проект «Подружимся с эмоциями»
проект по психологии (старшая группа)

Хайрова Татьяна Викторовна

Авторы проекта:

педагог-психолог: Хайрова Т.В.

Возрастная группа: средняя группа (дети 4 - 5 лет)          

Вид проекта: информационный, игровой, познавательный;

Продолжительность проекта: краткосрочный с 27.03.2023 по 13.04.2023 (продолжительность проекта - 14 дней)

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатель, воспитанники ДОУ (дети средней группы),

родители воспитанников средней группы ДОУ

Проект реализуется через образовательные области:

- речевое развитие

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- художественно-эстетическое развитие

- музыкальное развитие

- физическое развитие

                                                                     

                                                                     Актуальность проекта

«Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

                                                                                          Л.С. Выготский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_emotsii.docx62.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад присмотра и оздоровления № 108» г.Саратова

                                                             

П Р О Е К Т

«Подружимся с эмоциями»

(средняя группа)

                                                     

             

                                                                                           Авторы проекта:

                                                                                        педагог-психолог:

                                                                                           Хайрова Т.В.

                                                                                         

                                                                       

2023 г.

Проектная деятельность в детском саду                            

         

Авторы проекта: 

педагог-психолог: Хайрова Т.В.

Возрастная группа: средняя группа (дети 4 - 5 лет)          

Вид проекта: информационный, игровой, познавательный;

Продолжительность проекта: краткосрочный с 27.03.2023 по 13.04.2023 (продолжительность проекта - 14 дней)

Участники проекта: педагог-психолог, воспитатель, воспитанники ДОУ (дети средней группы),

родители воспитанников средней группы ДОУ

Проект реализуется через образовательные области:

- речевое развитие

- познавательное развитие

- социально-коммуникативное развитие

- художественно-эстетическое развитие

- музыкальное развитие

- физическое развитие

                                                                     

                                                                     Актуальность проекта

«Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

                                                                                          Л.С. Выготский

     Под эмоцией в широком смысле понимается «душевное переживание, чувство». Эмоции сопровождают практически любые проявления активности человека. Эмоциями считают простое, непосредственное переживание в данный момент, связанное с удовлетворением или неудовлетворением потребностей.

   Каждая эмоция имеет свое внешнее выражение.  Выразительные формы проявления эмоций: жесты, мимика, пантомимика, эмоциональные компоненты речи, вегетативные изменения. Наибольшей способностью выражать различные эмоциональные оттенки обладает лицо человека. Проблемой развития эмоций личности занимались: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин.  

    В современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию познавательных способностей детей и забывают о формировании эмоциональной сферы детей, а этой сфере необходимо придавать такое же значение, как и интеллектуальным достижениям детей.

    В чем же важность формирования эмоциональной сферы? Эмоционального интеллекта.

     Способность различать собственные эмоции, управлять этими эмоциями, а также различать эмоции другого человека, лучше понимать друг друга, не пользуясь речью- называется эмоциональным интеллектом

     Эмоции, чувства занимают важное место в жизни дошкольника, влияют на его развитие. В дошкольном возрасте формируется и развивается эмоциональная сфера.  

Эмоциональное развитие – это одно из главных условий, которое  в будущем обеспечивает эффективность процесса воспитания и обучения ребенка. Существует тесная связь эмоционального и интеллектуального развития.

     Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, обогащает их жизнь впечатлениями. Возникает дефицит общения детей и взрослых и как следствие возникают нарушения в эмоциональной сфере. Почему эту проблему важно обсуждать и решать?

     Потому что у детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, застенчивость, агрессивность и т.д.

      С 4-5 лет начинается новый этап развития дошкольника – этап становления личности. Одна из особенностей ребенка среднего возраста - стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Появляется возможность и потребность помочь другим. Вторая особенность ребенка среднего возраста - он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.У ребенка появляется большой интерес к ровесникам.   Вся жизнь ребенка теперь в игре. Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Играя, ребёнок учится сотрудничать и разрешать конфликты. В игре формируется самооценка ребенка.

