Когда учить. Сензитивные периоды.
статья по теме

Эта информация прежде всего будет интересна молодым родителям или тем, кто в скором будущем готовится стать родителями или бабушками и дедушками. В какое время и чему лучше учить наших малышей, не перегружая их и принося только пользу. Так же этот материал будет полезен специалистам, которые работаю с младшими дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_uchit.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Когда учить, или Благоприятные (сензитивные)

периоды развития ребенка

В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема.  Когда на ступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию оп ределенных умений и навыков, а заложенные в нем способ ности развиваются без особых усилий с его стороны. Так, например, музыкальные способности особенно активно развиваются от 2-х до 6-ти лет, а развитие органов чувств наиболее ярко проявляется в возрасте от 2,5 до 6-ти лет.

Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозврат но. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но в наших силах в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть на ступление следующего благоприятного периода и заранее под готовиться к нему.

Абсолютно точных сроков их наступления не существу ет: как мы уже говорили, каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому возраст указан приблизительно. Зато ВЫ смо жете узнать, развитию каких навыков следует уделять особое внимание.

От рождения до 6 лет — период  активного развития речи.

К 4,5 месяцам младенец уже способен по-своему восприни мать речь. Малыш смотрит на губы говорящего, поворачивают голову в ту сторону, откуда слышится звук.

В этом же возрасте дети активно учатся подражать звукам. Вы думаете, что они балуются — плюются, надувают пузыри, а на самом деле с этого «баловства» начинается тренировка мышц речевого аппарата.

К году ребенок начинает говорить первые сознательные слова. Ему очень хочется говорить так же, как ЭТО дела ют взрослые, поэтому словарный запас увеличивается очень быстро.

К полутора годам ребенок начинает пытаться выражать свои чувства, желания. Малыш говорит пока на своем, «детском», язы ке (атъ — дать, ди — иди). Он начинает осваивать грамматиче ские нормы родного языка. В это время очень важно как можно больше разговаривать с ним, рассказывать, читать. Но ни в коем случае не «сюсюкать», не повторять его слова, даже если они уми ляют вас до слез.

Мечта любого родителя — понять, что думает его малыш. Такая возможность вам представится в возрасте 2-2,5 лет, ког да малыш начинает разговаривать «сам с собой». Послушайте, как он умеет строить логические цепочки, насколько последо вательны его мысли. Не упустите момент! Этот этап доволь но короткий — монологи постепенно становятся внутренними.

В 3-4 года ребенок начинает использовать слова для того, чтобы решить свои проблемы, выразить эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами — символами зву ков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т. д.

К 4,5-5 годам ребенок готов учиться читать — без принуж дения и самостоятельно.

От рождения до 5 лет    период активного чувственного (сенсорного) развития.

В тот период ребенок особенно воспри имчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информа цию о мире он получает через тактильные ощущения, запахи (прикосновения мамы, запах ее кожи). Затем более главными ис точниками информации становятся зрение и слух. Ребенок запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все развивающие игрушки, рекомендо ванные для этого возраста, учитывают эту особенность.

От рождения до 3,5 лет — движение как способ познания мира.

Первые движения малыша неуверенны и беспомощны, и на первый взгляд кажутся абсолютно бессмысленными. Тем не менее они необходимы ребенку для ос воения окружающего пространства. Он активно учится трогать, хватать, дотягиваться, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Движения малыша становятся все более сложными, требующи ми координации. Чем сложнее движение, тем больше требуется не только физических, но и умственных усилий.

От 2-х до 4-х лет        - период формирования представления о порядке и аккуратности.

Это «золотой» период для приучения ребенка к аккуратно сти. Он испытывает настоящую страсть к наведению порядка! Для малыша важно чувство постоянства, строго определенный жизненный уклад. У каж дого предмета есть свое место: посуда должна быть на кухне, обувь — в коридо ре, одежда — в шкафу, иг рушки — в ящике, на пол ке и т. д. Ребенок спит, ест на одном и том же месте, у него есть собственная по суда. Малышу необходимо (даже если он не осознает этого) видеть каждое утро свои игрушки аккуратно сложенными и там, где они должны быть, несмотря на то, что вечером он сам их разбросал. Увы, без вашей помощи соблюдать поря док ребенок не научится. Поэтому вам придется постоянно на водить порядок на его «территории».

Ребенку очень важно, чтобы люди «правильно» относились ко всем знакомым ему предметам. Он знает, что на стуле принято сидеть, за столом — есть, открывать дверь необходимо рукой, а не ногой и т. д.

Дорогие родители, помните, что рядом с вами постоянно нахо дится маленький, но очень придирчивый наблюдатель. Большин ство взрослых предпочитает дома «отдохнуть» от каких-либо норм и условностей. Между тем для ребенка ваше поведение пока еще единственный образец, эталон, для подражания. Всегда ли вы дома пользуетесь салфеткой, носовым плат ком, убираете вещи на свои места?

