ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Нейромоторная готовность к обучению»
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)
Образовательная программа составлена на основе многолетнего теоретического опыта работы педагогов и воспитателей, в том числе на основе методического пособия оценка нейромоторной готовности к обучению, комплекса упражнений для коррекционно – развивающей работы в соответствии с документами в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическое пособие «Оценка нейромоторной готовности к обучению» комплекс упражнений коррекционно – развивающей работы «Умные мячики» и т.д.
Настоящая программа адаптирована к условиям работы в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.
Программа определяет содержание и организацию дошкольного образовательного процесса в детском саду. ДОУ вправе реализовать программу при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
приказом директора
от __________________ №_____
Директор МБОУ «СОШ №21»
______________ Бухарова Е.В.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
«Нейромоторная готовность к обучению»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Адресат программы 5-6 лет
Разработчик программы
Сусерова Е.И.
Срок реализации 1 год
Сергиев посад 2023год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационные материалы
Образовательная программа составлена на основе многолетнего теоретического опыта работы педагогов и воспитателей, в том числе на основе методического пособия оценка нейромоторной готовности к обучению, комплекса упражнений для коррекционно – развивающей работы в соответствии с документами в сфере образования:
Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическое пособие «Оценка нейромоторной готовности к обучению» комплекс упражнений коррекционно – развивающей работы «Умные мячики» и т.д.
Настоящая программа адаптирована к условиям работы в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.
Программа определяет содержание и организацию дошкольного образовательного процесса в детском саду. ДОУ вправе реализовать программу при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Направленность программы
Общеразвивающая программа «Умные мячики» имеет творческую направленность, коррекционную и развивающую.
Актуальность программы
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Нейропсихологические упражнения представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.
Программа не только коррекционная, но и развивающая. Программа использует движение, комплекс в целом позволяет улучшить психомоторику (совокупность двигательных действий), направленную на развитие мелкой и крупной моторики, развитие координации движений, позволяет улучшить возможность слышать задачи, правильно и последовательно их реализовывать, вовремя переключаться с одного компонента задачи на другой, даёт возможность почувствовать свое тело.
Отличительные особенности программы
Методы и формы занятий, средства деятельности по программе соответствуют поставленным целям и задачам, способствуют усвоению дошкольниками. Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 5-6 лет.
Принимаются все желающие в соответствии с возрастом на основании поданного заявления родителей.
Срок освоения программы
Программа реализуется 1 год.
Форма обучения
Обучение осуществляется в очной форме. Занятия проходят в физкультурном зале.
Режим занятий
Занятия проводятся в очной групповой форме 1 раз в неделю по 30 минут
Цель и задачи программы
Цель: Определение эффективности применения нейрогимнастики с детьми дошкольного возраста для улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие:
- развитие логического мышления ребёнка;
- развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений.
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
- воспитывать волю ребенка;
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения основными результатами у детей должны стать:
- Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Повышение умственной работоспособности;
- Оптимизация интеллектуальных процессов;
- Коррекция проблем поведения, развитию саморегуляции;
- Развитие способностей к межличностному взаимодействию;
- Способность к концентрации внимания;
- Стабилизация эмоционального фона;
- Развитие плавности, ритмичности, точности движений;
- Оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- Преодолению стеснительности, робости;
- Оздоровлению организма;
- Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
- Лучше ориентируется в окружающем мире;
- Легче налаживает отношения со сверстниками;
- Повышается работоспособность;
- Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
- Повышается самооценка ребенка;
- Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Оценочные материалы
Для оценки качества освоения программы, а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются диагностическое тестирование развития детей, которые предусмотрены учебным планом в ДОУ.
Требование к преподавателям, которые поводят программу:
- Преподаватель, который прошёл курс обучения Института нейрофизиологической психологии (ИНФП)
Противопоказания к проведению программы:
Если у ребёнка диагностировано заболевание, которое может повлиять на физическую координацию, или если он принимает лекарства или проходит курс лечения ввиду своего состояния здоровья, тогда необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний к участию ребёнка в развивающей двигательной программе.
