Программа по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Занимательные задачки».
рабочая программа по психологии
Детский возраст для человека – уникальное время для развития всех психических функций, самый благоприятный период для развития интеллектуальной сферы, когда кора больших полушарий находится в активной фазе своего формирования. Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе направления многих отраслей науки, таких, как: медицина, психология, дефектология и педагогика. Программа включает в себя не только развивающую, но и коррекционную работу, так как систематические упражнения по тренировки движений пальцев и рук повышает работоспособность всего головного мозга. В частности, применение кинезиологических упражнений улучшает у ребенка крупную и мелкую моторику, внимание, память, мышление, речь, повышает работоспособность, снижает утомляемость, что подтверждается многочисленными работами специалистов, работающих в данной техники: А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, К. Ханнафорд и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grigoreva_t.a.docx | 707.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «185»
Программа по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Занимательные задачки»
Подготовила:
педагог-психолог
Григорьева Татьяна Александровна
Ярославль, 2022
Содержание
Календарно-тематическое планирование. 8
Материально-техническое обеспечение 18
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы 19
Приложение 1 Диагностический блок. 20
- Пояснительная записка
Детский возраст для человека – уникальное время для развития всех психических функций, самый благоприятный период для развития интеллектуальной сферы, когда кора больших полушарий находится в активной фазе своего формирования.
Растущее число детей с нарушениями физического и психического развития ставят перед дефектологами, психологами и педагогами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
К выпуску из дошкольного образовательного учреждения у ребенка должны быть полноценно развиты функции правого полушария, прежде всего восприятие образов и изображений, слух, ритм и музыкальное восприятие, целостное восприятие картины окружающей действительности и др. В то же время немаловажно развитие контроля речи, способности к чтению и письму, за что отвечает левое полушарие. Эффективность работы мозга во многом зависит от сбалансированного, правильного функционирования обоих полушарий, обеспечивая полноценное и творческое развитие ребенка.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе направления многих отраслей науки, таких, как: медицина, психология, дефектология и педагогика. Так древнекитайское учение Конфуция включала в себя систему определенных движений, направленных на укрепление здоровья и ума.
Программа включает в себя не только развивающую, но и коррекционную работу, так как систематические упражнения по тренировки движений пальцев и рук повышает работоспособность всего головного мозга. В частности, применение кинезиологических упражнений улучшает у ребенка крупную и мелкую моторику, внимание, память, мышление, речь, повышает работоспособность, снижает утомляемость, что подтверждается многочисленными работами специалистов, работающих в данной техники: А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк, К. Ханнафорд и др.
Основой разработки данной программы являются работы А.В. Семенович, А.Л. Сиротюк и К. Ханнафорда. Данные авторы отмечают, что использование кинезиологических упражнений создают благоприятные условия для развития психики детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, имеют накопительный характер и дают возможность формирования потенциала для психофизического здоровья и достаточного уровня готовности к обучению в школе. Программа по развитию межполушарного взаимодействия разработана в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 – ФЗ
- Санитарно-гигиеническими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПин 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15.05.2013 г. №26)
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 г.
Цель программы – обеспечение полноценного психического развития через определенную систему двигательных (кинезиологических) упражнений.
Задачи программы:
Развивающие:
- Развитьмежполушарные связи с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнениях;
- Развитьмелкую и крупную моторику;
- Развить познавательные способности и мыслительные операции у дошкольников, развить основные психические функций (внимания, память, мышления);
- Развить у дошкольников эмоционально-волевые качества (целеустремленность, настойчивость, терпение, способность к саморегуляции).
Образовательные:
- Активизировать познавательный интерес;
- Формировать и закреплять мыслительные операции (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Формировать общеучебные умения и навыки(умения обдумывать и планировать деятельность, осуществлять ее в соответствии с условиями, производить анализ и коррекцию полученных результатов).
Воспитательные:
- Воспитать в дошкольниках заинтересованность в познавательной деятельности.
Принципы построения психологической программы:
- Системность – рассмотрение человека как единой действующей системы;
- Учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, согласно чему, определяются содержание, формы, способы сопровождения;
- Принцип программированного обучения – целенаправленное овладение ряда последовательных операций, приводящее к формированию необходимых умений и действий.
Методы и приемы работы в рамках реализации программы:
- Игровые (развивающие игры);
- Нейродинамическая гимнастика (игры, упражнения, сказки);
- Использование занимательного материала (лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактические материалы).
