Семинар-практикум для родителей «Песочная терапия с использованием интерактивной песочницы»
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Скурковина Оксана Григорьевна

 

Познакомить родителей с интерактивной песочницей и игровыми режимами;

-  Дать возможность родителям получить  практическую информацию по использованию песочной терапии в познавательном развитии  детей дошкольного возраста;

- Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений по песочной терапии ( памятка родителям)

- Заинтересовать и привлечь родителей к изготовлению домашней песочницы для игр;

- Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи.

- Информационные буклеты « Песочная терапия с использованием интерактивной песочницы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар- практикум19.26 КБ
Файл памятка 15.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для родителей группы « Добрячки»

«Песочная терапия с использованием интерактивной песочницы»

Составила педагог-психолог Скурковина О.Г

Цели:

- Познакомить родителей с интерактивной песочницей и игровыми режимами;

-  Дать возможность родителям получить  практическую информацию по использованию песочной терапии в познавательном развитии  детей дошкольного возраста;

- Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений по песочной терапии ( памятка родителям)

- Заинтересовать и привлечь родителей к изготовлению домашней песочницы для игр;

- Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи.

- Раздать родителям информационные буклеты « Песочная терапия с использованием интерактивной песочницы»

Материал: интерактивная песочница, мелкие игрушки.

Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу

Но для начала я предлагаю нам познакомится так как мы знакомились с вашими детками а поможет мне в этом весёлый бубен...

 Я педагог-психолог ....

  Тема нашего семинара «Песочная терапия с использованием интерактивной песочницы».

 Сегодня я  познакомлю вас с интерактивной песочницей и  на практике предложу вам несколько упражнений с песком которые вы сможете проводить дома в песочнице вместе со своими детьми.

А что же такое песок для детей? Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» Песочная терапия — это, по сути, игра для которой нужны ведёрко, формочки, совок.Увлекаясь занятием ребёнок бессознательно принимает участие в песочной терапии.

 Песочная игротерапия

-усиливает желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, развивает речь, мелкую моторику пальцев, фантазию, творческие способности.

В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции

-восприятие, внимание, память, мышление.

 Работа с песком успокаивает гиперактивных детей и придаёт уверенность нерешительным, замкнутым детям.

А сейчас я предлагаю вам познакомится с песком, делать мы это будем с помощью игровых упражнений ,  для этого я приглашаю 2 человек.

- Здороваемся руками друг с другом

- здороваемся с песочком пальчиками по очереди

-всеми пальчиками

- всей ладошкой

- обратной стороной ладони

-берем песочек в ладошки трём

- в кулачок и высыпать левой, правой по очереди

- сыпем на одну руку, на вторую

- на раскрытую ладонь на каждый палец перечисляя пальцы.

- потом родитель мне или другому родителю.

Предлагаю родителям сделать куличики из формочек.

Информация о песке:  Песок для песочницы - мелкозернистый кварцевый ,  имеет обычное сыпучее состояние, но в то же время позволяет лепить фигуры без предварительного смачивания. Родители демонстриют поделки и проходят на места.

 

В последнее время мы часто говорим и слышим об инновационных  технологиях, интерактивная песочница позволяет проводить занятия по « Песочной терапии на новом уровне»

Включить песочницу.

В оборудование интерактивной песочницы встроен сенсор  определения глубины он  замеряет расстояние от проектора до песка. При увеличении высоты песка появляются горы и вулканы, а при уменьшении озера и реки. Наглядно это можно  продемонстрировать например в режиме топография или ледниковый период.

Всего основных режимов 16.

А сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства. Мне нужно для игры 3 человека.

Встанем в круг на ковре, возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём волшебные слова «ковёр лети,  в песочное царство нас неси».

Вот мы и оказались в песочном царстве Песочной Феи. Злая волшебница чёрная Клякса снова напроказничала на этот раз она превратила цветущую долину в безжизненную пустыню. Дикие животные спрятались и наша задача найти. Искать животных мы будем так - перекладываем руками или лопаткой песок так чтобы в центре получилась гора. Родители находят животных . Игра четвёртый лишний.  Скажите, а кто из животных здесь лишний? (кошка)

- Почему? (Она – домашнее животное, а остальные – дикие.)расставляем животных.

Мы с вами видим безжизненную пустыню лишь местами маленькие озёрца , заселяем наших животных. Им нужна вода. Предлагаю расширить озеро и построить водопой для диких животных. Вода как известно является источником жизни на земле. Давайте понаблюдаем как меняется флора с переходом из пустыни в долину полную растительности.

 Спящий вулкан скоро проснётся. Наша задача 1) спасать животных перемещая в безопасное место,  2) тушить вулкан засыпая жерло 3) делаем вокруг вулкана озеро в которое стекает лава и гаснет.

  Все молодцы с заданием справились! Расправляем песок, очищаем руки от песка и возвращаемся на места.

                                              Следующая игра например : «День - ночь»

Формирование  временных представлений (о двух периодах в сутках - дне и ночи, о смене времени суток).  Представления об окружающем мире (о деятельности людей в определённый период суток.  Логическое мышление, анализ. Развитие связной речи, память, внимание.

Набор картинок и предметов быта, применяемых ночью и свойственных для этого времени суток..

 Или « Океан»

Спасибо за участие.

В заключении хочется сказать, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле.  Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось, чтобы он всесторонне развивался. Именно поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ваших детей.

Ещё раз спасибо, что вы все пришли. Хочется вам пожелать крепкого здоровья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!

Постановки сказок на песке: Колобок, Теремок, Курочка Ряба и др. Психолог рассказывает сказку и рукой ребёнка передвигает фигурки в разных направлениях. Постепенно ребёнок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать геометрические фигуры. Также дети старших групп могут изучать азбуку и писать на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно всё исправить, если допустили ошибку. 

 Конструирование. Дети могут создавать на песке свой мир, передавая собственные эмоции и настроение или даётся определённое задание построить что-то по образцу.

 Развивающие занятия. С детьми можно выбрать игры на развитие мышления, памяти, внимания, например,  «На что это похоже?»«Что можно добавить?»«Что пропало?»«Четвертый лишний» и др.

Используя разные режимы, материалы для игры, можно проводить занятия по коррекции детских страхов, эмоциональных нарушений; нарушений концентрации внимания и памяти; задержек психического, речевого и моторного развития.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям. Песочная терапия дома.

Все мы в детстве не раз играли в песочнице, лепили куличики и строили замки. И мы даже не представляли, что это не просто игра, а серьёзное занятие, которому посвящено целое направление в психологии — Песочная терапия.  И сегодня любой родитель может побыть психотерапевтом для своего ребёнка, просто играя с ним в устроенной дома песочнице.

Песок для игр может быть любым: речным, морским, главное — чистым. Его можно купить в зоомагазине или даже заменить на манную крупу. Песочницей послужит поднос прямоугольной формы или обычный контейнер размерами не меньше 50 на 70 сантиметров. Песочницу нужно заполнять песком на две трети. Вам также понадобится вода для смачивания песка и набор миниатюрных игрушек — фигурок животных и людей, которые не займут много места в песочнице.

«Построение своего мира»

Это очень простая и очень важная игра. Ребёнку предлагается создать свой мир. Пусть он строит как хочет, но соблюдает три ключевых правила: песок не высыпать не бросаться им, постройки других не ломать, когда он играет не один.

Цель игры: дать возможность внутренним процессам выйти наружу, чтобы ребёнок их увидел, смог осознать что-то важное для него.

Обращайте внимание на то, что и как строит малыш. Например, если он создаёт дом с толстыми стенами, это может означать стремление к безопасности, которой ему не хватает, желание укрепить свои границы, чтобы их видели и не нарушали.

Часто, если малышу необходимы тепло и забота, в песочнице появляются свечи, очаг. А если в ней хаос, это может говорить о полном беспорядке во внутреннем мире ребёнка или о скором начале изменений.

Очень важно внимательно наблюдать за игрой, спрашивать малыша, почему он создал именно такой мир, что для него означают эти постройки. Когда ребёнок строит свой мир ежедневно, очень часто его поведение улучшается, сон нормализуется, тревожность и напряжение спадают.