     В связи с этим мы решили разработать и провести проект по развитию эмоциональной сферы у дошкольников средней группы детского сада: «Подружимся с эмоциями»

Цель проекта:

- Формирование эмоционального интеллекта дошкольников, способствующее решению конфликтных ситуаций в реальной жизни группы.

Задачи:

Развивающие:

создание условий для знакомства детей с миром эмоций;

-  развитие умений их различать и понимать;

- создать условия для формирования знаний у дошкольников о методах, приемах для решения конфликтных ситуаций в реальной жизни группы детей дошкольного возраста;

- помочь понять детям о необходимости и важности конструктивного разрешения конфликта;

- развивать связную речь, моторику, воображение, память, мышление, внимание, память;

- формирование доброжелательных взаимоотношений между братьями и сестрами детей

через развитие эмоционального интеллекта;

- способствовать преодолению робости, застенчивости, обучение умению публичного выражения эмоций, чувств;

- побуждать детей к самостоятельности;

- познакомить с различными способами выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме;

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание узнавать о различных проявлениях эмоций, чувств как у себя, так и у другого человека;

- воспитывать уважительное отношение к другим людям.

Работа с родителями:

- познакомить родителей с предстоящим проектом, в форме индивидуальных бесед и консультационного материала по проблеме;

- предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми)

                                              первый этап - организационный

день

недели

                  мероприятия

организатор/

место проведения

ответственный

пн.

1.постановка целей и задач,

определение актуальности

и значимости проекта, разработка

 плана мероприятий по реализации

 проекта;

2. подбор и изучение методической

и художественной литературы,

подбор мультфильмов и подбор иллюстраций, картинок по тематике проекта.

педагог-психолог,

воспитатель/

группа/каб.пед.-

психолога

педагог-психолог,

воспитатель

вт.

Подбор и изготовление

дидактических игр, наглядного и игрового

материала по тематике проекта;

педагог-психолог,

группа/каб.пед.- психолога

педагог-психолог,

воспитатель

ср

Разработка бесед и подвижных игр,

 по тематике проекта.

чт.

Организация предметно-развивающей

среды в группе ДОУ (размещение

наглядного материала в группе, тематические уголки:

- для выражения негативных эмоций «подушка-колотушка» и варежки «мирилки»;

- для выражения ежедневных эмоций «Паровозик эмоций»)

педагог-психолог,

воспитатель/

группа/каб.пед.-

психолога

педагог-психолог,

воспитатель

пт.

Беседа о культуре поведения «Вежливые слова». Рассматривание иллюстраций в книгах по тематике проекта

педагог-психолог,

воспитатель/

группа/каб.пед.-

психолога

педагог-психолог,

воспитатель

                                      Основной этап - практический

День недели

          работа с детьми/мероприятия

организатор/

место проведения

ответственный

пн.

Беседа о культуре поведения («Вежливые слова»);

Воспитатель;

Педагог-психолог

/группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

вт.

Чтение и обсуждение сказки:

«Сказка про ежика Витю»

(сказкотерапия; автор О.В.Хухлаева);  

Показ картинок и иллюстраций с изображением ежика;

Обсуждение картинок и иллюстраций

по теме: «Почему ежик колючий?»;

Знакомство с выражением

«Колючий как ежик».

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

ср.

Обсуждение м/ф «Два жадных медвежонка

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

чт.

Обсуждение поведения и поступков героев м/ф «Лесное яблоко»; 

Дидактическая игра «Как разделить и собрать яблоко»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пт.

Показ картинок, иллюстраций

«Угадай эмоцию»;

Сказка «Когда я боюсь» (автор К.Спилман)- формирование эмоционального интеллекта

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пн.

Показ иллюстраций, картинок по теме «Такие разные эмоции и чувства» (радость, грусть, злость);Обсуждение картинок «Такие разные эмоции и чувства»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

вт.

   Игра «Утренний круг»;

Игра «Поссорились-Помирились»

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

ср.

Знакомство с уголком выражения

эмоций и чувств «Паровозик эмоций»;

Обучение детей (с помощью

взрослого) обозначать свою эмоцию

Воспитатель;

Педагог-психолог /группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

чт.

