ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «Нейромоторная готовность к обучению»
рабочая программа по физкультуре (старшая группа)
Образовательная программа составлена на основе многолетнего теоретического опыта работы педагогов и воспитателей, в том числе на основе методического пособия оценка нейромоторной готовности к обучению, комплекса упражнений для коррекционно – развивающей работы в соответствии с документами в сфере образования:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическое пособие «Оценка нейромоторной готовности к обучению» комплекс упражнений коррекционно – развивающей работы «Умные мячики» и т.д.
Настоящая программа адаптирована к условиям работы в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.
Программа определяет содержание и организацию дошкольного образовательного процесса в детском саду. ДОУ вправе реализовать программу при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novyy_kruzhok.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
приказом директора
от __________________ №_____
Директор МБОУ «СОШ №21»
______________ Бухарова Е.В.
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
«Нейромоторная готовность к обучению»
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
Адресат программы 5-6 лет
Разработчик программы
Сусерова Е.И.
Срок реализации 1 год
Сергиев посад 2023год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационные материалы
Образовательная программа составлена на основе многолетнего теоретического опыта работы педагогов и воспитателей, в том числе на основе методического пособия оценка нейромоторной готовности к обучению, комплекса упражнений для коррекционно – развивающей работы в соответствии с документами в сфере образования:
Федеральный закон от N 273-ФЗ (ред. от ) «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методическое пособие «Оценка нейромоторной готовности к обучению» комплекс упражнений коррекционно – развивающей работы «Умные мячики» и т.д.
Настоящая программа адаптирована к условиям работы в рамках дошкольного общеобразовательного учреждения.
Программа определяет содержание и организацию дошкольного образовательного процесса в детском саду. ДОУ вправе реализовать программу при наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Направленность программы
Общеразвивающая программа «Умные мячики» имеет творческую направленность, коррекционную и развивающую.
Актуальность программы
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Нейропсихологические упражнения представляет собой комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. В результате ребенок лучше адаптируется к изменениям, начинает легче учиться и усваивать информацию через гимнастику и игры.
Программа не только коррекционная, но и развивающая. Программа использует движение, комплекс в целом позволяет улучшить психомоторику (совокупность двигательных действий), направленную на развитие мелкой и крупной моторики, развитие координации движений, позволяет улучшить возможность слышать задачи, правильно и последовательно их реализовывать, вовремя переключаться с одного компонента задачи на другой, даёт возможность почувствовать свое тело.
Отличительные особенности программы
Методы и формы занятий, средства деятельности по программе соответствуют поставленным целям и задачам, способствуют усвоению дошкольниками. Упражнения позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
Адресат программы
Программа предназначена для детей 5-6 лет.
Принимаются все желающие в соответствии с возрастом на основании поданного заявления родителей.
Срок освоения программы
Программа реализуется 1 год.
Форма обучения
Обучение осуществляется в очной форме. Занятия проходят в физкультурном зале.
Режим занятий
Занятия проводятся в очной групповой форме 1 раз в неделю по 30 минут
Цель и задачи программы
Цель: Определение эффективности применения нейрогимнастики с детьми дошкольного возраста для улучшения межполушарного взаимодействия в развитии познавательных процессов.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие:
- развитие логического мышления ребёнка;
- развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений.
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации.
- формировать индивидуальные творческие способности личности.
Воспитательные:
- воспитывать волю ребенка;
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения основными результатами у детей должны стать:
- Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики;
- Развитие межполушарного взаимодействия;
- Повышение умственной работоспособности;
- Оптимизация интеллектуальных процессов;
- Коррекция проблем поведения, развитию саморегуляции;
- Развитие способностей к межличностному взаимодействию;
- Способность к концентрации внимания;
- Стабилизация эмоционального фона;
- Развитие плавности, ритмичности, точности движений;
- Оптимизация мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
- Преодолению стеснительности, робости;
- Оздоровлению организма;
- Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
- Лучше ориентируется в окружающем мире;
- Легче налаживает отношения со сверстниками;
- Повышается работоспособность;
- Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
- Повышается самооценка ребенка;
- Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Оценочные материалы
Для оценки качества освоения программы, а также определения фактического уровня сформированности универсальных учебных действий применяются диагностическое тестирование развития детей, которые предусмотрены учебным планом в ДОУ.
Требование к преподавателям, которые поводят программу:
- Преподаватель, который прошёл курс обучения Института нейрофизиологической психологии (ИНФП)
Противопоказания к проведению программы:
Если у ребёнка диагностировано заболевание, которое может повлиять на физическую координацию, или если он принимает лекарства или проходит курс лечения ввиду своего состояния здоровья, тогда необходимо проконсультироваться с лечащим врачом, чтобы убедится в отсутствии противопоказаний к участию ребёнка в развивающей двигательной программе.
