Использование Метафорических ассоциативных карт (МАК) в работе педагога-психолога ДОУ
консультация по психологии
МАК - как инструмент работы со всеми участниками образовательных отношений
Консультации педагогов и родителей (Законных представителей), работа с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_16.11.22g._mak_v_rabote_pedagoga-psihologa.docx | 27.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МАК в работе педагога-психолога ДОУ
Дата проведения: 16 ноября 2022 года.
Цель: представить новый метод работы педагога-психолога ДОУ со всеми участниками образовательного процесса, с помощью МАК (метафорических ассоциативных карт).
Задачи:
- Предоставить педагогам информацию о МАК:
- Что это такое?
- История возникновения.
- Характеристика МАК.
- Польза работы с МАК.
- МАК в работе с детьми и родителями.
- Показать на практике упражнения:
- «Давай познакомимся»;
- «Какое я дерево»;
- «Начало и конец учебного года»;
- «Мой путь в профессии»;
- «Каким меня видят другие»;
- «Ищем поддержку».
Аудитория: воспитатели СП МАДОУ «ДС №45 г. Челябинска» и воспитатели старших групп: гр. №3 «Алёнушка», гр. №11 «Буратино» МАДОУ «ДС №45 г. Челябинска».
Регламент и техническое оснащение:
- Длительность: 1 час – 1 час 20 минут.
- Оборудование: проектор, ноутбук, используемая для практической части колода МАК «Дерево, как образ человека», ручки и листы для записи.
Подготовил и провел семинар-тренинг:
педагог-психолог МАДОУ «ДС №45 г. Челябинска» Минина А.С.
Квалификационная категория: высшая.
Педагогический стаж: 9 лет.
Приветствие:
Добрый день, уважаемые педагоги. Я рада приветствовать Вас.
Сегодня я хочу представить Вам, набирающий популярность, новый метод работы педагога-психолога со всеми участниками образовательных отношений – МАК (метафорический ассоциативные карты).
Вступление:
Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами высокие цели по сохранению и укреплению физического, и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
Требует от ОУ создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, мы с Вами должны обеспечить условия для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; в процессе своей работы мы должны способствовать формированию общей культуры личности детей, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности;
Программы ДО должны быть вариативными и разнообразными по содержанию. А также вся структура ДОУ призвана обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Для выполнения этих требований в своей работе я всегда ищу что-то новое, интересное, современное, но в тоже время удобное и эффективное средство по основной цели своей работы «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса ДОУ».
Так что же такое МАК и как они пригодятся нам в нашей работе в детском саду?
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.
История возникновения МАК.
Метафорические ассоциативные карты (иногда их еще называют ОН-карты, проективные карты) имеют уже более чем 20-тилетнюю историю. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке обозначающее удивление).
Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.
Это проективная психологическая методика, в которой важен не заложенный изначально смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные ассоциации и реакция на них будет также абсолютно разной у каждого.
Описание и характеристика МАК.
Метафорические ассоциативные карты являются психологической ПРОЕКТИВНОЙ методикой.
Иногда, кажется, что мы уже и так все знали, но почему-то не могли разрешить конфликт, противоречие или изменить стратегию своего поведения, потому что ЗНАТЬ – это уровень интеллекта, а на уровне подсознания логика не действует.
Сколько бы мы не убеждали себя в том, что так нельзя и что-то надо менять, у нас ничего не получалось, потому что бессознательно мы блокировали все наши попытки изменить ситуацию или решить проблему. МАК-карты это эффективный инструмент, который позволяет выйти из замкнутого круга при помощи психолога.
Почему эти карты называются – метафорические и ассоциативные?
Метафорические, - потому что это не просто картинки, а они нарисованы или созданы так, что их образы многослойны, имеют много смыслов и возможностей для интерпретации.
Ассоциативные, – потому что, когда мы смотрим на картинку, возникает связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в вашем сознании и закреплённые в вашей памяти.
