Анализ конфликтов в образовательных организациях
консультация по психологии

Пожидаева Ольга Николаевна

Описание 2 типичных конфликтов, возникающих в образовательных организациях между субъектами образовательного процесса: родитель - педагог; родитель-администрация; администрация – педагог.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhidaeva_o.n._konflikty.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Пожидаева О.Н.

Анализ конфликтов в образовательных организациях

Описание 2 типичных конфликтов, возникающих в образовательных организациях между субъектами образовательного процесса: родитель - педагог; родитель-администрация; администрация – педагог.

Родитель-педагог – 2 типичных конфликта

Конфликт №1. Мама мальчика Феди обнаруживает, что ее ребенок вышел гулять на вечернюю прогулку без свитера. Назревает конфликт. Мама мальчика очень возмущена безразличностью воспитателя к своему ребенку и требует от педагога повышенного внимания.

Решение. Конфликт невозможно решить методом конфронтации. Педагогу необходимо уклониться от конфликта – это поможет сохранить достоинство воспитателя, как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. В общении с родителями педагогу важно уметь выслушать собеседника, постараться понять, что он хочет сказать и не давать волю эмоциям. Важно вернуться к этому разговору на следующий день. Воспитатель должен продемонстрировать небезразличное отношение к обращению мамы. Нужно принести родителю свои извинения. Сказать, что будем обращать на это внимание. Бывает важным уметь признать свои ошибки и извиниться.

Конфликт № 2. Воспитатель сделала замечание маме, что ее дочка Наташа не опрятна. Реакция мамы на упрек резкая и эмоциональная. Возник конфликт.

Решение. Воспитатель была не права. Основная задача дошкольного образования обеспечить всесторонее развитие ребенка. Однако информировать родителя о том, что его ребенок неопрятен, в форме замечания неприемлемо. Можно обратить внимание на то, что сам ребенок иногда чувствует себя неловко, на его внешний вид обращают внимание другие дети и родители. Это деликатный вопрос, нужно проявить терпение.

         Родитель-администрация – 2 типичных конфликта

Конфликт №1. Девочка Милана посещала частный клуб до того, как стала посещать государственный детский сад. Условия и подходы к воспитанию в детском клубе полностью устраивали маму девочки. Девочка сложно адаптируется к новым условиям при поступлении в государственный детский сад, капризничает, а мама требует от педагогов повышенного внимания к ребенку. Мать идет на прием к руководителю детского сада, так как ее не устраивает, что в группе 25 детей, мало игрушек, невкусная еда, она не удовлетворена положением ребенка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом.

Решение.  Руководителю рекомендовано проявить чувство такта и к родителю, и к ребенку и спокойно все объяснить. Ребенок и детский сад - тема непростая. И если родитель хочет, чтобы ребенку в детском саду было хорошо и комфортно, необходимо учиться разрешать разногласия и возможные конфликты. Воспитатель – это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно - образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель – это «заказчик», который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем и для его ребенка были созданы благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя их 25. И это нужно учитывать, потому что количество внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Конфликт № 2. В саду прошел детский праздник. Мама одного воспитанника не довольна, что ребенок не участвовал в утреннике. Мальчик страдает расстройством аутистического спектра – ребенок не смотрит в глаза, падает на пол, плачет, кричит, не любит контактировать с окружающими детьми и взрослыми. Родители других детей попросили воспитателей, чтобы этот мальчик присутствовал на празднике в зале, в качестве зрителя. Мама мальчика, не замечает, что у ее ребенка есть какие-то проблемы. И она решает пожаловаться администрации детского сада, что ее ребенка ущемляют в правах – не дали роль в спектакле.

Решение. Маме мальчика хочется видеть успехи и достижения своего ребенка. Тем более, когда речь идет о публичном пространстве. Педагоги не представляют возможности активно участвовать на утренниках из-за индивидуальных особенностей. Разрешить такую ситуацию можно только при участии руководителя. Руководителю нужно донести до родителя, что важно уважать желание ребенка не участвовать активно в утреннике. Взрослым нужно принять причины и вместе искать подходящую для ребенка форму участия в празднике.

Администрация-педагог– 2 типичных конфликта

Конфликт № 1. Администрация решает конфликт между воспитателями одной группы – с опытом и молодым воспитателем.