Игра «Утренний круг»;

 Знакомство с уголком выражения

 эмоций и чувств «Паровозик эмоций»,

 с уголком для эмоциональной разгрузки

детей «Подушка-колотушка»;

"Варежки-мирилки»;

Воспитатель;

Педагог-психолог
/группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

пт.

Обучение детей (с помощью

 взрослого) обозначать свою эмоцию

 дня на стенде «Паровозик эмоций».

Знакомство родителей воспитанников с материалами по формированию эмоционального интеллекта у ребенка.

Воспитатель;

Педагог-психолог/

группа

Воспитатель;

Педагог-психолог

Инновационные технологии:

  1. Здоровьесберегающие технологии
  2. Технологии проектной деятельности
  3. Информационно-коммуникативные технологии
  4. Личностно-ориентированные технологии
  5. Игровая технология

Планируемый результат:

- расширить у детей знания и представления об эмоциях (радость, грусть, злость, страх);

- вызвать интерес к окружающему миру и человеку в этом мире;

- развить стремление детей самим преодолевать негативные эмоции и радоваться своим успехам в этом;

- помогать ребенку проявлять активность в сложном процессе становления его взрослым человеком

План реализации проекта:

1 этап-подготовительный

- опрос детей на темы: «Какие эмоции или чувства вы знаете?

- формулировка цели и задач проекта;

- разработка плана мероприятий по реализации проекта;

- подбор и изучение методической и художественной литературы; иллюстраций по теме проекта;

- организация предметно-развивающей среды для самостоятельного выражения своих эмоций и чувств детьми;

- составление консультаций, презентаций (использование ИКТ и ТСО) по теме эмоций и чувств;

- разработка конспектов занятий (бесед) по ознакомлению детей с эмоциями и чувствами;

- подбор, изготовление дидактических игр, наглядного материала.

Второй этап-основной

(работа с детьми)

Третий этап – заключительный

(обобщение опыта, рефлексия)

 

                                                           

                                       

        Приложение 1

Сказка про ежика Витю

(автор О.В.Хухлаева)

Возраст: 4-9 лет.

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.

Ключевая фраза: «Я плохой. Со мной никто не будет дружить!»

В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

— Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост.

Разве я могу дружить с такой серой колючкой, как ты? - говорила Вите лиса.

— Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой- бурчал медведь.

— Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь - пищал зайка.

— У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте — и те поют лучше тебя- курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. «Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального! слуха?»— плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.

Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. «Охотник такой большой, а я такой маленький» - подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.

Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно

хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.

— Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг - сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.

Ведь настоящий друг — это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг — это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

Вопросы для обсуждения

За что было обидно ежику, почему он плакал? Что изменило жизнь ежика? Кто такой настоящий друг по мнению ежика? А как считаешь ты?

       

                                          Конспект НОД «Путешествие в волшебный лес».

Цель:

- формировать у детей представление о нравственных нормах поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости;

Интеграция образовательных областей:

-социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- музыкальное развитие.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

- формировать у детей опыт правильной оценки поступков (умение детей анализировать свои поступки, поступки товарищей, сравнивать их с общепринятыми нормами);

- направлять сознание, действия детей на совершение положительных поступков;

-способствовать развитию эмоциональной сферы;

Образовательная область «Речевое развитие»:

- обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

Образовательная область «Познавательное развитие»

 - формировать целостную картину мира, расширять представления об этических нормах и правилах поведения;

- побуждать детей к активному познанию окружающей действительности;

Оборудование:

  1. Веревочка-канат (изображать ветви деревьев)
  2. Обруч и синяя ткань (изображать озеро)
  3. Крупная прямоугольная фигура от деревянного конструктора (изображать поваленное дерево)
  4. Магнитофон
  5. Аудиозапись песен: 1. «Если с другом вышел в путь!»

2. А. Вивальди «Гроза»

  1. Мягкая игрушка ежик

Ход НОД

  1. Приветствие

Воспитатель и педагог-психолог: Ребята, мы рады видеть ваши добрые лица!