Материально-техническое обеспечение:
1. Помещение: спортивный зал
2. Гимнастические маты или индивидуальные спортивные коврики.
3. Умные мячики
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Объем программы
Кружок рассчитано на 1 год– 31 часа.
В процессе заданий дошкольник развивает кинетические, пространственные, зрительные функции, тренирует мелкую и крупную моторику. Учится контролировать движения, их ритм, темп, последовательность.
Год обучения | 1 полугодие | 2 полугодие | Всего по учебному плану | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |||
1 год обучения | недель | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 34 |
часов | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 31 |
Программа включает следующие ключевые элементы:
- Повторение (повторение одних и тех же движений на протяжении нескольких недель).
- Длительность (минимум 9 месяцев, желательно 12 месяцев).
Содержание программы
Вводное занятие
- Правила техники безопасности на занятиях.
- Теория: Инструктаж по технике безопасности, по пожарной безопасности и охране труда. Знакомство с программой. Особенности обучения
Ориентировочный план выполнения нейромоторных упражнений
Месяц | упражнения |
Сентябрь | Ветряная мельница Гусеница Анемона |
Октябрь | Ветряная мельница Анемона Гусеница Любопытная гусеница |
Ноябрь | Ветряная мельница Анемона Любопытная гусеница Парашют Осьминог 1 |
Декабрь | Ветряная мельница Взволнованная гусеница Парашют Осьминог 1 Осьминог 2 |
Январь | Ветряная мельница Парашют Подъём головы Рыбка Осьминог 2 |
Февраль | Ветряная мельница Рыбка Ящерка Шарнир |
Март | Ветряная мельница Ящерка Кавычки Рука к стопе Рука к колену |
Апрель | Ветряная мельница Головастик Усталая лягушка |
Май | Ветряная мельница Усталая лягушка Ползание по-пластунски Кошка |
Упражнения направленные на развитие функций приёма, переработки и хранения информации (Умные мячики).
Вводное занятие
- Правила техники безопасности на занятиях.
- Знакомство с умными мячиками и их свойствами, установление связей между свойствами мяча и органами чувств (зрение, осязание)
- Знакомство с мячиками и с видами кинезеологических упражнений для детей дошкольного возраста. Кинезиологические упражнения для дошкольников несложны, дети с легкостью и большим интересом их выполняют.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПЕРЕРАБОТКИ КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Упражнения, входящие в данный раздел являются коррекционными и развивающими для мелкой и крупной моторики. Вместе с тем, они являются базовыми для выполнения всех остальных упражнений, т.к. позволяют отработать все основные положения кистей рук при захватах, бросках, ударах, движениях, а также натренировать возможности схватить и удержать мяч в руке.
#1059;пражнение «Способы удара»:
Удар «стаканчик»: мячик берем в ладонь, захватывая пальцами таким образом, как будто бы берем в руку стакан или чашку. Бросок совершаем так, как будто ставим стакан или чашку (удар совершается об пол).
Удар «обезьянка»: мячик берем полной ладонью, пальцы распределены по всему диаметру мячика приблизительно равноудалено. Бросок совершаем всей кистью (удары совершаются об пол, стену, об пол при перекидывании в группах и парах).
Удар «чашка»: мячик расположен в ладони также, как при «обезьянке» для бросков вверх.
2. Упражнение «Способы захвата»:
Захват «обезьянка»: ловим мячик полной ладонью, при этом ладонь располагается тыльной стороной вверх.
Захват «чашка»: ловим мячик ладонью, расположенной тыльной стороной вниз.
3 тема: Движения
«Удары об пол». Совершаем удары об пол:
- однократно,
- многократно,
- попеременно, то одной рукой, то другой,
- двумя руками одновременно и попеременно,
- из руки в руку,
- перекидывая друг другу и т.д.
«Подкидывание вверх».
Броски совершаются в вертикальном направлении от горизонтальной срединной линии тела:
- попеременно, то одной рукой, то другой.
- двумя руками одновременно и попеременно.
- перекидывая из руки в руку.
- перекидывая друг другу и т.д.
«Переключение с одного удара на другой, с одного захвата на другой».
Совершаем броски:
- серией однотипных ударов и захватов,
- чередуя разные удары, с одним типом захвата,
- чередуя один тип удара и разные типы захвата,
- чередуя разные типы удара и разные типы захвата.
