Статья "Укрепление здоровья дошкольника через подвижную игру" (в рамках проекта "Дворовые игры")
консультация по теме
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Единственная красота,
которую я знаю, - это здоровье».
Г. Гейне
Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья, задачу не решить.
Здоровьесбережение и здоровьеукрепление – приоритетные задачи в дошкольном возрасте, что обусловлено интенсивным морфофункциональным развитием, а также негативными тенденциями в здоровье современных детей: уменьшением их числа с нормальным физическим развитием, ростом функциональных отклонений и хронических заболеваний. В связи с этим оздоровительная работа в ДОУ должна опираться на современные подходы: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный и мониторинговый.
Мы выделяем общие задачи сохранения здоровья детей, характерные для программы нашего дошкольного учреждения:
- первая и самая главная задача – защита, сохранение и развитие здоровья ребенка;
- научить детей определять свое состояние и ощущения;
- сформировать активную жизненную позицию;
- понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
- учить укреплять и сохранять свое здоровье;
- формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка.
Систематическая работа по физическому воспитаниюв ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Обучение детей на занятиях, построенных в игровой форме, с музыкальным сопровождением позволяет сделать их интересными, разнообразными, что способствует повышению детского интереса к физической культуры.
Для всех групп детского сада активно применяем такие виды закаливания:
- утренняя и корригирующая гимнастика в облегченной форме;
- мытье рук и ног прохладной водой;
- полоскание полости рта после еды водой комнатной температуры;
- босохождение;
- воздушные ванны.
Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Также у нас стали традиционными такие формы физического оздоровления детей:
- утренняя зарядка с элементами дыхательной гимнастики;
- точечный массаж утром;
- дыхательные упражнения во время физкультурных занятий;
- самомассаж стоп;
- физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики, с использованием коррекционных упражнений, в форме соревнований, подвижных игр;
- спортивные праздники и развлечения;
- «Дни здоровья».
Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду, мы опираемся на принцип единства взаимодействия: Родители- ребёнок- педагог.
При организации летней физкультурно-оздоровительной работы особое место отводится таким формам активного отдыха, как физкультурные праздники и досуги. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей. Такие мероприятия всегда наполнены веселыми занимательными упражнениями, встречей с любимыми героями, неожиданными сюрпризами. Пребывание на свежем воздухе, игры с водой, систематическое хождение по «тропе здоровья», разнообразная двигательная деятельность способствует укреплению здоровья, закаливанию организма, обогащения двигательного опыта детей, что позволяет повысить интерес детей к движениям.
В нашем детском саду, наряду с общепринятыми понятиями о здоровом образе жизни, делаем акцент на степень новизны, актуальности и неординарной подаче информации детям.
В работе по оздоровлению дошкольников используются разнообразные методики:
- ведется кружковая работа по профилактике нарушений детского плоскостопия (упр. «Кораблик», «Гусеница», «Барабанщик» и т. д.) ;
- пальчиковая гимнастика («Сорока», «Дедушка Мороз» и т. д.) ;
- гимнастика для глаз («Лиса», «Солнышко», «Самолет») ;
- самомассаж стоп;
- оздоровительные минутки;
- игры, которые лечат;
- самомассажи и массаж биологически активных точек («Грибной дождик», «Черепаха», «Паровоз» и другие) ;
- разработаны комплексы коррекционной гимнастики после сна;
- внедрен в практику цикл коррекционных игр-упражнений для исправления осанки и плоскостопия («Цапля», «Карусель», «Стойкий оловянный солдатик» и т. д.) ;
- систематизирован цикл релаксации с речевым сопровождением и цикл дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.
Коррекционно-оздоровительная работа (корригирующая гимнастика для рук и ног, позвоночника, точечный массаж, ) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощения стопы, сердечно-сосудистые и простудные заболевания.
Благодаря целенаправленным и разнообразным занятиям физической культурой в дошкольном учреждении большинство детей обладают достаточным запасом движений, с охотой выполняют физические упражнения и поступают в школу активными, крепкими, готовыми к перемене условий, более значительным нагрузкам, с заложенной основой для формирования опорно-двигательного аппарата.
«Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным» - таков девиз диктует наша современная действительность. И, приходя на стадион, мы можем увидеть результаты совместной деятельности с детьми по приобщению их к физической культуре, многие наши выпускники идут в спортивные секции: футбола, хоккея, карате, дзюдо, бассейн и уже там будут показывать высокие результаты.
Таким образом, комплексный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С БЕГОМ
Для всестороннего развития дошкольника чрезвычайно важно своевременно овладеть разными движениями, в первую очередь основными их видами- бегом,ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя...
"Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры".
Подборка подвижных игр по месяцам....
Перспективный план работы "Развитие двигательных умений и навыков дошкольников через подвижные игры"
...
"Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через подвижные и спортивные игры"
"Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через подвижные и спортивные игры"...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»
Проект «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через подвижные игры»...