Встанем вместе все в круг и прочитаем стихотворение:

Станем все скорее в круг,

Слева друг и справа друг

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

Мы желаем вам доброго дня и бережного отношения друг к другу

  1. Путешествие в гости к ежику в волшебный лес

Воспитатель: Ребята, посмотрите у нас в гостях сегодня ежик, посмотрите и можете его потрогать. Это добрый ежик, он совсем не колючий. Он живет в волшебном лесу.

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес в гости к ежику, но на пути в лесу могут встретиться различные препятствия и если вы будете друг другу помогать во время этого путешествия, то преодолеете все препятствия!

Дети встают в ряд друг за другом.

Воспитатель: Ребята, слышите звуки дождя? Это неожиданно начался дождик, но дождик необычный в волшебном лесу, а клеевой. Он вас всех приклеил друг к другу. Возьмитесь за плечи впереди стоящего друга и во время всего путешествия руки с плеч впереди стоящего товарища убирать нельзя, представьте, что вы приклеились друг к другу.

(Дети встают в ряд друг за другом и держат друг друга за плечи)

Педагог-психолог: Ребята, отправляемся в волшебный лес!

(Включаем музыку «Если с другом вышел в путь»)

Дети двигаются друг за другом, не отпуская рук от плеч товарища.

Дети останавливаются, как только перестает звучать музыка.

Педагог-психолог: Что случилось?

Воспитатель: Я слышу звуки грозы!

(звучит музыка А.Вивальди «Гроза»)

Обсуждение: какая это музыка? (добрая? сердитая?) Это гроза, сильный дождь.

Воспитатель: Ребята, осторожно, впереди первое препятствие. Во время грозы от сильного ветра на тропинку упало дерево, вам надо перешагнуть через него, но отпускать руки от плеч товарища нельзя, помните, что вас приклеил друг к другу клеевой дождик!

(Дети перешагивают через воображаемое дерево)

Педагог-психолог: Молодцы. Ребята! Двигайтесь по тропинке дальше!

Дети двигаются друг за другом, не отпуская рук от плеч товарища.

Педагог-психолог: Ребята, осторожно, впереди второе препятствие. Надо обойти озеро, двигайтесь друг за другом, помните о том, что вас приклеил друг к другу клеевой дождик!

(дети обходят вокруг воображаемого озера)

Педагог-психолог: Молодцы. Ребята! Двигайтесь по тропинке дальше!

Дети двигаются друг за другом, не отпуская рук от плеч товарища.

Воспитатель: Ребята, осторожно, впереди еще одно препятствие. Во время дождя на тропинку очень низко наклонились ветви деревьев, вам надо пройти под ними, не задев ветви, чтобы капельки от дождя вас не намочили, наклоняйтесь все вместе, можно присесть на корточки и так двигаться, но отпускать руки от плеч товарища нельзя, помните, что вас приклеил друг к другу клеевой дождик!

Педагог-психолог: Ребята, вы преодолели все препятствия, оказывается вы очень дружные и умеете помогать друг другу, но пора возвращаться в группу. Покружились-покружились, в нашей группе очутились.

  1. Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествие в волшебный лес? ответы детей) Обсуждение поведения детей во время путешествия (взаимопомощь)

  1. Всем- всем: До свидания!

                                                                       

                                                                           

                                                                            Конспект НОД

                                                            "Такие разные эмоции и чувства"

Цель: Формирование понятия об эмоциях радости, грусти, злости.

Задачи:

Развивающие:

- познакомить с мимическим выражением и схематичным изображением таких эмоций, как радость, грусть, злость;

- развивать волевую регуляцию поведения;

- способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе;

- обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

    Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к друг другу, эмоциональную отзывчивость;

Оборудование:

  1. Иллюстрации, картинки с изображениями людей и животных с эмоциями радости, грусти, злости.
  2. Схематичное изображение эмоций радости, грусти, злости

       Ход НОД:

  1. Приветствие:

Педагог -психолог и воспитатель:

Ребята, скажем друг другу – «Здравствуйте!»