«Какую руку предпочитаешь?»
Бросаем ребенку мячик по центру тела с инструкцией «Лови одной рукой!».
Наблюдаем, какой рукой он ловит мячик чаще, что он делает, если бросать ему мячик в сторону не предпочитаемой руки.
Повторение всех видов ударов, захватов, движений в парах.
РАЗВИТИЕ ФУНКЦИЙ ПЕРЕРАБОТКИ ЗРИТЕЛЬНОЙ И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ
#1054;риентация в пространстве.
Упражнения направлены на развитие ориентации в окружающем пространстве и в схеме собственного тела. Здесь рассматриваются соотношения верх/низ, лево/право, перёд/назад, понятие срединной линии (осевые соотношения, пересечения)
Упражнение «чередование вверх/ вниз»:
- совершаем бросок об пол, при помощи удара «стаканчик»
- подбрасываем вверх, с помощью удара «чашка».
- броски выполняются от срединной линии тела.
10 раз одной рукой; 10 раз другой рукой; 10 раз со сменой рук через удар об тпол, с перебрасыванием из руки в руку над головой.
Упражнение «Чередование бросок/приседание»
- удар об пол «стаканчиком», поймать мячик «чашкой»
- присесть (вниз)/встать (вверх);
- подбросить мячик вверх, поймать;
- встать на цыпочки.
10 раз с одной стороны; 10 раз с другой стороны; со сменой рук (смена рук при ударе мячика об пол и при подбрасывании) с движением мяча по часовой стрелке и против часовой стрелки.
Упражнение «Чередование ударов со сменой рук перед собой, с передачей мяча за спиной».
Цель этих захватов: регуляция силы броска и координация правильного направления при работе с мячом.
Совершаем удары об пол разными способами, один раз «стаканчиком», один раз - «обезьянкой»), ловим «чашкой». бросаем из правой руки в левую через удар об пол, левой передаем в правую за спиной - 10 раз; затем бросаем левой рукой в правую через удар об пол, передаем из правой руки в левую за спиной - 10 раз.
Упражнение «Солнечные часы»
- отметь точку перед собой, слева от себя, справа от себя, позади себя;
- - попади мячом в эти точки с проговариванием обозначения направления, в точку позади себя представь мысленно, что попадаешь в нее мячиком.
Выполняем сначала одной рукой, потом другой.
Упражнение «Рука-нога»
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой рукой, одновременно поднимаем левое колено - 1 раз;
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» левой рукой, одновременно поднимаем правое колено- 1 раз;
- бросаем мячик «чашкой» вверх правой рукой, одновременно поднимаем левое колено- 1 раз;
- бросаем мячик «чашкой» вверх левой рукой, одновременно поднимаем правое колено - 1 раз.
Повторяем всю серию 10 раз.
Упражнение «Части тела»
- бросаем мячик об пол «стаканчиком» правой руки, одновременно левой рукой дотрагиваемся до лба / носа/ подбородка / (левого /правого) уха / плеча / живота / бедра / колена / пятки и т.п.
- тоже самое с другой рукой.
Выполняем сначала монолатеральные движения, а затем кросслатеральные.
2 Координация
Упражнения данного раздела направлены на развитие координации «глаз-рука», «доска-тетрадь».
1 тема: Развитие координаций «Рука – нога»
Упражнение «Перекати поле»
- сидя за столом, перекатываем мяч с руки в руку;
- меняем положение рук: перекат по прямой линии, по диагонали;
- выполняем в парах: с одним мячиком (перекатываем по кругу, из руки в руку по диагонали), двумя мячиками (перекатываем по кругу);
- мячиками разных цветов совершаем перекаты, следуя инструкции ведущего, например, «перекати мячик из правой руки в левую» или «перекати красный мячик в правую руку партнеру, а синий - в левую и т.д.».
Упражнение «Мячики по кругу»
Выполняется в группе. Упражнение развивает не только зрительно-моторные координации, но и чувство ритма, а также зрительное внимание.
- встаем в круг. У каждого участника в правой руке мяч;
- одновременно передаем мяч по кругу из руки в руку, т.е. правой рукой передаем мяч в левую руку соседу справа;
- затем, перекладываем из левой руки в правую (ладонь при этом делаем «чашкой», мяч при передаче кладется в ладонь, а другой ладонью при этом накрывается), и опять передаем в левую руку соседу;
- все движения совершаем одновременно;
- когда движения всеми участниками будут производиться ритмично и одновременно, в тот момент, когда участники будут перекладывать мяч из левой руки в правую, ведущий говорит «Стоп».
