Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры.
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)
Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.
Поэтому развитие у дошкольников адекватных способов пространственного восприятия, полноценных пространственных представлений и прочих навыков ориентировки в пространстве: эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся в свою очередь одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода.
Если у детей не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, к такому мнению пришли ученые педагоги исследователи, изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве детей дошкольного возраста.
Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.
С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т. д. С появлением у ребёнка в словаре пространственных слов: вперёд, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение.
Ребенок легче ориентируется в направлении и полнее включает пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем лучше, чем точнее слова определяют направление. В играх, дети обычно стремятся удовлетворить огромную потребность в движении. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются психофизические качества.
Подвижная игра оказывает большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры.
«Веселый круг»
Цель игры: совершенствование умений определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры. Дети встают в круг. Педагог объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, в каком месте в кругу звенит колокольчик». Педагог ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.
«Кто где стоит».
Цель игры: уточнение определения местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок, который является ведущим, встает в центр круга, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.
«Рисуем узор»
Цель: обучение детей ориентировке на листе бумаги.
Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в магазин привезли на продажу платочки, но их никто не покупает, потому что на них нет узора, они скучные и блёклые. Нужно их украсить, чтобы этот товар начал продаваться. Педагог просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны – синим карандашом и справа провести желтую линию, слева – зеленую. Затем педагог просит детей приклеить круг в правый верхний угол, квадрат из цветной бумаги в левый нижний угол, цветочек в середину платочка, треугольник в правый нижний угол, а ромб в левый верхний угол.
«Запомни и повтори»
Цель игры: обучение детей ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Ход игры. Педагог показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.
«Что где находится»
Цель игры: развитие умения обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
Ход игры. Педагог задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от книжной полки? Что находится справа от меня? Что ты видишь на подоконнике» и т. д.
Используя игры, дети освоят карту собственного тела, знание его положения в пространстве, так и положения в пространстве других предметов, а ещё ориентацию на листе бумаге и на любой другой плоскости, что поможет ему успешно обучаться в школе и благоприятно повлияет на дальнейшую жизнь.
Литература.
1. Абранян Л. А. Игра дошкольника М.: Просвещение, ил. / Под ред. С. Л. Новоселовой. 1989, 286с
2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста М. А. Доронина Дошкольная педагогика. — 2012. — № 4.
3.Осипова, С. Я. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры / С. Я. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 282-285.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_prostranstvennoy_orientirovki_u_doshkolnikov_cherez_podvizhnye_igry.docx | 15.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры.
Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.
Поэтому развитие у дошкольников адекватных способов пространственного восприятия, полноценных пространственных представлений и прочих навыков ориентировки в пространстве: эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся в свою очередь одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Ориентировка в пространстве является непростой задачей на протяжении всего дошкольного периода.
Если у детей не сформирована пространственная ориентировка к концу дошкольного периода, то это является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками, к такому мнению пришли ученые педагоги исследователи, изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве детей дошкольного возраста.
Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами.
С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т. д. С появлением у ребёнка в словаре пространственных слов: вперёд, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение.
Ребенок легче ориентируется в направлении и полнее включает пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем лучше, чем точнее слова определяют направление. В играх, дети обычно стремятся удовлетворить огромную потребность в движении. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются психофизические качества.
Подвижная игра оказывает большую роль в умственном воспитании детей: они учатся действовать в соответствии с правилами, владеть пространственными формулировками, осознанно действовать в игре и познавать мир вокруг себя. Память, представления, мышление, воображение развиваются в процессе игры.
«Веселый круг»
Цель игры: совершенствование умений определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Ход игры. Дети встают в круг. Педагог объясняет правила игры: «Вы закрываете глаза и определяете, в каком месте в кругу звенит колокольчик». Педагог ходит по кругу, останавливается около ребенка и звенит колокольчиком. Ребенок определяет, где звенит колокольчик. (Впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу.) Воспитатель переходит к следующему ребенку. И так далее.
«Кто где стоит».
Цель игры: уточнение определения местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.
Ход игры. Дети делятся на две подгруппы по 5 человек. Один ребенок, который является ведущим, встает в центр круга, другие располагаются (впереди, сзади, слева, справа) от ведущего. Ведущий рассказывает, кто где находится по отношению к нему. Игра повторяется 2–3 раза со сменой ведущего.
«Рисуем узор»
Цель: обучение детей ориентировке на листе бумаги.
Ход игры. Педагог рассказывает детям, что в магазин привезли на продажу платочки, но их никто не покупает, потому что на них нет узора, они скучные и блёклые. Нужно их украсить, чтобы этот товар начал продаваться. Педагог просит детей вдоль верхней стороны листа нарисовать линию красным карандашом, вдоль нижней стороны – синим карандашом и справа провести желтую линию, слева – зеленую. Затем педагог просит детей приклеить круг в правый верхний угол, квадрат из цветной бумаги в левый нижний угол, цветочек в середину платочка, треугольник в правый нижний угол, а ромб в левый верхний угол.
«Запомни и повтори»
Цель игры: обучение детей ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
Ход игры. Педагог показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2–3 раза.
«Что где находится»
Цель игры: развитие умения обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
Ход игры. Педагог задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от книжной полки? Что находится справа от меня? Что ты видишь на подоконнике» и т. д.
Используя игры, дети освоят карту собственного тела, знание его положения в пространстве, так и положения в пространстве других предметов, а ещё ориентацию на листе бумаге и на любой другой плоскости, что поможет ему успешно обучаться в школе и благоприятно повлияет на дальнейшую жизнь.
Литература.
1. Абранян Л. А. Игра дошкольника М.: Просвещение, ил. / Под ред. С. Л. Новоселовой. 1989, 286с
2. Доронина, М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста М. А. Доронина Дошкольная педагогика. — 2012. — № 4.
3.Осипова, С. Я. Формирование пространственной ориентировки у дошкольников через подвижные игры / С. Я. Осипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 282-285.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ
Для всестороннего развития дошкольника чрезвычайно важно своевременно овладеть разными движениями, в первую очередь основными их видами- бегом,ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя...
Статья "Укрепление здоровья дошкольника через подвижную игру" (в рамках проекта "Дворовые игры")
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте....
Консультация для воспитателей "Пространственная ориентировка детей в народных подвижных играх"
о формировании пространственной ориентировки посредством народных подвижных игр...
Практикум «Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения» (РМО 2018г.)
Конспект практикума для педагогов "Формирование пространственных представлений у дошкольников через игры и упражнения", презентация для выступления...
Методическая разработка «Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»
laquo;Развитие навыка правильного использования предлогов, как один из аспектов формирования пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения»...
Консультация для педагогов «Формирование физических качеств дошкольников через подвижные игры»
Консультация для педагогов «Формирование физических качеств дошкольников через подвижные игры»...
Формирование пространственной ориентировки у дошкольников с помощью упражнений и игре на стаканчиках
Игра на стакане универсальна – ее можно использовать в совместной деятельности с детьми в любых режимных моментах, а также в заключительной части на музыкальных занятиях и досугах и даже на прог...