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение: спортивный зал
2. Гимнастические маты или индивидуальные спортивные коврики.
3. Умные мячики
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Объем программы
Кружок рассчитано на 1 год– 31 часа.
В процессе заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.
Год обучения | 1 полугодие | 2 полугодие | Всего по учебному плану | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||
1 год обучения | недель | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 34 |
часов | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 31 |
Программа включает следующие ключевые элементы:
- Повторение (повторение одних и тех же движений на протяжении нескольких недель).
- Длительность (минимум 9 месяцев, желательно 12 месяцев).
Содержание программы
Вводное занятие
- Правила техники безопасности на занятиях.
- Теория: Инструктаж по технике безопасности, по пожарной безопасности и охране труда. Знакомство с программой. Особенности обучения
Ориентировочный план выполнения нейромоторных упражнений
Месяц | упражнения |
Сентябрь | Ветряная мельница Гусеница Анемона |
Октябрь | Ветряная мельница Анемона Гусеница Любопытная гусеница |
Ноябрь | Ветряная мельница Анемона Любопытная гусеница Парашют Осьминог 1 |
Декабрь | Ветряная мельница Взволнованная гусеница Парашют Осьминог 1 Осьминог 2 |
Январь | Ветряная мельница Парашют Подъём головы Рыбка Осьминог 2 |
Февраль | Ветряная мельница Рыбка Ящерка Шарнир |
Март | Ветряная мельница Ящерка Кавычки Рука к стопе Рука к колену |
Апрель | Ветряная мельница Головастик Усталая лягушка |
Май | Ветряная мельница Усталая лягушка Ползание по-пластунски Кошка |
Упражнения направленные на развитие функций приёма, переработки и хранения информации (Умные мячики).
Вводное занятие
- Правила техники безопасности на занятиях.
- Знакомство с умными мячиками и их свойствами, установление связей между свойствами мяча и органами чувств (зрение, осязание)
- Знакомство с мячиками и с видами кинезеологических упражнений для детей дошкольного возраста. Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью и большим интересом их выполняют.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПЕРЕРАБОТКИ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Упражнения, входящие в данный раздел являются коррекционными и развивающими для мелкой и крупной моторики. Вместе с тем, они являются базовыми для выполнения всех остальных упражнений, т.к. позволяют отработать все основные положения кистей рук при захватах, бросках, ударах, движениях, а также натренировать возможности схватить и удержать мяч в руке.
#1059;пражнение «Способы удара»:
Удар «стаканчик»: мячик берем в ладонь, захватывая пальцами таким образом, как будто бы берем в руку стакан или чашку. Бросок совершаем так, как будто ставим стакан или чашку (удар совершается об пол).
Удар «обезьянка»: мячик берем полной ладонью, пальцы распределены по всему диаметру мячика приблизительно равноудалено. Бросок совершаем всей кистью (удары совершаются об пол, стену, об пол при перекидывании в группах и парах).
Удар «чашка»: мячик расположен в ладони также, как при «обезьянке» для бросков вверх.
2. Упражнение «Способы захвата»:
Захват «обезьянка»: ловим мячик полной ладонью, при этом ладонь располагается тыльной стороной вверх.
Захват «чашка»: ловим мячик ладонью, расположенной тыльной стороной вниз.
3 тема: Движения
«Удары об пол». Совершаем удары об пол:
- однократно,
- многократно,
- попеременно, то одной рукой, то другой,
- двумя руками одновременно и попеременно,
- из руки в руку,
- перекидывая друг другу и т.д.
«Подкидывание вверх».
Броски совершаются в вертикальном направлении от горизонтальной срединной линии тела:
- попеременно, то одной рукой, то другой.
- двумя руками одновременно и попеременно.
- перекидывая из руки в руку.
- перекидывая друг другу и т.д.
«Переключение с одного удара на другой, с одного захвата на другой».
Совершаем броски:
- серией однотипных ударов и захватов,
- чередуя разные удары, с одним типом захвата,
- чередуя один тип удара и разные типы захвата,
- чередуя разные типы удара и разные типы захвата.