2 тема: Развитие координаций «доска – тетрадь».
Упражнение «Пристенные игры»
Индивидуальные варианты:
- удары об стену «чашкой» с разного расстояния, стоя лицом к стене: правой рукой удар «чашкой» об стену, мяч отскакивает от пола, захват «чашкой» правой рукой, повторить 10 раз. То же с левой руки.
- удары об стену с разного расстояния, повернувшись правой стороной тела, левой стороной тела (левой/правой рукой);
- бросок, поворот на 360 градусов и захват мяча (левой/правой рукой).
Парная игра:
- пара встает перед стеной, лицом к ней;
-мячик в руке у одного из участников. Он бросает правой рукой «чашкой» мячик об стену с таким расчетом, чтобы мячик, ударившись об стену, отскочив от пола, попал в правую руку партнеру по игре;
- делаем это с разного расстояния от стены (подходя ближе, отходя дальше);
- делаем это, когда один участник стоит ближе к стене, другой дальше;
-делаем это, меняя расстояние между участниками;
- делаем это, стоя друг напротив друга и бросая мячик через стену;
- делаем это, стоя спиной друг к другу и бросая.
Ловим/бросаем разными руками (то левой, то правой).
Групповой вариант:
- группа участников выстраивается в шеренгу относительно стены (лицом к стене);
- участники, стоящие по краям шеренги, берут в правую руку и бросают его об стену, таким же образом, как в парном варианте;
- мячики, как бы передвигаются от участника к участнику, навстречу друг другу;
- как только мячики достигли крайних участников шеренги, крайний правый участник отдает мячик соседу слева и переходит на другой конец шеренги, получает мячик от соседа справа;
- и снова крайние участники начинают перекидывать мячики вдоль шеренги;
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не побывают в крайних позициях.
Упражнение «Броски в парах»
У каждого участника по одному мячику. Совершаем различные броски друг другу:
- бросаем мячик партнеру с ударом об пол (монолатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мяча из руки в руку (кросслатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку, с броском через удар об пол;
Перекидываем мячик партнеру через подбрасывание вверх (монолатеральное движение);
- тоже самое с перекладыванием мячика из руки в руку за спиной (коллатеральное движение).
Движения совершаются по часовой стрелке, против часовой стрелки.
Заключение
1тема: Предметы
Упражнение «Разные предметы».
Ребенок из одной руки в другую самостоятельно или в паре с другим ребенком/взрослым перебрасывает предметы, различающиеся по весу и/или форме, например, мяч обычный и массажный или мяч и ручку и т.п.
Итоги, рефлексия.
. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года - 34 недели
Начало занятий – сентябрь-май
Регламент образовательного процесса:
- один год обучения – 34
2 раз в неделю по 30 минут
Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию.
Продолжительность занятий - 30 мин.
Режим работы в период школьных каникул.
Занятия детей в учебных группах ДОУ проводятся по временно-утвержденному расписанию, составленному на период каникул, в форме, индивидуальной работы.
Список литературы
1. Крупенчук О.И., Витязева О.В. Движение и речь: Кинезиология в коррекции детской речи. – СПб.#1089;
2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники: Учебно-методическое пособие / А.В. Семенович, Я.О. Вологдина, Т.Н. Ланина; под ред. А.В. Семенович. – М.: Дрофа, 2014.
3. Оценка нейромоторной готовности к обучению. Диагностический тест уровня развития от ИНФП и школьная коррекционная программа. Салли Годдард Блайт- М.: Линка-Пресс 2023
4. Захарова М.Н, Лунина Н.В. Методическое пособие «Умные мячики»: комплекс упражнений для коррекционно-развивающей работы. - Москва, 2021
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...
Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей через обучение технике квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань «Волшебный завиток» подготовительная группа
Данная программа дополнительного образования разработанна для подготовительной к школе группы в детском саду.Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань – это искусство длинные и узкие полоски бумаги...
Рабочая программа дополнительного образования по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Речецветик».
Содержание коррекционного процесса рабочей программы разработано на основе авторских программ Е.В. Колесниковой «Развитие звуковой культуры речи», « Развитие фонематического слуха&ra...
Планирование 2 года обучения по программе дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством рисования песком с использованием метода «Sand Art».
Планирование занятий по развитию творческого мышления....
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...
Программа дополнительного образования по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления «Нейро-фитнес»
laquo;Подлинная радость идетот активности мозга и напряжения тела;эти две вещи всегда идут рука об руку» Вильгельм фон Гумбольдт Успешность обучения детей во многом зависит от своевре...