Метафоры вызывают ассоциации, связанные с ситуациями или людьми из вашей жизни, с теми внутренними состояниями или процессами, которые происходят внутри нас. Эти ассоциации отражают наши проблемы или ситуации, даже если мы про них уже давно забыли и не вспоминаем. Может всплыть то, что мы давно вытеснили в подсознание, какая-то травмирующая ситуация, в том числе и из раннего детства. И карты помогут ее безопасно и экологично проработать.
Чем хороши метафорические карты?
Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору создает безопасный контекст для поиска и моделирования решения.
Работа с МАК даст доступ к своей проблеме настолько, насколько вы готовы ее проработать на данном этапе. И затем, снимая слой за слоем, можно будет двигаться дальше.
С помощью МАК можно безопасно получить доступ к нашему бессознательному, потому что именно образы и метафоры – «язык» нашего подсознания.
Используя метод свободных ассоциаций, мы можем понять то, что недоступно для логики и рационального понимания.
Карты предоставляют возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений, или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.
Метафорические карты — это чудесный инструмент, который помогает тонко и чётко осознать то, что лежит в подсознании, минуя внутреннее сопротивление и сознательные установки и представления, создавая атмосферу доверия.
За счёт этого возможно безопасно и легко:
• Посмотреть "в корень" проблем и безошибочно определять, где их истоки и причины;
• Находить правильные решения, надёжно опираясь на интуицию и подсознание;
• Не тратить время на второстепенные вещи и длинные интеллектуальные размышления.
• Методика отличается простотой, экологичностью и эффективностью.
Метафорические ассоциативные карты:
- это быстрый и эффективный путь к своему подсознанию.
- они запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из трудной ситуации.
- позволяют моделировать и исследовать процессы в прошлом и будущем.
Изменения, которые происходят с помощью метафорических ассоциативных карт становятся возможными, потому что есть корреляция между внутренним миром и внешним. Внутренние процессы нашей психики коррелируют с событиями внешнего мира. Меняя что-то внутри, мы как - бы притягиваем изменения во внешнем мире.
Это происходит благодаря феномену синхронистичности - беспричинной связи между событиями, когда происходит то, что не должно произойти, но это вдруг случается. Мы постоянно сталкиваемся с этим феноменом в жизни - когда мы "притягиваем" какие-то события или случайным образом избегаем нежелательных, или просто идем куда-то и встречаем нужных нам людей, в магазине находим нужную вещь, просто случайно зайдя туда, или происходят нужные для нас события.
Этот феномен лежит в использование проективных методов в психологии и в том числе в работе с метафорическими картами, когда доставая карту, мы иногда, неожиданно для себя, понимаем, что именно эта карта отражает наше состояние или ситуацию!!!
И тогда мы полностью оправдываем название самой первой колоды «ОН» - «О!» возглас удивления!
Практическая часть
В работе использованы МАК «Дерево, как образ человека» (автор Марина Королёва»
Содержание:
- Упражнение «Давайте познакомимся»;
- Упражнение «Какое я дерево»;
- Упражнение «Начало и конец учебного года»;
- Упражнение «Мой путь в профессии»;
- Упражнение «Каким меня видят другие»;
- Упражнение «Ищем поддержку».
- Рефлексия – обсуждение и подведение итогов.
- Упражнение «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство участников.
Описание упражнения:
Перед Вами лежат карты. Предлагаю Вам выбрать три карты и не открывать их, пока все участники не выберут карты, и не займут свои места.
После этого по очереди, Вы открывает по одной карте и глядя на каждую, что-то говорите о себе, о тех ассоциациях, которые у Вас возникают.
В завершении, прошу ответить Вас на следующие вопросы:
- Удалось ли Вам узнать что-то о других?
- Было ли сложно рассказывать о себе?
- Упражнение «Какое я дерево»
Цель: описать Ваше состояние и Ваши ощущения здесь и сейчас.
Описание упражнения:
Вам необходимо выбрать дерево, которое символизирует Вас.
Затем, по очереди, показать дерево и продолжить фразу: «Я дерево, которое …» (мудрое, веселое, которое устало, готовое помогать и т.д.).
В завершении, прошу ответить на вопрос:
- Какие трудности вызвало данное упражнение?
- Упражнение «Начало и конец учебного года»
Цель: анализ актуального эмоционального состояния педагогов.