Методическое обеспечение программы:
Методологическую основу данной программы составляют научно-практические исследования ученых:
- Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) о связи интеллектуального развития и пальцевой моторики;
- Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова о влиянии манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
- Развивающей кинезиологической программы «Гимнастика мозга» Пола Деннисона;
- Учебно-методическим пособием «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонова, Л.П. Кирилловой, О.П. Мосунов;
- Практическим пособием «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» А.Л. Сиротюк.
Содержание программы
Реализация программных мероприятий, осуществляется по двум направлениям психологической работы с воспитанниками:
- психологическая диагностика: определение уровня развития познавательных способностей воспитанников (внимания, памяти, мышления);
- коррекционно-развивающая работа (проведение групповых и индивидуальных занятий с воспитанниками с целью развития психических процессов).
В рамках реализации данных направлений, реализуются следующие задачи:
- улучшение эмоционального состояния воспитанников;
- формирование навыков взаимодействовать в детском коллективе;
- формирование навыков саморегуляции;
- реализация психолого-педагогического сопровождения детей в течении учебного года.
Результатом реализации программы является развитие у воспитанников:
- развитие крупной и мелкой моторики;
- развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления;
- повышение у воспитанников способности к произвольному контролю;
улучшение в целом психического здоровья у детей.
Этапы реализации программы:
- Диагностический (выявление особенностей психических процессов воспитанников);
- Информационный (предоставление результатов диагностики родителям и педагогам);
- Практический (развитие психических процессов посредством развития межполушарного взаимодействия);
- Контрольный (определение эффективности развивающих занятий с детьми).
Критерии освоения программы:
Высокий уровень:
- Ребенок овладевает основными операциями мышления (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация), выполняет задания самостоятельно, с минимальной помощью взрослого.
- Ребенок способен ориентироваться в пространстве (также в пространстве листа).
- Ребенок способен устанавливать последовательность событий, логически объяснять последовательность действий.
- Ребенок получает высокие результаты при прохождении итоговой диагностик межполушарного взаимодействия.
- Ребенок активен, внимателен, заинтересован в получении результатов своей деятельности.
- Ребенок овладевает навыками межличностного взаимодействия, умеет работе в группе и паре.
Средний уровень:
- Ребенок овладевает основными операциями мышления (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация), выполняет задания с помощью взрослого.
- Ребенок ориентируется в пространстве с помощью взрослого.
- Ребенок не всегда способен устанавливать последовательность событий, испытывает трудности при логическом объяснении происходящего.
- Ребенок получает средние результаты при прохождении итоговой диагностики межполушарного взаимодействия.
- Внимание ребенка во время занятий может быть рассеяно, но при необходимости он самостоятельно может проявлять собранность, усидчивость.
- Ребенок овладевает навыками работы в паре, но испытывает трудности при работе в группе.
Низкий уровень:
- Ребенок с трудом овладевает основными операциями мышления (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация), выполняет задания при помощи взрослого.
- Ребенок не ориентируется в пространстве (в том числе и пространстве листа), требуется постоянная помощь взрослого.
- Ребенок не устанавливает последовательность событий (устанавливает последовательность неверно), не способен логически объяснить сделанный им выбор.
- У ребенка выявлены низкие показатели по результатам диагностики межполушарного взаимодействия по прохождению программы.
- Внимание ребенка во время занятия рассеяно, эмоционально-волевая сфера сформирована недостаточно.
- Ребенок во время занятий не собран, не проявляет интерес к заданиям, мотивация ребенка при выполнении заданий – ориентация на избегание наказания.
- Ребенок с трудом устанавливает контакт со сверстниками, не включается в работу группы.
Организация занятий в рамках реализации программы
Предлагаемая программа по развитию межполушарного взаимодействия у детей предполагает работу с воспитанниками 5-6 лет, имеющих нарушения речевого развития и задержку психического развития, а также посещающих дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида.
Оптимальное количество участников при подгрупповой работе – 5 – 7 воспитанников.
Форма реализации программы: групповая и индивидуальная виды работ.
Динамика реализации программы: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий:30 – 35 минут
Срок реализации программы: 6 месяцев (Октябрь – Март).
Алгоритм построения занятия:
- Ритуал приветствие – 2 минут;
- Разминка – 5 минут;
- Коррекционно-развивающий этап – 15 минут;
- Подведение итогов – 6 минут;
- Ритуал прощание – 2 минуты.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Содержание занятия | Материалы занятия | Сроки реализации |
1. |
| Корнев А.Н. «Нейропсихологические методы исследования» [6.]. | Октябрь (1-я неделя) |
2 |
| Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» [7.] (2); «Память и внимание» (3, 4); «Логика» - задание по развитию логического мышления (5). | Октябрь (2-я неделя) |
3 |
| Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» [7.] (2); Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (3); «Память и внимание» (4); Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5). | Октябрь (3-я неделя) |
4 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); «Память и внимание» (3, 4). | Октябрь (4-я неделя) |
5 |
| Крупенчук О.И.«Пальчиковые игры» [7.] (2); Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (3); Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (4); «Память и внимание» (5). | Ноябрь (1-я неделя) |
6 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); «Логика» - задание по развитию логического мышления (3); «Память и внимание» (4). | Ноябрь (2-я неделя) |
7 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); «Логика» - задание по развитию логического мышления (4, 5). | Ноябрь (3-я неделя) |
8 |
| Цвынтарный.В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (4). | Ноябрь (4-я неделя) |
9 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2, 3); «Память и внимание» (4); «Логика» (5, 6). | Декабрь (1-я неделя) |
10 |
| ЦвынтарныйВ.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.](2, 3); «Память и внимание» (4). | Декабрь (2-я неделя) |
11 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2, 3); «Память и внимание» (4, 5). | Декабрь (3-я неделя) |
12 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); КрупенчукО.И.«Пальчиковые игры» [7.] (3); «Память и внимание» (4, 5). | Декабрь (4-я неделя) |
13 |
| Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры» [7.] (2); Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (3); «Память и внимание» (4); Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5). | Январь (2-я неделя) |
14 |
| Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (2, 3); Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5); Серия игр «Готовимся к школе» для детей от 5 до 7 лет (6). | Январь (3-я неделя) |
15 |
| Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (2); Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (3); «Память и внимание» (4); Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» [5.] (5). | Январь (4-я неделя) |
16 |
| Марычева О.И.«Гимнастика для ума» [8.] (2); Трясорукова Т.П. «Речедвигательный тренинг» [16.] (3); «Память и внимание» (4); Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»[9.] (5). | Февраль (1-я неделя) |
17 |
| Ткаченко Т.И. «Развиваем мелкую моторику» [15.] (2); ТрясоруковаТ.П. «Речедвигательный тренинг» [16.] (3, 4); «Память и внимание» (5). | Февраль (2-я неделя) |
18 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); Ткаченко Т.А. «Развиваем мелкую моторику» [15.] (3); «Память и внимание» (4); Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.] (5). | Февраль (3-я неделя) |
19 |
| Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); «Память и внимание» (3); Панова Е.Н, «Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.] (4, 5). | Февраль (4-я неделя) |
20 |
| Марычева О.И. «Гимнастика для ума» [8.] (2); Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (3); СалминаН.Г. «Учимся думать. Что за чем следует?»[13.] (4, 5). | Март (1-я неделя) |
21 |
| Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2, 3); Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» [9.] (5, 6). | Март (2-я неделя) |
22 |
| Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2); | Март (3-я неделя) |
23 |
| Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2, 3); | Март (4-я неделя) |
24 |
| ЦвентарныйВ.В.»Играем пальчиками и развиваем речь» [18.] (2); Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (3, 4); Е.Н.Панова«Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.](5, 6). | Апрель (1-я неделя) |
25 |
| Шанина Г.Е. «Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2, 3); | Апрель (2-я неделя) |
26 |
| Габараева К.А., Марычева О.И. «Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности» [8.] (2, 3, 5); Панова Е.Н. «Дидактические игры-занятия в ДОУ» [10.] (4). | Апрель (3-я неделя) |
27 |
| Корнев А.Н. «Нейропсихологические методы исследования»[6.]; Шанина Г.Е.«Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков» [19.] (2). | Апрель (4-я неделя) |
Материально-техническое обеспечение
- Настенная доска с приспособлениями для крепления (магнитная доска);
- Аудиооборудование;
- Карандаши цветные и «простые»;
- Дидактические материалы;
- Бланки для выполнения заданий (сравнение картинок, продолжение ряда и т.п.);
- Пиктограммы;
- Блоки Дьенеша;
- Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера.
- Палочки для счета;
- Сундук, мешочек;
- Цветные кубики.
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы:
- Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
- Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка:качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
- Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М.,1989.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
- Колесникова Е.В. Я решаю логические задачи: рабочая тетрадь для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
- Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. – СПБ.: Издательский Дом «Литера», 2009.
- Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. – Карпогоры, 2020.
- Михайлова З.И. Игровые задачи для дошкольников. – Москва.: Просвещение, 2015.
- Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ., 2007.
- Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. М., 1997.
- Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника. - М., МГППУ, 2006.
