Конфликты в инклюзивной образовательной организации и способы их разрешения.
презентация по психологии

Багирян Мария Викторовна

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) определяется в психологии как отсутствие согласия между двумя или более сторонами. В случае межличностного конфликта под сторонами понимаются лица или группы, а в случае внутриличностного — установки, ценности, идеи одного субъекта.

 Причины конфликтов. Среди огромного множества причин конфликтов, прежде всего, выделяют, так называемые, общие причины, которые проявляются, так или иначе, практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно отнести следующие:

социально-политические и экономические причины связаны с социально-политической и экономической ситуацией в стране; • социально-демографические причины отражают различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам и др.;

социально-психологические причины отражают социальнопсихологические явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения и т.д.;

индивидуально-психологические причины отражают индивидуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.). Вторая группа причин называется частными. Эти причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта, например: - неудовлетворенность условиями деятельности; - нарушение служебной этики; - нарушение трудового законодательства; - ограниченность ресурсов; - различия в целях, ценностях, средствах достижения целей; - неудовлетворительные коммуникации. Конфликт, в отличие от спора, имеет обостренное, часто до предела обостренное противоречие.

Источники конфликтов – это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: - знаний, умений, способностей, личных качеств; - функций управления; - эмоциональных, психических и других состояний; - целей, средств, методов деятельности; - мотивов, потребностей, ценностных ориентации; - взглядов, убеждений; - ожиданий, позиций; - оценок и самооценок и др.

Предпосылками или почвой для возникновения конфликтов могут служить:

 1. Особенности восприятия. Люди очень часто, разговаривая, не понимают друг друга. Тому есть много причин. В частности, при межличностном общении значительная часть информации существует на уровне бессознательного и не может быть выражена полностью словами. Из-за ограниченного словарного запаса, недостатка времени или по другим причинам не считается нужным все говорить, а потому многое воспринимается собеседником за счет невербальных средств коммуникации (мимики, интонации, жестов, поз и т.д.). Одной из причин ошибок в восприятии может быть искаженное восприятие личных качеств, мотивов поведения тех, кто участвует в конфликте. Как правило, обе стороны, приписывают сходные добродетели, благородные мотивы самим себе, а пороки – своим оппонентам. Кроме того, у каждого человека существуют свои особенности в восприятии другого человека. В одном из направлений современной психологии – нейролингвистическом программировании эти различия положены в основу классификации людей на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Так, визуалы воспринимают зрительно предъявляемую информацию, конкретность, четкость, ясность, наглядность. Они не терпят хождений перед ними во время общения, склонны к обвинительным утверждениям. Аудиалы все воспринимают через слуховые образы, музыку, речь. Они наиболее восприимчивы к тону, тембру, мелодике речи, голосовым акцентам, паузам. кинестетики – через состояния своего тела и через эмоции. Они особенно чувствительны к подстройкам, к невербальным символам. Диджиталы демонстрируют интеллектуальность, амбициозность, критический настрой. Они склонны к логической аргументации, но выражают мысли в абстрактных терминах, далеко не всем понятных. Люди с разным типом восприятия зачастую плохо понимают друг друга, что создает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им. В этой связи уважающий себя лидер, должен хорошо знать особенности человеческого восприятия и уметь осуществлять необходимые подстройки. «Чтение» невербальных символов (о чем говорит тело, глаза, голос, жесты), активное слушание, техника вопросов и ведения разговора, отражение чувств, эмпатичность – все это очень важные умения, которые необходимы лидеру.

2. Несовпадение рассуждений. Разногласия могут возникнуть из-за несовпадения наших рассуждений с рассуждениями другой стороны. Люди часто склонны видеть то, что хотят увидеть. Различные способы оценки результатов деятельности и личности друг друга ведут к разногласиям. Мешает скованность, закрепощенность, наличие комплексов, неумение высказать свою точку зрения, эгоизм и т.д. Не следует интерпретировать высказывания или действия другой стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив обидой на обиду. Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проигрышной ситуации и т.п. – все это вызывает отрицательную реакцию у окружающих и служит питательной средой для возникновения конфликтной ситуации.

3. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей, т.е. в процессе межличностного общения люди (один или оба) могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по общению. 4. Субъективная предрасположенность к конфликтам. Для руководителя полезно также знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся: · неадекватная оценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих – и почва для конфликта готова; · стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово; · амбициозность – обостренное самолюбие, непомерные притязания; · консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции; · излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза; · критический настрой, особенно необоснованный и неаргументированный; · определенный набор эмоциональных качеств личности (акцентуации характера, проявляющиеся в их чрезмерной выраженности, представляющие крайние варианты нормы) – тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность, подозрительность, болезненная обидчивость. Конфликты в личностно-эмоциональной сфере обусловлены личностной спецификой оппонентов. В психологии даже выделяют типы конфликтных личностей. Рассмотрим наиболее распространенные из них. Демонстративный – чаще всего это холерик, которому присуща бурная деятельность в самых разнообразных направлениях. Он любит быть на виду, имеет завышенную самооценку; его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Рациональное поведение, как правило, выражено слабо. Ригидный (косный) – люди этого типа не умеют перестраиваться, принимать во внимание мнения и точки зрения окружающих; честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность; малокритичны по отношению к собственным поступкам, постоянно требуют подтверждения собственной значимости. Педант – личность, которая всегда пунктуальна, придирчива, хоть и исполнительна, зануда, отталкивает людей от себя. Практик – действующий под лозунгом «Лучшая защита – нападение». Для такого человека самым важным является преобразование среды, внешнего окружения, изменение позиций других людей, что может приводить к разнообразным столкновениям, напряженности в отношениях. Жалобщик – человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы. Разгневанный ребенок – человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненные потеряли к нему уважение. Тайный мститель – человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость. В конфликтной ситуации или в общении с «трудным» человеком необходимо попытаться увидеть в нем лучшие качества. Надо понимать, что невозможно изменить ни его психологические особенности, ни особенности его нервной системы, ни систему его взглядов и ценностей. Поэтому необходимо подобрать к нему ключик, исходя из собственного жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию. Если же подобрать ключ не удается, то остается одно-единственное средство – перевести такого человека в разряд «стихийного бедствия». Спецификой личностно-эмоциональных конфликтов часто является то, что конфликтующие даже не могут назвать предмета разногласий, а просто стремятся выплеснуть негативные эмоции на несимпатичного оппонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konflikty_inklyuziya.ppt1.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Причины появления конфликтов в родительских чатах и способы их разрешения. Выполнила: социальный педагог Багирян Мария Викторовна МБДОУ детского сада № 50 Города Ставрополя

Слайд 2

Особо "острые" конфликтные темы, которые являются провокационными для многих родителей: --Обсуждение вопросов связанных со сбором денег на подарки детям или учителям . --Тема про здоровье детей. Сообщения могут формулироваться с различными, совершенно необязательными, физиологическими подробностями: "У нас сегодня сопли, и мы в садик не придём" или "Мою Надю, сегодня тошнило, а больше никого не тошнило?". -- Фейковые новости или сообщения, содержащие различный спам (рекламу, поздравления с различными праздниками, "смешные" фото или видеоролики и т.п.).

Слайд 3

Тест «Вашу роль в родительском чате.» Вопрос 1. Нужно купить подарки для детей на Новый год... A) Пишу: "Так как лучший подарок – это книга, я пробежалась по сайтам книжных магазинов и в "Ученике" нашла акцию на "Сборник образцовых сочинений по русскому и литературе" оптом. Выйдет 332 рубля 11 копеек с человека". B) Говорю мужу: "Каждый год одно и то же", обречённо вздыхаю и перевожу деньги. С) Пишу: "Каждый год одно и то же! А почему так дорого и почему вы решили за нас, какой подарок лучший, и если книга, то почему такая неинтересная?" D) Пишу: "Ой, а в одной школе – куму моему его сосед рассказывал – всем детям "айфоны" подарили!" E) Скидываю какой-нибудь мем. Вопрос 2. Нужно заказать костюмы для музыкального выступления класса на празднике... A) Пишу: "У моей знакомой на швейном производстве излишки оранжевого бархата остались – нужно просто чтобы кто-нибудь со мной поехал на своей машине и забрал, снять мерки с детей, найти ателье и заказать мальчикам тройки, а девочкам платья, предлагаю ещё с цветочком на спине. А мальчикам можно шляпы". B) Жду, когда напишут, сколько переводить. C) Пишу: "А почему бархат оранжевый, а не красный? Мой сын оранжевый цвет терпеть не может. И кто мне будет оплачивать бензин, если я поеду, или я за свой счёт должна?" D) Пишу [А]: "Ну эта [С] вечно всем недовольна, сама бы хоть что предложила! Я тебя так понимаю! У моей тёти точно такая же ситуация была, когда она в столовой работала". Случайно отправляю в общий чат. E) Шучу на тему того, что женский коллектив похож на змеиное гнездо! Вопрос 3. Эмоционально обсуждается конфликт: девочка из класса пришла домой из школы со следом укуса на ноге. Говорит, это был её сосед по парте... A) Предлагаю родителям этих детей встретиться лично и всё спокойно обсудить. А контролировать их общение буду я! B) Отключаю звук в чате и не смотрю в телефон, пока страсти не утихнут сами собой. Всё равно мой сын наверняка никого не кусал! C) Требую, чтобы мальчика заставили извиниться перед всем классом: хоть моего ребёнка эта ситуация и не касается, но ведь когда-нибудь теоретически может и коснуться! D) Отправляю очаровательную примирительную картинку: Но жду, что же будет дальше. Неотрывно слежу за чатом, а ребёнку пока разрешила поиграть в компьютер ещё часок – проверка домашнего задания подождёт. E) Пишу: "А чего вы, собственно, так расстроились? Не за попу же укусил!"