Как ни покажется это странным, ребенок любит соблюдать ре жим. Только не тот, о котором мечтаете вы, а свой собственный. Обычно он устанавливается в первый год жизни. Придется поло мать голову над тем, чтобы режим дня устраивал и вас, и малыша. А потом останется только поддерживать его на протяжении вто рого и третьего года жизни ребенка.

Дети не любят, чтобы нарушалась хорошо знакомая последовательность событий (имен но поэтому они часто просят перечитывать им одни и те же книги). И не пытайтесь изменить -хоть слово в его любимой сказке! Лиса долж на каждый вечер съедать глупого Колобка, даже если его очень жалко. Малыш вовсе не против вашего творчества, он сам лю бит фантазировать. Просто ему необходи мо чувствовать, что этот мир не меняется,     он надежен, а значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне.

Внутреннее представление о порядке (отсутствии порядка), сложившееся в этот пе риод, не изменится в течение всей дальнейшей жизни.

«Что такое хорошо и что такое плохо». От 2,5 до 6-ти лет    период усвоения норм поведения в обществе (социализации)

Ребенок учится общаться и одинаково быстро запоминает как хорошие примеры, так и плохие. Он будет подражать тому, что видел дома, на улице, в детском саду, по телевизору. Что делать, если малыш сделал или сказал то, что, по вашему мнению, недо пустимо? Сердиться, а тем более кричать, — худший вариант по ведения. Обращайте внимание ребенка на положительные при меры. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем лучше будут результаты.

Оградить малыша от жизни, а она имеет и темные стороны, не удастся, но зато можно попробовать научить его пони мать и осознавать, что такое хорошо и что такое плохо.

 Если учитывать наличие этих замечательных периодов в жизни ребенка – можно создать оптимальные условия для развития тех или иных способностей. И мы постарались создать эти условия для детей. Все дети хотят, чтобы у них было все по-взрослому и у нас существует зона практических умений и навыков. Здесь ребенок учится навыкам практической жизни, учится ухаживать за собой сам. Для развития органов чувств существует сенсорная (чувственная) зона.  По мере взросления ребенок должен научится находить ответы на свои многочисленные «Почему?». Поэтому основной целью языковой, математической и естественнонаучной зон  является умственное развитие ребенка.

        Кроме благоприятных периодов существует еще одна важная особенность развития ребенка – это «впитывающее сознание». Например, в возрасте до 4,5 лет ребенок неосознанно  вбирает в себя целые речевые конструкции, способы эмоционального реагирования на те или иные ситуации. Все это ребенок делает интуитивно,  срабатывает инстинкт  самосохранения, т. е. для того чтобы выжить в непонятном мире и не затеряться в нем, он делает то и так, как и что делают взрослые. Впитываемый материал не анализируется, к этому ребенок еще не готов физиологически и интеллектуально. Он в этом возрасте как зеркало, отображает и делает то, что видит: социальные контакты, эмоции, речь, движения, жесты. Если бы ребенок учился всему как взрослый, все анализируя, то только речевым материалом  в полной мере он смог бы овладеть к 60 годам. Ребенок постигает тот материал, который окружает его (взрослые, их отношения друг к другу и к нему, другие дети, предметы быта, их предназначение и многое др.). Маленькие дети "впитывают" все то, что находится на их визуальном и аудиальном уровне. Вспомните какого роста ваши дети и посмотрите, что находится на этом уровне. Встаньте на корточки и поползайте вместе с ребенком, что вы увидели? батареи, плинтуса, ножки стола... Поэтому все пространство до 70см от пола должно быть не просто красивым а идеальным, так как это все входит в сознание ребенка.  К сожалению это качество нашего разума "впитывающее сознание" проходит к 4,5 годам и на смену приходит логическое  и аналитическое мышление. Впитанная ребенком информация анализируется уже после 4-х лет.  сейчас существует множество различных педагогических направлений, активно использующих качество "впитывающего сознания" и загружают ребенка огромным объемом информации, но затем ребенок не всегда может справится с  этой информацией, ее переработать и применить на практике. Вбирать  и выбирать нужную информацию ребенок должен только сам, тогда он наиболее продуктивно сможет воспользоваться всей информацией, и эта информация будет храниться у него длительное время а загружаемая насильно информация не всегда всплывает в нужный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Сензитивные периоды развития детей от 0 до 6 лет

Консультация для воспитателей и родителей...

Сензитивные периоды в развитии дошкольника

Материал для родителей о сензитивных (наиболее чувствительных) периодах на этапе дошкольного детства....

Сензитивные периоды в жизни ребенка

Когда и чему лучше обучать ребенка....

Сензитивные периоды в развитии дошкольников

Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает все с удовольствием и интересом. Сензитивные п...

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

СЕНЗИТИВНЫЕ  ПЕРИОДЫ  В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА...

Сензитивные периоды развития ребёнка по М. Монтессори

Раскрывается понятие сензитивного периода и особенности каждого сензитивного периода развития ребёнка по Монтессори....