Описание:
Предлагаю Вам выбрать две карты: первая карта – это ваше состояние на начало учебного года, вторая карта – это Ваше состояние на конец учебного года.
Опишите, пожалуйста, с помощью выбранных карт Ваше внутреннее состояние.
Подводя итог, ответьте, пожалуйста, на вопрос:
- Какие сложности возникли при выборе карт и/или описании состояния?
- Как сохранить состояние «на начало учебного года» на протяжении и к концу учебного года?
- Упражнение «Мой путь в профессии»
Цель: проанализировать свой путь в профессии «воспитатель».
Описание:
Предлагаю Вам выбрать несколько карт. Каждая карта символизирует определённый период в профессии.
Вы выбрали карты, предлагаю Вам поделиться своими мыслями и рассказать о себе в разных этапах Вашего профессионального пути.
О каких этапах будете рассказывать Вы решаете сами.
В завершении упражнения, прошу Вас ответить на следующие вопросы:
- Сложно ли было говорить?
- Удалось ли вам в ходе рассказа сделать вывод о своём профессиональном пути? Если да, что это за вывод?
- Упражнение «Каким меня видят другие?»
Цель: дать возможность педагогам посмотреть на себя глазами окружающих.
Описание:
Вам необходимо выбрать дерево, которое символизирует Вас.
Затем Вы кладёте выбранные карты в центр круга лицевой стороной вниз.
После этого карты перемешиваются и участники берут себе любую карту.
Далее все по очереди рассказывают о человеке, которому принадлежит эта карта.
Рассказ нужно начинать со слов: «Мне кажется это человек….» или «Я думаю, эта карта принадлежит человеку….».
Когда рассказ закончен участники предполагают кому она может принадлежать и если они угадали, то карта возвращается хозяину.
Подводя итог, ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Что вы чувствовали, когда слушали про себя?
- Согласны ли вы с мнением окружающих о себе?
- Было ли у вас желание исправить слова рассказчика, если вы были с ними не согласны?
- Что нового вы для себя узнали, какие выводы сделали?
- Упражнение «Ищем поддержку»
Цель: создание ситуации, когда педагог находит поддержку в окружающих людях, коллегах. Сплочение коллектива.
Описание:
Предлагаю Вам выбрать карту, которая олицетворяет Вас.
Затем все карты, которые выбрали все участники кладутся в центр лицевой стороной вниз и перемешиваются.
Далее, каждый из участников берёт любую карту из центра.
Ваша задача посмотреть внимательно на выпавшую карту и подумать, какую поддержу, помощь можно попросить у этого дерева.
В завершении, ответьте пожалуйста на вопросы:
Было ли сложно увидеть поддержку в другом?
Готовы ли вы дать поддержку, которую увидели в вас другие? Есть ли у вас этот ресурс?
Завершение работы и подведение итогов:
Вопросы для обратной связи.
1. Ваши впечатления от мастер-класса в целом?
2. Содержание мастер-класса в целом для вас было …
3. Работа ведущего мастер-класса …
4. Ваше личное участие на мастер-классе…
5. Возможность применения на практике техники МАК для Вас?
Большое спасибо за участие в мастер-классе, надеюсь мне удалось справится со своими задачами познакомить вас с метода МАК.
До свидания. До новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт
Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...
Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.
Структура НОД.1. Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2. Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...
Мастер-класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога-психолога»
Цели тренинга:способствовать самопознанию педагогов, личностному самораскрытию,снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания.Количество человек...
«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»
laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...
Мастер - класс для педагогов «Использование метафорических ассоциативных карт в практической работе педагога
Данный мастер-класс поможет самопознанию педагогов, личностному самораскрытию, снять эмоциональное напряжение, усталость в рамках профилактики синдрома эмоционального выгорания...
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ
Педагоги редко говорят о своих личных проблемах. Это плохо сказывается на их работе, общении с детьми и коллегами. Как им помочь? Используйте метафорические ассоциативные карты. Они помогут "разг...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ"
Метафорические ассоциативные карты – это уникальный инструмент и помощник практического психолога....