«Какую руку предпочитаешь?»
Бросаем ребенку мячик по центру тела с инструкцией «Лови одной рукой!».
Наблюдаем, какой рукой он ловит мячик чаще, что он делает, если бросать ему мячик в сторону не предпочитаемой руки.
Повторение всех видов ударов, захватов, движений в парах.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
#1054;риентация в пространстве.
Упражнения направлены на развитие ориентации в окружающем пространстве и в схеме собственного тела. Здесь рассматриваются соотношения верх/низ, лево/право, перёд/назад, понятие срединной линии (осевые соотношения, пересечения)
Упражнение «чередование вверх/ вниз»:
- совершаем бросок об пол, при помощи удара «стаканчик»
- подбрасываем вверх, с помощью удара «чашка».
- броски выполняются от срединной линии тела.
10 раз одной рукой; 10 раз другой рукой; 10 раз со сменой рук через удар об тпол, с перебрасыванием из руки в руку над головой.
Упражнение «Чередование бросок/приседание»
- удар об пол «стаканчиком», поймать мячик «чашкой»
- присесть (вниз)/встать (вверх);
- подбросить мячик вверх, поймать;
- встать на цыпочки.
10 раз с одной стороны; 10 раз с другой стороны; со сменой рук (смена рук при ударе мячика об пол и при подбрасывании) с движением мяча по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Упражнение «Чередование ударов со сменой рук перед собой, с передачей мяча за спиной».
Цель этих захватов: регуляция силы броска и координация правильного направления при работе с мячом.
Совершаем удары об пол разными способами, один раз «стаканчиком», один раз - «обезьянкой»), ловим «чашкой». бросаем из правой руки в левую через удар об пол, левой передаем в правую за спиной - 10 раз; затем бросаем левой рукой в правую через удар об пол, передаем из правой руки в левую за спиной - 10 раз.
Упражнение «Солнечные часы»
- отметь точку перед собой, слева от себя, справа от себя, позади себя;
- - попади мячом в эти точки с проговариванием обозначения направления, в точку позади себя представь мысленно, что попадаешь в нее мячиком.
Выполняем сначала одной рукой, потом другой.
Упражнение «Рука-нога»
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой рукой, одновременно поднимаем левое колено - 1 раз;
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» левой рукой, одновременно поднимаем правое колено- 1 раз;
- бросаем мячик «чашкой» вверх правой рукой, одновременно поднимаем левое колено- 1 раз;
- бросаем мячик «чашкой» вверх левой рукой, одновременно поднимаем правое колено - 1 раз.
Повторяем всю серию 10 раз.
Упражнение «Части тела»
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой руки, одновременно левой рукой дотрагиваемся до лба / носа/ подбородка / (левого /правого) уха / плеча / живота / бедра / колена / пятки и т.п.
- тоже самое с другой рукой.
Выполняем сначала монолатеральные движения, а затем кросслатеральные.
2 Координация
Упражнения данного раздела направлены на развитие координации «глаз-рука», «доска-тетрадь».
1 тема: Развитие координаций «Рука – нога»
Упражнение «Перекати поле»
- сидя за столом, перекатываем мяч с руки в руку;
- меняем положение рук: перекат по прямой линии, по диагонали;
- выполняем в парах: с одним мячиком (перекатываем по кругу, из руки в руку по диагонали), двумя мячиками (перекатываем по кругу);
- мячиками разных цветов совершаем перекаты, следуя инструкции ведущего, например, «перекати мячик из правой руки в левую» или «перекати красный мячик в правую руку партнеру, а синий - в левую и т.д.».
Упражнение «Мячики по кругу»
Выполняется в группе. Упражнение развивает не только зрительно-моторные координации, но и чувство ритма, а также зрительное внимание.