Слайд 4

Вопрос 4. Обсуждается вопрос, что подарить педагогам на День учителя... A) Пишу: "Предлагаю, как и всегда, купить подарочные карты на 1000 рублей всем педагогам, а классному руководителю подарить 3000 рублей в конверте". B) Пишу: "А может, придумаем что-нибудь подушевнее?" И стираю. C) Пишу: "Дарить такие подарки – это унижение чести и достоинства учителей! Да и вообще пусть каждый дарит, что хочет, и тому, кому хочет". D) Пишу: "А некоторых учителей совсем избаловали – на каждый праздник подарка ждут. Я от одной мамы из 5 "Б" слышала, классный руководитель даже списки пожеланий составляет". E) Отправляю анекдот: "1 сентября Вовочка подарил математичке букет роз, а трудовику – "Букет Молдавии". Вопрос 5. Обсуждается вопрос качества школьного питания... A) Пишу: "Так как качество питания – неудовлетворительное, предлагаю создать комиссию и несколько раз без предупреждения снять пробы, написать коллективное заявление на имя директора, а если это не поможет, обратиться в Департамент образования". B) Спрашиваю у сына: "Как тебе школьное питание?" Тот отвечает: "Нормально". Не вмешиваюсь, молчу. C) Пишу: "Питание действительно отвратительное! Возмутительно, что этот вопрос подняли только сейчас. Хотя всё равно ничего не изменится, всё куплено и продано". D) Пишу: "А я своему даю завтраки с собой. Такой, кстати, хороший рецепт сэндвича подсмотрела! Между двумя кусками зернового хлеба кусок ветчины из индейки, лист китайского салата, четыре кружка помидора и немнооожко соуса цезарь". E) Отправляю ссылку на смешное видео

Слайд 5

Результаты теста: подсчитайте, ответов с какой буквой у вас получилось больше всего. Это и есть ваш тип родителя. а) Активист Вносит предложения, организует работу чата и класса, больше всех переживает за подарки, ремонт в классе и так далее. Чаще всего – член родительского комитета. Бывает чересчур дотошен, как управдом в "Бриллиантовой руке", но стоит дать ему знать, что его усилия ценятся – и будет всем счастье. В) Молчун Таких родителей в классе обычно большинство. Молчуну не очень хочется во всё это вникать, он устал, занят своими делами, ему всегда проще сказать "Молчу-молчу-молчу", как папе Настеньки из киносказки "Морозко". Инициативы не проявляет, типичные реплики: "да", "нет", "не знаю". С) Протестующий Баба-яга всегда против! Протестующий – тоже. Его задача – не согласиться: Почему 300 рублей, почему не 200? Почему шарики красные, а не синие? Оставить без справедливого решения эти важные вопросы ни в коем случае нельзя, иначе баланс сил в мире будет нарушен. D) Кумушка Как и для подружки режиссёра Якина из фильма "Иван Васильевич меняет професию", для кумушки важнее всего – общение. Завтра утренник? Девочки, а у вас носочки по колено или по щиколотку? А бантики – розовые? А где купили? А домашнее задание сегодня не сложное, как вам кажется? Е) Юморист Приходит вечером домой – и давай всем картинки и ролики смешные слать. Получается, как у Балбеса из "Операции Ы" – не всегда в трезвом состоянии, не всегда впопад и не всегда прилично, зато Юмористу всегда весело.

Слайд 6

Правила родительского чата : Родители должны выбрать модератора, который будет управлять общением в чате. Никогда на провокационное или агрессивное сообщение не отвечать ответной провокацией и агрессией. Лучше всегда писать нейтральные сообщения без демонстрации эмоций. Не выражать недовольство без конструктивных предложений. Личные вопросы писать не в общий чат, а на личный номер или мессенджер. Не отвечать на полученные сообщения сразу, а выждать какое-то время, отвлечься и спокойно всё обдумать.

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конфликты и способы их разрешения.

В презентации даётся понятие "конфликт", структура, классификация, виды конфликтов. А, также, стратегия поведения в конфликтной ситуации....

презентация на тему "конфликты в коллективах.причины и способы их разрешения"

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в...

Педагогические конфликты и способы их разрешения

Педагогические конфликты и способы их разрешения....

Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации

Одна из форм проведения эффективного занятия в инклюзивной образовательной организации – бинарный урок. В нетрадиционной современной практике бинарный или интегрированный урок – это урок, ...

Консультация для педагогов: "Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации"

Бинарный урок, как эффективная форма проведения занятий в инклюзивной образовательной организации...

Публикация в сборнике материалов городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте»

В сборнике городских педагогических чтений «Мирное разрешение конфликтов в образовательной организации: поколения в контакте» представлены материалы из опыта   работы педагогов м...