Сензитивный период
электронный образовательный ресурс по психологии (младшая группа)

Гаптырева Елена Викторовна

Определённый период в жизни ребёнка, создающий наиболее  благоприятные условия для формирования у него  психологический свойств и видов поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл senzitivnyy_period.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое задание 2.1

1.         Изучив материалы лекции, сформулируйте определения понятий:

- сензитивный период развития,

- ведущий вид деятельности,

- возрастные новообразования,

- кризис возрастного развития.

2.         В чем выражается кризис 3-х  и  7-ми лет?

1. - сензитивный период развития,

Определенный период в жизни ребенка, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения называется сензитивным периодом развития.

- ведущий вид деятельности,

Ведущим называется такой вид деятельности ребенка, который определяет наибольшие успехи в развитии его познавательных процессов, а ведущим типом общения называется такой, в рамках которого лучше всего и быстрее всего формируются и закрепляются основные положительные черты личности. С возрастом ведущие виды деятельности и общения ребенка меняются, увеличивается их разнообразие и общее число

- возрастные новообразования,

Новообразования раннего детства. Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

- кризис возрастного развития.

Переходы из одного возраста в другой могут происходить незаметно как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Эти переходы связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в иной, то это обычно сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признаками. В переходные периоды многие дети становятся замкнутыми, раздражительными, вызывают своим поведением беспокойство у окружающих взрослых. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или сокращенно – возрастным кризисом.

2.         В чем выражается кризис 3-х  и  7-ми лет?

Кризис проявляется в непослушании и стремлении получить больше свободы, возможны истерики, кривляния, конфликты с окружающими.

В этот период ребенок должен научиться конструктивному общению и в меру проявлять инициативу. Это будет означать, что кризис пройден. В противном случае развитие у ребенка затормаживается, и формируется чувство вины, с которым придется бороться или жить, возможно, всю жизнь.

. Кризис трех лет. Распад «мы» и появление «я» сопровождается не очень приятными для родителей симптомами.

Негативизм. Бескомпромиссное «неть» на все предложения от родителей, при том, что от других людей предложение может быть принято с первого раза.

Упрямство. Ребенок будет настаивать на «неть» не потому, что ему не нравится идея, а потому что он решил отказаться и будет стоять на своем.

Обесценивание. Любимые родственники вдруг становятся «плохими».

Все это нужно малышу для выделения собственного «я», это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми.

Кризис трех лет – переходный этап психического развития между ранним и дошкольным возрастом. Характеризуется кардинальной перестройкой структуры личности – ребенок начинает осознавать наличие воли (произвольности), активности, способности делать выбор, действовать самостоятельно. Кризис проявляется эмоционально-поведенческими симптомами: негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестными реакциями, деспотизмом. Диагностика выполняется психиатром, психологом с помощью беседы, наблюдения. На консультациях родителям рассказывают о способах коррекции проявлений кризиса.

Кризисные периоды развития отличаются от стабильных возникновением качественных изменений психики, наличием конфликта между новыми потребностями ребенка и устоявшимися социальными отношениями, формами деятельности. Признаки кризиса трех лет наблюдаются между 2,5 и 3,5 годами, результатом становится психологическое отделение ребенка от мамы, папы, старших сестер, братьев. Степень выраженности, интенсивности симптомов колеблется от едва заметных капризов до регулярных частых истерик, постоянного негативизма, сопротивления взрослым. Вне зависимости от особенностей течения переходный период завершается появлением новообразований, необходимых для дальнейшего правильного развития – самосознания, волевых качеств, самостоятельности. Ребенок стремится к установлению правил, норм, выстраиванию отношений на основе социальных ролей, личностных качеств.  Ребенку уже не интересна совместная деятельность, он начинает стремиться к самостоятельности. Вместе с этим он хочет быть сильнее включенным в жизнь окружающих. Но поскольку ребенок еще не может принять полноценное участие в жизни взрослых, то он начинает играть эту жизнь. Игра – основной и самый важный вид деятельности для этого периода детства. Она постоянно развивается. Сначала ребенку интересны бытовые сюжеты, потом рабочие, потом общественно-политические. Через игровую деятельность ребенок перенимает мораль того общества, в котором живет. Сами действия ребенка постепенно упрощаются до символических, это помогает сосредоточиться на смысле игры. Кроме игры в этот дошкольный период есть еще и продуктивная деятельность: рисование, лепка, поделки. В начале такой деятельности маленький человек знакомится со свойствами предметов: цвета, формы. Это дает ему основу для создания индивидуального творчества. Логика ребенка – эгоцентрична, он не понимает еще противоречий, не может рассуждать. К концу этого периода у ребенка формируется произвольность действий, появляются первые элементы самооценки и оценки. Все эти составляющие личности являются необходимыми для возникновения у ребенка желания учиться – быть школьником.