«Следы»

Эта игра, направленная на развитие мелкой моторики, помогает снять напряжение. Можно проводить её перед сном или занятиями, требующими сил, например, уроками. Чтобы включить в работу оба полушария мозга, ребёнок сначала должен играть обеими руками по очереди, затем вместе. Его задача — оставлять на поверхности песка следы, а чьи именно, говорите вы. Покажите малышу, как надо оставлять следы: зайца — указательным и средним пальчиком, змейки — мизинцем, удава или мамы-змейки — ребром ладони, кошечки — большим, указательным, средним и безымянным пальчиками, собранными вместе, и так далее. Придумывайте сказки про тех, кто оставил следы!

«Война»

Вопреки агрессивному названию, эта игра проводится в мирных целях. Я рекомендую использовать её и в случае назревающего конфликта, и когда дома все мирно и гладко. В некоторых семьях существует запрет на злость и выражение отрицательных эмоций, и у детей чувство гнева спрятано очень глубоко. Эта игра позволяет гневу проявиться, выйти наружу, хотя для этого иногда приходится играть очень много.

Играть в «Войну» удобно с мокрым песком, не манкой. Намочите песок, постройте из него горы, заборы, стены, препятствия, окопы, выберите игрушки, которые «поссорились» и «злятся друг на друга». И пусть малыш начинает сражаться: лепить бомбы, кидать их на игрушки, ломать постройки, причинять всяческие разрушения. Эта игра помогает ребёнку не только дать выход подавляемому гневу, но и увидеть всю его разрушительную силу. Малыш учится не бороться со своими чувствами, а разрешать их себе. Не пугайтесь, если ребёнок изо дня в день возвращается к этой игре, разрушая все новые песочные постройки. Значит, ему это пока нужно, и для вас это должно быть важно. Но настанет день, когда ребёнок захочет построить мирный город. Тогда вы поймёте, что он справился с гневом.

Игры с кинетическим песком

Таким песком  играть вы можете прямо на столе, без песочницы. Вам понадобятся формы для выпечки. Суть игры — делать фигурки из песка при помощи формочек, разрезать их ножом, раскладывать по кукольным тарелочкам. Игра направлена на развитие функциональности кисти руки — это важно для обучения письму, творческого воображения, мышления, умения взаимодействовать с партнёром — мамой или другим родственником.

Игру с кинетическим песком можно усложнить, добавив в неё миниатюрные фигурки и задав ей определённую тему. Например, вы заметили, что ваш малыш поссорился с кем-то  и потому не в духе, увидел плохой сон и до сих пор напуган, грустит, потому что не хочет идти в  детский сад. Попросите его «вылепить» свой мир, когда он в таком состоянии, и вы увидите, как постепенно малыш будет успокаиваться и справляться с этими трудностями. Главное — будьте рядом.

Детям трудно распознавать свои эмоции и чувства. Поэтому во всех этих играх я рекомендую родителям задавать ребёнку вопросы, делиться своими мыслями и переживаниями, побуждая к этому и малыша.

 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника песочной терапии. Оживление сказок в песочнице

Мои впечатления посещения Байкальского Международного Салона Образования 2019 в г.Иркутске, Знакомство с техникой песочной терапии. Мастер-класс сказкотерапевта Максутовой А.А....

Методическая разработка по использованию интерактивной песочнице iSandBOX "Песочная фантазия"

quot;Давайте добрее будем!"Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может...

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием интерактивной песочницы.

в Статье рассказаны приемы как можно в игровой форме развивать мелкую моторику рук, используя самый интерсный и близкий детям материал, песок....

Конспект открытого занятия Тема: «Заюшкина избушка» с использованием интерактивной песочницы

Дети показали сказку на песке «Заюшкина избушка». В ней они получили приятные тактильные ощущения. Обогатили и закрепили активный словарь показали умение отвечать на вопросы, передавать ди...

статья Использование интерактивной песочницы iSandBOX в работе с детьми старшей группы "Песочная терапия"

Игры с песком, или «песочная терапия» использовались М. Монтессори, основателем аналитической психотерапии К.Юнгом,английским педиатром М. Ловенфельд и другими. Педагоги считают, что игры ...

Занятия песочной терапией с использованием песочного светового стола.

Занятия песочной терапией с использованием песочного светового стола. Цель занятий: научить детей конкретным умениям и навыкам, развить определенные психические процессы. Благодаря использов...