Садитесь на стульчики и внимательно слушайте, сегодня вы познакомитесь с эмоциями и чувствами, которые есть у каждого человека, только одни чувства приятные, а другие-нет.

  1. «Знакомство с чувствами»

 Показываются иллюстрации, картинки с изображениями людей и животных с различными чувствами (эмоциями):

- радость

- злость

- грусть

Педагог-психолог:

  1. Иллюстрация (картинка) эмоция «Радость»

Радость — положительная эмоция, знакомая каждому. Мы испытываем радость тогда, когда происходит что-то хорошее. Выражать это чувство человек может словами и действиями. Признаками радостного состояния является смех, улыбка. Испытывать радость приятно, также, как и доставлять радость другим. Животные, как и люди, испытывают чувство радости.

Ребята, попробуйте изобразить на своем лице эмоцию радость. Молодцы!

  1. Иллюстрация (картинка) эмоция «Грусть»

Грусть — чувство, которое появляется тогда, когда мы узнаем что-то печальное или думаем об этом. Грусть нельзя назвать сильной эмоцией, она быстро проходит. Это не значит, что нельзя позволять себе грустить, иногда это необходимо любому человеку. Но не стоит слишком предаваться печальному настроению, полезнее попробовать побыстрее от него освободиться, занявшись чем-то приятным или полезным. Животные, как и люди, испытывают чувство грусти.

Ребята, попробуйте изобразить на своем лице эмоцию грусть. Молодцы!

  1. Иллюстрация (картинка) эмоция «Гнев»

Гнев — злость, сильное раздражение на кого-то или что-то. Испытывать гнев не приятно, но иногда такое случается с каждым. Это сильная эмоция, которая может доставить неприятности нам и другим людям. Важно объяснить детям как управлять гневом, уметь выражать его правильно. Если человек часто бывает злой, то ему трудно находить друзей, он часто бывает одинок. Животные, как и люди, испытывают чувство злости, эмоцию гнев.

Ребята, попробуйте изобразить на своем лице эмоцию гнев. Молодцы!

  1. Обсуждение эмоций (Рефлексия)

                                                           Вопросы для детей:

  1. С какими эмоциями вы сегодня познакомились?
  2. Назовите эмоцию, которую сейчас увидите на изображении.

(показ изображения-дети называют эмоцию)

  1. Радость – приятная эмоция? С радостным человеком хочется поиграть? поговорить?
  2. Грусть- приятная эмоция? С грустным человеком не поиграть, но с ним можно поговорить.
  3. Злость приятная эмоция? Со злым человеком не хочется играть и не

хочется разговаривать.

(В течение дня в режимных моментах дети рассматривают схематичное изображение эмоций.)

  1. Завершение деятельности.

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали и многое узнали, скажем друг другу «Спасибо!» и «До свидания!»

                                                                           

                                                                                       Игра «Утренний круг»

    "Утренний круг" – это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах. Воспитатель не главный, он направляет разговор в нужное направление.

Начинать игру «Утренний круг» можно с того, что воспитатель помогает детям занять свои места на ковре, хорошо использовать музыку и тогда не нужно будет повышая голос, чтобы все услышали, созывать всех детей занять свои места на ковре. Чтобы дети спокойно сидели в кругу помогут медиаторы пространства, например, маленькие подушечки, небольшие детали от напольного коврика-паззла и др. Поначалу воспитатель сам раскладывает эти предметы, потом вместе с детьми, а через некоторое время их дети делают это самостоятельно.

    Во время игры «Утренний круг» дети, как задают, так и отвечают на вопросы, рассказывают и обсуждают, предлагают различные идеи. Чтобы общение не превратилось в шум и гам, чтобы дети слушали друг друга, не перебивали говорящего, можно использовать игрушку. Правило: «У кого в руках игрушка, тот и говорит».

темы для общения на «утреннем кругу»:

  1. Обмен новостями после выходных.
  2. Обсуждение разных ситуаций, произошедших в группе.
  3. Правила группы.
  4. Свободная тема.

