Программа по коррекции и развитию когнитивной сферы у детей 5-7 лет
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как подготовлен ребенок к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в образовательном учреждении. Чем увереннее и спокойнее начнется для первоклассника школьная жизнь, чем лучше ребенок сможет адаптироваться к новым условиям, новым людям, тем больше шансов, что у ребенка не будет проблем в начальной школе, ни в последующем обучении.
Данная программа будет полезна для тех детей, у которых уровень развития школьно-значимых функций находится ниже возрастной нормы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kognitivnaya_sfera_5-7_let.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка детский сад № 107
Программа по коррекции и развитию когнитивной сферы детей 5-7 лет
Программу разработали:
педагог-психолог высшей категории
ИКСАНОВА ЯНА ВАЛЕРЬЕВНА
Пояснительная записка.
Актуальность программы. В выступлении Президента РФ Путина В.В. перед руководителями высшего и среднего образования главной была мысль о внедрении и реализации высоких технологий в науке и производстве. В связи с этим перед высшей и средней школой была поставлена задача подготовить профессионалов, способных создавать и использовать высокие технологии. Школа, как первая ступень в подготовке будущего специалиста современного общества, должна совершенствовать образовательный процесс с учетом степени развития каждого ученика, его готовности к обучению.
В соответствии с социальным заказом общества в образовании наблюдается тенденция повышения сложности знаний, которые необходимо освоить как можно раньше для успешного вхождения в современный мир. Она находит свое отражение в изменении содержания и организации образовательного процесса уже на ступени детского сада. Соответственно изменяются возрастные требования к качеству подготовки дошкольников к обучению в школе.
Новые задачи в образовании приводят к необходимости не только обновлять содержание и технологии организации образования в детском саду, но и реализовывать соответствующие технологии подготовки ребенка к обучению в школе.
Вместе с тем, с каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии, нуждающихся в профессиональной помощи психолога.
Поэтому, актуальным становиться поиск вариантов такой подготовки ребенка к школе, которая могла бы, с одной стороны, облегчить его адаптацию к школьной жизни, обеспечить плавный переход к учебной деятельности как к новому для ребенка виду деятельности на следующем возрастном этапе, с другой стороны, способствовать эффективности обучения и решению задач развития личности ребенка.
Отличительная особенность программы заключается в том, что представленный курс занятий отличается высокой динамичностью, так как, помимо интеллектуально-развивающих игр и заданий в рабочих тетрадях, включает целый комплекс физических и кинесиологических упражнений, подвижных игр, упражнений для снятия психоэмоционального и психофизического напряжения, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной. Физические упражнения являются условием и одновременно средством не только физического развития, но и общего интеллектуального, способствуют развитию способностей и жизненной активности.
Игровая методика обучения также является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
Использование большого количества наглядного материала позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Кроме того, это соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
Программа построена по спиральному принципу, что предполагает обращение к более сложным заданиям программы на каждом из этапов обучения.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 5-7 лет, уровень развития высших психических функций которых ниже возрастной нормы.
Программа предусматривает подгрупповые формы работы с детьми. Состав подгруппы 8-12 человек.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Общее количество часов в год – 22 часа. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах: для детей 5-6 лет – 25 минут, 6-7 лет – 30 минут, между занятиями установлены 10-минутные перерывы. Недельная нагрузка на одну группу: 1 час. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Педагогическая целесообразность.
Программа включает в себя 3 блока.
1 блок. «Развитие психофизичекого компонента»
Используются упражнения на согласование работы обоих полушарий головного мозга, стимулирующие упражнения, повышающие энергетический потенциал. Данные упражнения используются с целью развития межполушарной специализации; расширение границы возможностей мозга; улучшение работы мозга; устранение дезадаптации в процессе обучения; гармонизация возможностей мозга, развитие концентрации внимания; развития крупной и мелкой моторики.
Обучение детей приемам саморасслабления, релаксации, медитации, психомышечной тренировки проходят с целью снятия физического и психоэмоционального напряжения.
2 блок. «Развитие произвольной сферы»
У ребенка, по мере развития его личности, возрастает способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю. Произвольность тем выше, чес больше его жизнью способны руководить словесные инструкции или мысли, рисующие конкретные образы желаемых результатов. Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит в конкретных контролирующих умениях в этих сферах:
- в двигательной сфере ребенок учится контролировать свои движения;
- в эмоциональной сфере – учится произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; учится различать и сравнивать эмоции, направлять свое внимание на мышечные ощущения и экспрессивные движения, сопровождающие любые эмоции;
- в сфере общения ребенок учится устанавливать эмоциональный контакт, сопереживать, понимать чужие эмоциональные переживания;
- в сфере поведения – учится управлять своим поведением, предвидеть результаты своих поступков, брать на себя ответственность.
3 блок. «Развитие познавательной сферы детей»
Используются игры и упражнения на развитие внимания, связной речи, логического мышления, зрительной и слуховой памяти, восприятия, воображения, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, умения ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, зрительно-моторной координации, учебной мотивации, расширение кругозора детей».
Занятие по данной программе состоит из 3 взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных частей. Вводная часть (направлена на активизацию работы мозга, снятие психоэмоционального напряжения, развития крупной и мелкой моторики), составляет 10-15% времени. Основная часть (игра и упражнения, направленные на развитие произвольной и познавательной сфер) по времени занимает 75-80% времени. Заключительная часть (подведение итогов занятия), занимает 10% времени.
Специфика занятий по программе заключается в том, что структура занятий включает:
- Теоретический блок.
- Специальные упражнения (кинесиологические, на снятие психоэмоционального напряжения, тревожности)
- Практический блок (игры и упражнения на развитие произвольной и познавательной сфер).
Программа рассчитана на 22 занятия. Занятия проводятся 1 раз в неделю с подгруппой 8-12 человек. Продолжительность подгрупповых занятий для детей дошкольного возраста от 25 до 30 минут. Задания и упражнения на занятии педагог может использовать дифференцированно, учитывая психофизиологические особенности и индивидуальные возможности детей, по своему усмотрению компоновать и дозировать их в рамках курса.
Практическая значимость.
К концу прохождения курса занятий по программе у детей старшего дошкольного возраста должен быть снижен уровень тревожности и психоэмоционального напряжения. Дети научатся работать в команде, улучшаться навыки общения. Улучшиться межполушарная специализация и работа мозга. Произойдет развитие навыков саморегуляции и самоконтроля. Развитие высших психических функций, крупной и мелкой моторики будет соответствовать возрастной норме.
Цель программы: профилактика школьной дезадаптации.
Задачи программы:
- Активизация работы мозга, развитие межполушарной специализации, улучшение работы мозга.
- Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, формирование адекватной самооценки.
- Формирование познавательной активности и учебной мотивации детей старшего дошкольного возраста.
- Коррекция и развитие нарушений деятельности и комплекса показателей функционального развития, которые необходимы в школе. Это развитие произвольного поведения, внимания, вербальной и зрительной памяти, зрительного и слухового восприятия, логического мышления, воображения, речи, тонких движений руки, зрительно-пространственной интеграции и зрительно-моторной координации.
- Увеличение количества знаний и представлений об окружающем мире.
- Развитие у детей навыков общения, сотрудничества и взаимопомощи.
Принципы отбора содержания.
- Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.
- Доступность. Использование игровой методики обучения является условием и средством обучения детей дошкольного возраста.
- Наглядность. Использование большого количества наглядного материала позволяет добиваться высокой эффективности этих занятий. Кроме того, это соответствует возрастным особенностям детей дошкольного возраста и способствует их меньшей утомляемости во время занятий.
- Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность ребенка, атмосфера.
- Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
- Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка, создание эмоциональной вовлеченности его в процесс вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.
Основные формы и методы
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы: словесные, наглядные, практические, чаще всего работа основывается на сочетании этих методов.
Словесные методы: беседы, вопросы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, напоминание, поощрение, анализ результата собственной деятельности и деятельности товарищей.
Наглядный метод: показ.
Практический метод играет решающую роль в развитии детей. Это, как правило, выполнение и повторение упражнений с последующим усложнением заданий.
Планируемые результаты.
- Будут обучены упражнениям, снижающим психоэмоциональное напряжение и тревожность.
- Освоят упражнения, улучшающие работу мозга и межполушарную специализацию.
- Научатся навыкам контроля, самоконтроля и саморегуляции.
- Повысят коммуникативные навыки, навыки сотрудничества, взаимопомощи.
- Улучшат развитие моторики, восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, зрительно-моторной координации.
- Увеличат количество знаний и представлений об окружающем мире.
Механизмы оценивания образовательных результатов.
Промежуточная и/или контрольная психодиагностика.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Оборудование:
- Детские столы – 2 шт.,
- Детские стульчики – 11 шт.,
- Магнитофон – 1 шт.,
- Компьютер – 1 шт.,
- Мяч большой– 1 шт.;
- «Коврограф» - 1 шт.,
- «Лепестки» (игры Воскобовича В.В.) - 1 набор,
- «Чудо- крестики 2» (игры Воскобовича В.В.) - 12 шт.,
- «Разрезной квадрат» (игры Никитина) – 12 шт.;
- Блоки «Дьенеша» - 1 набор;
- Рабочие тетради;
- Простые карандаши – по количеству детей;
- Дидактический и стимульный материал к играм и упражнениям.
Содержание занятий
№ занятия | Тема | Содержание |
1 | Развитие слуховой памяти, координации движений и внимания | 1. Приветствие. 2. Упражнения по кинесиологии 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения 5. Упражнение на развитие слуховой памяти. 6. Задание в тетради 7. Игра «Слушай» (координация движений и внимания). 8. Прощание. |
2 | Развитие слуховой памяти, координации движений и внимания | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Упражнение на развитие слуховой памяти. 6. Задание в тетради 7. Игра «Смотри» (координация движений и внимания). 8. Ритуал прощания. |
3 | Развитие зрительной памяти, внимания, объема слуховой памяти | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Какой фигуры не стало?» (развитие зрительной памяти и внимания). 6. Задание в тетради 7. Игра «Букет» (развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания). 8. Ритуал прощания. |
4 | Развитие слуховой памяти, объема произвольного слухового внимания | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Урожай овощей» (развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания). 6. Задание в тетради 7. Игра «Огонь, вода, земля, воздух» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов). 8. Ритуал прощания. |
5 | Развитие слуховой памяти, объема произвольного слухового внимания | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Урожай фруктов» (развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания). 6. Задание в тетради 7. Игра «Карлики-великаны» (координация движений и внимания). 8. Ритуал прощания. |
6 | Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Упражнение на развитие слуховой памяти. 6. Задание в тетради 7. Игра «Овощи и фрукты» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов). 8. Ритуал прощания |
7 | Развитие переключения и распределения внимания | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. . Игра «Да и Нет не говори» (развитие произвольного поведения). 6. Задание в тетради 7. Игра «Прямой и обратный счет» (развитие переключения и распределения внимания) 8. Ритуал прощания. |
8 | Развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой в процессе запоминания. | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Цветные слова» (на развитие умения проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания). 6. Задание в тетради 7. Игра «Стираем и сушим белье» (на развитие зрительной памяти). 8. Ритуал прощания. |
9 | Развитие моторной координации и внимания | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Упражнение на развитие слуховой памяти. 6. Задание в тетради 7. Игра «Не ошибись» (развитие моторной координации и внимания). 8. Ритуал прощания. |
10 | Развитие осязательной памяти | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра на развитие осязательной памяти. 6. Задание в тетради 7. Игра «Чудо-крестики 2» (развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики) 8. Ритуал прощания. |
11 | Развитие речи, логического мышления, операций обобщения и классификации | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Обобщения» (на развитие логического мышления, речи, операций обобщения и классификации). 6. Задание в тетради 7. Игра «Чудо-крестики 2» (развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики) 8. Ритуал прощания. |
12 | Развитие внимания, наблюдательности | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Найди отличия» 6. Задание в тетради 7. Игра «Чудо-крестики 2» (развитие зрительно-моторной координации, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики) 8. Ритуал прощания. |
13 | Развитие внимания, мышления и координации движений | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. . Игра «Четвертый лишний» 6. Задание в тетради 7. Упражнение на развитие внимания, координации движений и мышления. 8. Прощание |
14 | Развитие зрительной памяти и внимания | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Упражнение на развитие зрительной памяти. 6. Задание в тетради 7. Игра «Кого назвали, тот лови» (развитие внимания). 8. Ритуал прощания. |
15 | Развитие речи, слуховой памяти, операций обобщения и классификации | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинезиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Назови одним словом» 6. Задание в тетради 7. Упражнение на развитие слуховой памяти. 8. Ритуал прощания. |
16 | Развитие связной речи, переключения внимания | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Говори наоборот» (на развития речи и мышления). 6. Задание в тетради 7. Игра «Съедобное – несъедобное» (развитие способности к переключению внимания). 8. Ритуал прощания. |
17 | Развитие целостности восприятия, мышления, расширение кругозора. | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Собери квадрат (первый уровень)» (развитие мышления, внимания, пространственного восприятия) 6. Задание в тетради 7. Игра «Цвета» (развитие мышления, расширение кругозора). 8. Ритуал прощания. |
18 | Развитие целостности восприятия, мышления, расширение кругозора | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Собери квадрат (второй уровень)» (развитие мышления, внимания, пространственного восприятия) 6. Задание в тетради 7. Игра «Цвета» (развитие мышления, расширение кругозора). 8. Ритуал прощания. |
19 | Развитие внимания, связанного с координацией зрительного и двигательного анализаторов | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Бывает – не бывает» (развитие воображения, расширение кругозора). 6. Задание в тетради 7. Игра «Огонь, вода, земля, воздух» (развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов). 8. Ритуал прощания. |
20 | Развитие внимания, зрительной памяти | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. Игра «Что изменилось?» (развитие внимания, зрительной памяти) 6. Задание в тетради 7. Игра «Не пропусти растение» (развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора). 8. Прощание. |
21 | Развитие переключения внимания, расширение кругозора | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. . Игра «Цветные слова» 6. Задание в тетради 7. «Не пропусти животное» (развитее способности к переключению внимания). 8. Ритуал прощания. |
22 | Развитие мышления, переключения внимания, расширение кругозора | 1. Ритуал приветствия. 2. Упражнения по кинесиологии. 3. Упражнение повышающее энергетический потенциал. 4. Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения. 5. «Кем был?» (развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи). 6. Задание в тетради 7. Игра «Дикие и домашние» (развитие способности к переключению внимания) 8. Ритуал прощания. |
Список литературы
1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Ступеньки к школе. М.: Дрофа, 2016 г.
2. Васильева Т.Н. Соногенное мышление – путь к успешности ребенка. –Калининград: Янтарный сказ, 2005 г.
3. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.: Росмэн, 2002 г.
4. Волина В.В. Учимся играя, М.: Новая школа, 1994 г.
5. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами, - Ярославль: Академия развития, 2001 .
6. Денисенко О. Уроки мышления в школе и дома. – СПб: Дрофа, 2002 г.
7. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Гимнастика мозга. Книга для педагогов и родителей. – М.: Весь, 2016.
8. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. – М. Новая школа, 1996.
9. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М.: ГНОМ И Д, 2000 г.
10. Осипова А.А., Малашинская Я.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
11.Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе. – Волгоград, 2005.
12. Практикум для детского психолога/Г.А.Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов/нД: Феникс, 2006 г.
13. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
14. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
15. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
16. Шашкова З.В. Занятия по предшкольной подготовке. – М.: Глобус, 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровая мозаика" программа направлена на коррекцию и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста
проблема недостаточного развития внимания является актуальной. Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активного владения речью. Чем лучш...
Программа курса коррекционно-развивающих занятий «Коррекция и развитие речи у детей дошкольного возраста»
Программа коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста (с 4 до 7 лет) с общим недоразвитием речи составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», соответствующими направления...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...
Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"
Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...
Программа коррекции и развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст – это сенситивный период в развитии познавательной сферы детей. Поэтому так важно в этом возрасте проводить с детьми специально организованные занятия, которые позволя...
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (подготовительная группа 6-7 лет)
Умственное развитие — важнейшее направление в формировании психики детей дошкольного возраста. Оно предполагает не только получение определенной суммы знаний, но, главным образом, развитие психи...
Программа по коррекции и развитию социально-эмоциональной сферы детей 5-7 лет
В последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция к интеллектуальному развитию ребенка. При этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное вн...