В новом учебном году в пару поставили работать 2 воспитателей: молодого педагога Светлану Игоревну (29 лет) и педагога опытного Любовь Ильиничну (58 лет). Воспитатель с большим опытом увидела в новой сотруднице конкурентку и стала вмешиваться в ее работу. Когда новый воспитатель пыталась проявить инициативу, Любовь Ильинична всячески ее подавляла и хотела, чтобы все было так, как она хочет. Она чувствовала хозяйкой в группе, не стремилась познакомить новую сотрудницу с документацией и ввести ее в курс дела, не передавала важную информацию.  Вместо этого, в тихий час, за чашкой чая, она рассказывала Светлане Игоревне о своей личной и трудовой жизни, не делилась своими знаниями. Любовь Ильинична всячески превозносит себя в глазах коллег и родителей воспитанников, говоря, что она педагог с большим опытом, что ее все любят и ценят. Не забывает подчеркнуть в разговоре с родителями воспитанников, что Светлана Игоревна – молодой, неопытный специалист и «чему там теперь учат». Эти разговоры дают свои плоды – родители начинают прислушиваться к мнению опытного педагога и с подозрением относиться к вновь пришедшему. Сама Любовь Ильинична работала большую часть жизни на заводе, а затем получила специальность логопед 15 лет назад.  Любовь Ильиничну можно сравнить с «паровым катком», который отличается грубостью и бесцеремонностью. Она думает, что все вокруг должны уступать ей дорогу, грубо обращается с детьми, ведет себя некорректно, часто конфликтует с окружающими и любит сплетни (обсуждает всех, начиная от родителей воспитанников, заканчивая руководством). Заведующая и другие коллеги, знают о особенностях характера Любовь Ильиничны, но предпочитают с ней не связываться, так как она уже давно работает в этом саду. Молодая воспитатель чувствует, что ее рекомендации игнорируют, она не согласна со многими вещами, которые навязывает ей ее напарница. Назревает конфликт. Участники конфликта ищут поддержку у других, особенно стараются привлечь на свою сторону руководителя. Исходный конфликт обрастает новыми участниками. Обе воспитательницы проговаривают руководителю, что они не довольны своим напарником.

Решение. Столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, ценностными ориентациями, которые в силу противоположных целей не могут ладить друг с другом. Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность и которые готовы оспаривать каждое слово. И вот такие ершистые личности создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтами.

Руководитель должен провести работу с воспитателями. Я считаю, что нужно обсудить возникшие проблемы, чтобы наладить отношения между участниками конфликта. Люди, с чертами характера, которые делают их в высшей степени авторитарными, безразличными к такому понятию как самоуважение, скорее всего вступят в конфликт.

В нашем случае, руководитель должен провести индивидуальную беседу с каждым участником конфликта. Он отмечает в беседе положительные профессиональные и личностные качества обеих воспитателей (на равных). В беседе с молодым педагогом подчеркиваются плюсы в его работе. А в беседе с более опытным педагогом делаются акценты на его профессионализме.  А также, задается вопрос опытному воспитателю, как профессионалу, если бы она была месте молодого педагога – понравилось бы ей такое отношение? Каждый сотрудник должен отвечать за деятельность в рамках своей компетенции и должностной инструкции.  Руководитель дает рекомендации в каком формате должно выстраиваться общение и взаимодействие этих воспитателей. Руководитель подключается к контролю за этим взаимодействием. Задача руководителя предотвратить повторный конфликт между ними.

Конфликт № 2. Конфликт между подчиненными и администрацией.

В начале учебного года в детском саду происходит смена заведующей, которая проработала 30 лет и ушла на пенсию. На ее место назначается сотрудница, которая работала психологом в этом саду. Воспитателям не нравятся эти изменения, они не воспринимают свою коллегу всерьез в данной должности. Их не устраивает новый стиль управления коллективом.  А воспитатели, в свою очередь, не оправдывают ожиданий руководителя.  Руководитель считает, что они должны беспрекословно выполнять распоряжения. Назревает конфликт.

Решение. Взаимная неприязнь между руководителем и подчиненными может быть порождена различными обстоятельствами: невыполнение руководителем своих обещаний, невниманием его к запросам и интересам работников. И как ответная реакция – неприязнь к нему подчиненных.  Воспитатели демонстрируют недисциплинированность, строптивость, противопоставление личных интересов общественным. Заведующая не считается с мнением сотрудников. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между сотрудниками. Различия в этических ценностях людей часто становятся причиной конфликта.

Руководитель должен вспомнить свой опыт участия в конфликтах и попробовать применить его к данной ситуации. Необходимо признание наличия конфликта. Возможно, заведующей придется обменяться мнениями с коллегами, как решать подобные конфликтные ситуации и работа с методической литературой.

Максимально объективно проанализировать конфликт. Составить план действий по урегулированию конфликта. Создать доверительную атмосферу сотрудничества в общении, не повышать голос и не переходить на «ты». Снять возникшее во время беседы напряжение (лучшее средство – юмор). При разрешении конфликтной ситуации не стоит бояться идти на компромисс это повысит авторитет руководителя в коллективе.

Определение процедуры решения проблем (где, когда и как?). Исследование возможных вариантов разрешения спорной ситуации. Установление договоренности с подчиненными. Определение срока решения конфликтной ситуации. Выдвижение целей, объединяющих администрацию с персоналом. Провести работу с воспитателями.

Реализовать составленный план.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликт в образовательном учреждении: современное состояние, анализ и пути разрешения

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение)— столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия....

«АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

АНАЛИЗ  СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ...

Анализ и определение весомости функций управления: планирования и организации. Роль каждой их них в образовательной организации.

Анализ и определение весомости функций управления: планирования и организации. Роль каждой их них в образовательной организации....

Современные методы анализа макро-(pest-анализ) и микро- (swot-анализ) среды образовательной организации в контексте разработки её стратегии развития и повышения рейтинга

Стремительная реорганизация системы образования города Москвы сопровождается кардинальными изменениями не только в содержании образовательных программ и методике преподавания, но и в системе управлени...

Публикация в сборнике материалов городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте»

В сборнике городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте» представлены материалы из опыта   работы педагогов м...

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Анализ потенциала развития образовательной организации по реализации стратегии развития образования...