Каждое утро, после прихода детей в группу до начала завтрака, дети располагаются на ковре образовав круг вместе с воспитателем.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся

Воспитатель вместе с детьми проговаривают стихотворение «Дружба»:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки) И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

После того, как все поздоровались, обсуждается какая-либо тема. После обсуждения дети отвечают на вопрос, какое у них сегодня настроение с каким чувством они проведут начавшийся день. (отвечает каждый ребенок про себя, передавая по кругу игрушку, у кого в руках игрушка – тот отвечает)

После ответа ребенка, какое у него настроение, он прикрепляет схематичное изображение своей эмоции дня на воздушном шарике около своей фотографии на «Паровозике эмоций»                                                               

                                                               

                                                               

                                                           

                                                             сказка «Маленький медвежонок»

                                                                                    (автор О.В. Хухлаева)

Возраст: 4-6 лет.

Направленность: Нарушение общения со сверстниками.

Повышенная агрессивность.

Ключевая фраза: «Я ударю его, чтобы он меня не обидел»

Это случилось в одном детском саду, в который ходили разные лесные зверушки. Каждое утро лес просыпался от теплых лучей солнышка, согревающих землю, а песни птиц будили лесных зверушек, и родители вели их в лесной детский садик.

Недалеко от этого детского сада жил Медвежонок. Никто из зверей с ним не дружил, потому что он со всеми дрался. «Все хотят меня обидеть, сделать мне плохо. Мне надо защищаться, потому что, если я не буду драться, другие зверята будут меня обижать»— так думал Медвежонок.

Ему было грустно всегда быть одному, и вот однажды он отправился погулять. Ходил он, ходил и пришел к детскому садику, где играли зверята.

— Смотрите, к нам идет Медвежонок. Может, он будет нашим новым другом— сказала Белочка.

— Но посмотрите— закричал Зайчик— он сжал кулаки и собирается с нами драться!

Медвежонок не слышал разговора зверят и, все сильнее сжимая кулаки, думал: «Они договариваются о том, чтобы начать меня обижать, и мне придется защищаться».

— Мы хотим с ним дружить, а он хочет с нами драться— закричали зверята— Мы будем защищать себя!

И они побежали к Медвежонку. Медвежонок, увидев подбегающих зверят, очень испугался. Он еще сильнее сжал свои кулаки и приготовился драться.

— Эх ты! Мы хотели с тобой дружить, а ты хочешь с нами драться— сказали зверята— Мы думали, ты наш новый друг, а ты!..— закричали они.

— Мы не будем с тобой дружить!

И они оставили Медвежонка одного. Медвежонок почувствовал, что ему стало очень стыдно за то, что он хотел драться с этими зверятами. Грусть переполнила сердце Медвежонка, и он заплакал. Ему стало очень плохо от того, что его все боялись и у него не было друзей. «Что же мне делать, как подружиться со зверушками?»— думал Медвежонок. И вдруг увидел, что кулаки у него до сих пор сжаты и на них капают слезы.

«Я понял, мне надо разжать кулаки, ведь, наверное, из-за них зверята подумали, что я буду с ними драться!»— решил Медвежонок.

На следующий день Медвежонок пришел к зверятам в детский садик и не стал сжимать свои кулаки. Зверята увидели, что он не хочет драться, и решили с ним дружить. Медвежонок и зверята стали вместе играть в разные веселые игры, петь песни и танцевать. Они смеялись и рассказывали друг другу интересные истории. А Медвежонок, играя со зверушками, думал: «Я больше никогда не буду без причины сжимать свои кулаки и драться, потому что другие зверята и не думали обижать меня. Как хорошо, что я разжал свои кулаки и понял сам, что плохо быть драчуном!». И от этой мысли Медвежонок почувствовал себя отлично.

Вопросы для обсуждения

Почему Медвежонок думал, что все его хотят обидеть? Так ли это было на самом деле?

Почему дети в детском саду сказали Медвежонку, что они не будут с ним дружить? Из-за чего они так подумали? Что помогло Медвежонку подружиться со зверятами? Что бы ты еще ему посоветовал сам?

Методика "Паровозик"
методическая разработка на тему

Методика «Паровозик»

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде.

Стимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.".

Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.

Обработка данных.

1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.

2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.

3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию.

Если в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

Оценка результатов

4 балла - позитивное психическое состояние

3 балла - негативное психическое состояние низкой степени

2 балла - негативное психическое состояние средней степени

1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %.

Оценка результатов:

70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК);

42 - 69 % - средняя сБПК;

26 - 41,9 % - незначительная сБПК;

0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК);

-1 до - 25% -средняя сНПК;

- 26 % и ниже - сильная сНПК.

Дидактическое пособие «Варежка – мирилка»

Каждый день мы сталкиваемся с ситуациями, когда дети в группе ссорятся, ругаются и даже дерутся. Очень важно научить детей мириться друг с другом, жить дружно, вместе играть и быть доброжелательными. Чтобы быстро примирить и научить детей прощать друг друга мне помогает милое и красочное пособие «Варежка-мирилка»

Цель: помочь в игровой форме примирить детей, урегулировать ситуацию в положительную сторону

При возникновении конфликтных ситуаций, поссорившиеся дети засовывают с разных сторон руки в варежку и произносят разные стихи – мирилки.

Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Их нужно заучивать наизусть. Мирилка произносится подряд 5-10 раз и действительно примиряет и создают положительный эмоциональный климат в группе

Давайте все мириться

Давайте все мириться

Игрушками делиться.

А кто не станет мириться-

С тем не будем водиться!

Мирись, мирись Мирись, мирись,

Больше не дерись.

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться - ни при чем,

Будем драться кирпичом.

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

Хватит сердиться

Хватит нам уже сердиться,

Поскорей давай мириться:

- Ты мой друг!

- И я твой друг!

Мы обиды все забудем

И дружить, как прежде будем!

«Подушка-колотушка»

Цельспособствует осознанию конструктивных форм поведения, проживанию агрессии и расслаблению.

Агрессия у ребенка накапливается постепенно и спонтанно выплескивается, после такого всплеска он снова становится спокойным и уравновешенным. Если ребенку дать возможность выместить агрессию на какой-либо объект, то агрессивных проявлений станет меньше. Для этой цели используется специальная «подушка-колотушка». Можно взять старую большую подушку, диванную тяжелую подушку или использовать старую наволочку – набить ее ненужными тряпками.  Такую подушку ребенок может спокойно колотить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Проживая свою агрессию до того, как накопит негативные эмоции, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Используемая литература:

 1. К. Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта» изд-во «Питер», 2018

 2. К. Спилман «Когда я боюсь. Полезные сказки» изд-во «Питер», 2019

           3.  М.А. Панфилова «Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов» изд-во «Гном», 2018

          4.  О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев «Лабиринт души. Терапевтические сказки» изд-во «Академический проект», 2021

          5. Т.П. Трясорукова «Развитие базовых эмоций. Рабочая тетрадь» изд-во «Феникс», 2021

          6. И.Н. Андреева «Азбука эмоционального интеллекта» изд-во «BHV», 2012

          7. Т.В.Громова «Страна эмоций» изд-во «Перспектива», 2002

          8.  интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект «Подружись с одуванчиком»

Автор-составитель:    Воспитатель     дошкольного отделения  ГБОУ школы № 297 Пушкинского района  Санкт-Петербурга Моисеева Алла Анатольевн...

Проект «Подружись со скакалкой»

Проект «Подружись со скакалкой»...

Презентация проекта "Подружись с мячом"

Презентация проекта по физическому развитию...

Педагогический проект: «Подружимся с водой»

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья и адаптации детей  раннего возраста. Поэтому, в рамках реализации инновационной ме...

Проект "Подружись со сказкой"

Цель проекта: развивать театральные способности участников театрального кружка в ходе разработки сценария, постановки Новгодней сказки для младших воспитанников детского сада....

П Р О Е К Т «Подружимся с эмоциями» (средняя группа)

Формирование эмоционального интеллекта дошкольников, способствующее решению конфликтных ситуаций в реальной жизни группы....

ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...