- Стародубцева И.В. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников» – М: АРКТИ, 2008 - 68 с.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2007.
- Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Хризман Т.П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
- Шанина Г.Е Упражнения специального кинезиологического комплекса длявосстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие
– М., 1999.
Приложение 1.
Диагностический блок.
- Проба на реципрокную координацию рук Н.Н. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь».
Ребенку демонстрируется три положения руки на поверхности стола, последовательно семенящие друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь, распрямленная на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогам, затем повторяет самостоятельно в течении 8-10 раз. Проба выполняется сначала правой рукой, затем – левой, затем – двумя руками.
Оценивается скорость формирования двигательного стереотипа, способность к переключению и удержанию двигательной программы.
В случае допущения ребенком ошибки оценивается способность самостоятельно исправлять их, без подсказок взрослого.
Возможные нарушения:
- Импульсивность выполнения;
- Трудности вхождения в задания (двигательная аспонтанность);
- Напряженность, замедленность выполнения;
- Сбои при убыстрении темпа;
- Упрощение программы, склонность к стереотипии.
- Проба на перебор пальцев – определение степени сохранения премоторной зоны.
Ребенку предлагается поочередно соединять большой палец со всеми остальными сначала на правой руке, затем – на левой. Сначала движения выполняются от указательного пальца к мизинцу, затем от мизинца к указательному пальцу. Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев, способность переключения с одного движения на другое.
Критерии оценки:
- 5 баллов – правильно и быстро;
- 4 балла – правильно, но медленно;
- 3 балла – дезавтоматизация движений на истощение;
- 2 балла – персеверация (повторение) на истощение;
- 1 балл – выраженная персеверация, застревание на отдельных движениях.
- Проба на пальцевыйгнозис и праксис.
Ребенку предлагается, не глядя на свою руку, вслед за экспериментатором воспроизводить различные положения пальцев:
- Все пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь повернута вперед;
- 1-й палец поднят вверх, остальные собраны в кулак;
- Указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
- 2-й и 3-й пальцы расположены в виде буквы Y;
- 2-й и 5-й пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
- 2-й и 3-й пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
- 2-й и 3-й пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1, 4 и 5-й пальцы собраны в кулак («зайчик»);
- 1-й и 2-й пальцы соединены кольцом, остальные выпрямлены.
Проба проводится сначала на правой руке, затем – на левой.
Оценивается положение каждой позы в штрафных баллах:
- 1 балл – поза не выполнена;
- 0,5 баллов – поза выполнена не точно;
- 1 балл – поза выполнена замедленно (поиск рук, пальцев);
- 2 балла – поиск нужного положения рук и пальцев в течении 10-30 секунд;
- 3 балла –поиск нужного положения рук и пальцев более 30 секунд.
- Проба Хеда.
Вариант №1. Ребенку дается следующая инструкция: «Подними левую руку вверх, покажи ей правый глаз, а затем левую ногу». Если задание выполнено ребенком успешно, можно перейти к варианту №2. Если при прохождении пробы у ребенка возникли затруднения – проба прекращается.
Вариант №2. Ребенку дается следующая инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за левое ухо, покажи левой рукой правый глаз».
Критерии оценки:
- 3 балла – успешно выполнены оба варианта пробы;
- 2 балла – выполнен только первый вариант пробы;
- 1 балл – не выполнено ни одно задание.
Приложение 2.
Информационный буклет для родителей «Занимательная гимнастика для ума. Кинезиологические упражнения с ребенком дома».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти...
Программа дополнительного образования по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Нейро-фитнес»
laquo;Подлинная радость идетот активности мозга и напряжения тела;эти две вещи всегда идут рука об руку» Вильгельм фон Гумбольдт Успешность обучения детей во многом зависит от своевре...
Межполушарное взаимодействие. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения Левого Полушария и Правого Полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, ...
Проект "Нейробика -как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Педагогический проект на тему "Нейробика - как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста....
Коррекционно-развивающая программа «Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР с помощью нейроигры»
Предлагаемая программа является одним из направлений работы в развитии интегрированного межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР с помощью нейроигр. Нейроигры способствуют развитию и активизации по...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Нейромоторная готовность к обучению»
Образовательная программа составлена на основе многолетнего теоретического опыта работы педагогов и воспитателей, в том числе на основе методического пособия оценка нейромоторной готовности к обучению...
«Нейробика–как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Проект содержит теоретический и практический материал опыта использования нейрогимнастических упражнений, и их влияние на развитие детей дошкольного возраста....