- встаем в круг. У каждого участника в правой руке мяч;
- одновременно передаем мяч по кругу из руки в руку, т.е. правой рукой передаем мяч в левую руку соседу справа;
- затем, перекладываем из левой руки в правую (ладонь при этом делаем «чашкой», мяч при передаче кладется в ладонь, а другой ладонью при этом накрывается), и опять передаем в левую руку соседу;
- все движения совершаем одновременно;
- когда движения всеми участниками будут производиться ритмично и одновременно, в тот момент, когда участники будут перекладывать мяч из левой руки в правую, ведущий говорит «Стоп».
2 тема: Развитие координаций «доска – тетрадь».
Упражнение «Пристенные игры»
Индивидуальные варианты:
- удары об стену «чашкой» с разного расстояния, стоя лицом к стене: правой рукой удар «чашкой» об стену, мяч отскакивает от пола, захват «чашкой» правой рукой, повторить 10 раз. То же с левой руки.
- удары об стену с разного расстояния, повернувшись правой стороной тела, левой стороной тела (левой/правой рукой);
- бросок, поворот на 360 градусов и захват мяча (левой/правой рукой).
Парная игра:
- пара встает перед стеной, лицом к ней;
-мячик в руке у одного из участников. Он бросает правой рукой «чашкой» мячик об стену с таким расчетом, чтобы мячик, ударившись об стену, отскочив от пола, попал в правую руку партнеру по игре;
- делаем это с разного расстояния от стены (подходя ближе, отходя дальше);
- делаем это, когда один участник стоит ближе к стене, другой дальше;
-делаем это, меняя расстояние между участниками;
- делаем это, стоя друг напротив друга и бросая мячик через стену;
- делаем это, стоя спиной друг к другу и бросая.
Ловим/бросаем разными руками (то левой, то правой).
Групповой вариант:
- группа участников выстраивается в шеренгу относительно стены (лицом к стене);
- участники, стоящие по краям шеренги, берут в правую руку и бросают его об стену, таким же образом, как в парном варианте;
- мячики, как бы передвигаются от участника к участнику, навстречу друг другу;
- как только мячики достигли крайних участников шеренги, крайний правый участник отдает мячик соседу слева и переходит на другой конец шеренги, получает мячик от соседа справа;
- и снова крайние участники начинают перекидывать мячики вдоль шеренги;
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в крайних позициях.
Упражнение «Броски в парах»
У каждого участника по одному мячику. Совершаем различные броски друг другу:
- бросаем мячик партнеру с ударом об пол (монолатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мяча из руки в руку (кросслатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку, с броском через удар об пол;
Перекидываем мячик партнеру через подбрасывание вверх (монолатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку за спиной (коллатеральное движение).
Движения совершаются по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Заключение
1тема: Предметы
Упражнение «Разные предметы».
Ребенок из одной руки в другую самостоятельно или в паре с другим ребенком/взрослым перебрасывает предметы, различающиеся по весу и/или форме, например, мяч обычный и массажный или мяч и ручку и т.п.
Итоги, рефлексия.
. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года - 34 недели
Начало занятий – сентябрь-май
Регламент образовательного процесса:
- один год обучения – 34
2 раз в неделю по 30 минут
Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию.
Продолжительность занятий - 30 мин.
Режим работы в период школьных каникул.
Занятия детей в учебных группах ДОУ проводятся по временно-утвержденному расписанию, составленному на период каникул, в форме, индивидуальной работы.
Список литературы
1. Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.#1089;
2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014.
3. Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа. Салли Годдард Блайт- М.: Линка-Пресс 2023
4. Захарова М.Н, Лунина Н.В. Методическое пособие «Умные мячики»: комплекс упражнений для коррекционно-развивающей работы. - Москва, 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/27/picture-189660-1464379506.jpg)
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-687292-1445523763.jpg)
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа
Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/11/picture-1080625-1541935923.jpg)
Планирование 2 года обучения по программе дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством рисования песком с использованием метода «Sand Art».
Планирование занятий по развитию творческого мышления....
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...
Программа дополнительного образования по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Нейро-фитнес»
laquo;Подлинная радость идетот активности мозга и напряжения тела;эти две вещи всегда идут рука об руку» Вильгельм фон Гумбольдт Успешность обучения детей во многом зависит от своевре...