся, потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации);

коррекционно-развивающая работа с обучающимися (разработка и реализация коррекционно-развивающих образовательных маршрутов, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, психолого-педагогическую коррекцию определенных недостатков в психическом развитии, нарушений социализации и адаптации);

изучение консультационных запросов родителей (законных представителей) через анкетирование, проведение опросов;

оказание информационно-консультационных услуг для родителей (законных представителей) на сайте Учреждения: электронные библиотеки, ответы специалистов на вкладке «Вопрос специалисту Центра»;

проведение обучающих лекториев, семинаров-практикумов для родителей (законных представителей);

разработка и трансляция обучающих видео занятий для родителей (законных представителей);

организация сетевого взаимодействия по психолого-педагогическому сопровождению детей между образовательными учреждениями;

создание базы данных общеобразовательных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение детей;

выявление, изучение, обобщение и распространение передового опыта деятельности.

Организация психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) строится на основе интеграции деятельности специалистов. Помощь может быть оказана одним или несколькими специалистами одновременно согласно графику работы Центра.

За 2 года существования консультационного Центра, 47 семей получили квалифицированную помощь и моральную поддержку, как дистанционно, так и на базе дошкольного учреждения.

   

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО\семинар в ДОУ мой\P1170654.JPG   D:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО\IMG_6332.JPG 

Еще один вид помощи специалистов ГКДОУ семьям, воспитывающим ребенка-инвалида – обучение детей-инвалидов на дому.

Образование на дому является одной из форм образования детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать дошкольное общеобразовательное учреждение.

Целью организации дошкольного образования детей - инвалидов на дому является обеспечение прав детей на получение дошкольного образования, укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции отклонений в физическом и/или психическом развитии независимо от наличия у ребенка тяжелых и множественных нарушений в развитии.

Основанием для организации дошкольного образования детей-инвалидов на дому является заявление родителей (законных представителей) на имя заведующего ГКДОУ и заключение врачебной комиссии.

.F:\ФОТО работа в Ессентуках\ФОТО РАБОТА 2015\Посещение на дому\063 (2).JPG

Основными задачами дошкольного образования детей-инвалидов на дому являются:

  • выявление индивидуальных особенностей развития и потенциальных (резервных) возможностей ребенка
  • определение условий, способствующих оптимальному развитию ребенка

-        организация консультативной и психологической помощи родителям, обучение их приемам и методам, направленных на взаимодействие с особым ребенком

  • разработка и реализация индивидуального образовательного  маршрута, обеспечивающего коррекцию имеющихся дефектов у ребенка-инвалида, укрепление психофизического здоровья и гармоничного развития
  • обеспечение щадящего режима образования

В организации работы по дошкольному образованию детей-инвалидов на дому задействованы: заведующий ГКДОУ, старший воспитатель, учитель - логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, семья.

Фамилии детей - инвалидов, получающих дошкольное образование на дому, вносятся в список соответствующей возрастной группы и утверждаются приказом заведующего. Специалисты ГКДОУ, осуществляющие дошкольное образование на дому, закрепляются за ребенком-инвалидом приказом заведующего. Время на занятие с ребенком на дому включено в циклограмму рабочего времени специалистов. Периодичность занятий соответствует учебному плану организованных видов деятельности с ребенком.

Специалисты ГКДОУ, осуществляющие дошкольное образование ребенка-инвалида на дому, ведут следующую документацию:

  • журнал учета индивидуального обучения на дому (дневник посещений), где фиксируются дата занятия, содержание пройденного материала, количество часов и систематическая оценка занятия;
  • карта диагностического обследования;
  • индивидуальный образовательный маршрут/перспективный план работы;
  • график работы специалистов.

Отчеты по коррекционно-педагогической работе с детьми-инвалидами заслушиваются на заседаниях психолого - педагогического консилиума ГКДОУ и на итоговом педагогическом совете.  Результаты деятельности коллектива по организации дошкольного образования детей-инвалидов на дому фиксируются в форме таблиц,     диагностических выводов, обобщений рекомендаций педагогам, родителям, администрации ГКДОУ.

Индивидуальное дошкольное образование детей-инвалидов на дому предоставляется детям бесплатно.

Специалисты проводят все виды занятий в соответствии с требованиями СанПин, учетом индивидуальных возможностей ребенка.

Педагогами ГКДОУ «Детский сад № 7 «Дюймовочка» при обучении ребенка-инвалида на дому, отработаны и используются следующие  модели интеграции:

- полной интеграции, когда ребенок-инвалид сможет в перспективе посещать дошкольное учреждение (по мере прохождения реабилитационного периода после перенесенной операции)

- временной (частичной) интеграции. В рамках временной интеграции, когда ребенок-инвалид посещает некоторые совместные  мероприятия – праздники, развлечения и т.п.  

За 4 года  квалифицированную  коррекционную помощь на дому получили 4 ребенка с особыми потребностями, не имеющими возможность посещать ДОУ по состоянию здоровья.

Психолого-педагогический консилиум еще одна форма взаимодействия специалистов организации, осуществляющей образовательную деятельность, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Задачами ППк являются:

-выявление трудностей в освоении адаптированных образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения

-разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся

-консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования

В рамках консилиума происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения детей с ОВЗ в процессе  обучения.

 Консилиум  позволяет объединить информацию об отдельных составляющих статуса ребёнка, которой владеют педагоги, специалисты и на основе целостного видения воспитанника,  с учётом данных о прошлом состоянии здоровья,  обучения, разработать и реализовать общую линию его дальнейшего обучения и развития. Консилиум помогает избежать субъективизма в оценке возможностей воспитанников, позволяет объективно их оценить и построить совместную программу действий, направленную на развитие определённых качеств или на устранение выявленных трудностей и недостатков.

Данные формы коррекционной помощи специалистами ГКДОУ «Детский сад № 7 «Дюймовочка» обеспечивают возможность подготовить ребенка с ограниченными возможностями и ребенка-инвалида к коррекционной и общеобразовательной школе.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды мечтают, как все ходить в детский сад, расти, играть, развиваться как их сверстники.

Давайте дадим им такую возможность!

C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\ФОТО\мейнстриминг\P1170054.JPG

Список использованной литературы

1. Назарова М. Н. Специальная педагогика. М.: АСАДЕМА, 2015. 519 с.

2. Огарков М. Д. Дети-инвалиды: проблемы и пути решения. 2001. №11. С. 15-17.

3. Осухова Н. Г. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: методический сборник. М.: Транзит ИКС», 2010. 132 с.

4. Палькина Л. Ф. Помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. // Журнал. Социальная работа. 2012. №6. С. 14-15

5. Бурдина Г. С. Новая модель работы с семьей. Социальная работа. 2015.

6. Ткачева В. В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М.: Психология, 2006. 320 с.

7. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей. М.: Дрофа, 2013. 326 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимо помнить о важности преемственности между обучающими(падагогами), обучающимися( детьми) и родителями. Семья является слепком структуры общества,  первым окружением человека. И поэтому о...

Формы и методы работы с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

Cодействие в реализации прав ребенка и семьи на образование, охрану здоровья;-    информирование родителей и ребенка о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого-педагогическ...

Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

    На сегодняшний день, одной из самых тревожных тенденций является повышение роста количества детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), с проблемами в развитии. В ...

Родительский клуб как эффективная форма психологической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Наиболее эффективной формой взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, является родительский клуб, так как именно клуб строит отношения с семьей на принципах добровольнос...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителей всегда расходятся), поэтому, прежде чем начать работу, н

В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.Научить ребенка с ОВЗ всему не возможно (мнения педагогов и родителе...