7. Кризис семи лет. Его характеризует с одной стороны потеря непосредственности, с другой – паясничество и манерничество. Примером проявления кризиса семи лет является симптом «горькой конфеты»: ребенка оценивают хорошо за явно плохую работу, он это понимает и огорчается.

Кризис семи лет – этап психического развития между дошкольным и младшим школьным возрастом. Характеризуется стремлением ребенка освоить социальную роль школьника, выполнять общественно значимую деятельность. Проявляется подражанием взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, утратой наивности и непосредственности. Диагностика выполняется психологом, детским психиатром. Используется метод беседы, наблюдения, рисуночные тесты. В лечении ребенок не нуждается. В рамках психологического консультирования родителям дают рекомендации об изменении отношений, поведения с целью коррекции негативных кризисных симптомов.

Причины кризиса семи лет

Кризис семи лет совпадает с началом школьного обучения – внутренние изменения психики сопровождаются сменой социальной ситуации развития. Ребенок испытывает потребность осваивать социальные роли, значимую в обществе деятельность (учебу). На начальном этапе важны внешние атрибуты «взрослости». Малыш отстаивает право выбирать, самостоятельно оценивает ситуацию, принимает решения. Содержание, смысл поступков остаются скрытыми. Отсутствует понимание ответственности, последствий, возникают конфликтные ситуации с учителями, родителями.

Вторая особенность кризисного периода – необходимость принять правила, запреты, права, обязанности ученика. Исследование границ дозволенного выполняется «методом проб» – ребенок игнорирует, отрицает, противостоит требованиям взрослых. Выраженность симптомов кризиса зависит от психологических особенностей членов семьи, методов воспитания. Кризис остро переживается возбудимыми детьми, при гиперопеке и авторитаризме матери, отца. Третья особенность – освоение новой роли сопровождается отвержением прежней. Став учеником, ребенок отказывается выполнять привычные дела – играть с младшей сестрой, рано укладываться спать. Разрешение кризиса происходит вместе с освоением содержания (смысла) учебной деятельности, взрослости.

Симптомы кризиса семи лет

Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших. После обращения взрослого ребенок выдерживает паузу, оттягивает выполнение неприятных обязанностей, выбирая тактику (сопротивление, подчинение). Он сравнивает права и обязанности родственников, обнаруживая несправедливость, открыто выражает недовольство, упрямится (отказывается спать, гуляет без шарфа, как папа).

Поведение детей отличается непослушанием. Отказ от привычных требований, обязанностей объясняется изменением социальной позиции – был ребенок, стал ученик. Малыш выбрасывает игрушки, отказывается от любимой еды (нравится сок – пьет чай «как мама»), не следует установленному режиму. Своеволие проявляется сопротивлением вопросам, просьбам взрослых. Формирование самооценки происходит через одобрение/осуждение окружающих. Ребенок часто спрашивает мнение старших о результатах труда – просит оценить рисунок, поделку, качество уборки, красоту выбранной одежды. Критика формирует неуверенность, пассивность, безынициативность.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Когда учить. Сензитивные периоды.

Эта информация прежде всего будет интересна молодым родителям или тем, кто в скором будущем готовится стать родителями или бабушками и дедушками. В какое время и чему лучше учить наших малышей, не пер...

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет

Консультация для воспитателей и родителей...

Сензитивные периоды в развитии дошкольника

Материал для родителей о сензитивных (наиболее чувствительных) периодах на этапе дошкольного детства....

Сензитивные периоды в жизни ребенка

Когда и чему лучше обучать ребенка....

Сензитивные периоды в развитии дошкольников

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные п...

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

СЕНЗИТИВНЫЕ  ПЕРИОДЫ  В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА...