Приобщение детей к нейройоги, как компоненту здоровьесберегающей среды в ДОУ
статья по психологии (подготовительная группа)
Занимаясь нейройогой, ребёнок познает окружающий мир, формируются его двигательные умения и навыки; движения и положительные эмоции благотворно влияют на состояние его здоровья: физического, психического, нравственного.Здоровьесберегающая среда в ДОУ, обеспечивает каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konkurs_demidova_e.v._mbdou_detskiy_sad_no_150.docx | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей к нейройоги, как компоненту
здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Демидова Е. В., педагог - психолог
МБДОУ город Иркутск
детский сад № 150
В настоящее время здоровью детей уделяется все больше внимания и времени. Занимаясь нейройогой, ребёнок познает окружающий мир, формируются его двигательные умения и навыки; движения и положительные эмоции благотворно влияют на состояние его здоровья: физического, психического, нравственного. В ДОУ в основе оздоровительно – воспитательной работы лежит междисциплинарное научно – практическое направление – педагогика оздоровления.
Здоровьесберегающая среда в ДОУ, обеспечивает каждому воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, формирует необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, учит использовать их в повседневной жизни.
Используя рекомендации ведущих ученых, работающих в области здоровьесбережения, а также технологию развивающего обучения, мы постарались создать в каждой возрастной группе такую развивающую среду, которая будет содействовать реализации программы и включать в себя зоны ближайшего развития.
В ДОУ имеются дополнительные площади, которые педагоги используют для обогащения двигательной сферы своих воспитанников. Это музыкальный, физкультурные залы, где дети могут расслабиться, снять психомоторное напряжение. В группах созданы условия для организации, так и самостоятельной, а так же отвечающей возрастным, индивидуальным особенностям детей. Большей популярностью у наших воспитанников пользуются физкультурные уголки, оснащенные нетрадиционным физкультурным оборудованием, которые изготовили родители (кольца с лентами, нестандартные дорожки с различным покрытием для профилактики плоскостопия, и т.д.). Дети эти тренажеры могут использовать в самостоятельной деятельности, организовывать с их помощью игры различной подвижности.
Большая работа была проделана со специалистами детского сада: совместно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и психологом были подобраны и разработаны комплексы дыхательной гимнастики, динамических пауз, релаксации, танцтерапии.
Введены в воспитательно - образовательный процесс пальчиковые игры «Минутки шалости» и «Минутки тишины» стали достоянием всего коллектива. Теперь в каждой возрастной группе подобраны картотеки пальчикового игротренинга, танцтерапии, динамических пауз, а также психогимнастики и нейройогу, глазодвигательные упражнения, и артикуляционная гимнастика, упражнения по правильному дыханию. Изучение программы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления» помогло нам внедрить в работу такие формы оздоровления детей, как психогимнастика, самомассаж, нейройога, мимическая гимнастика, что значительно обогатило режимные моменты, а использование нетрадиционных форм и методов оздоровления явилось средством обогащения развития личности каждого нашего воспитанника. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей ребёнка, но и то своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мероприятий: своевременное проветривание помещений, ежедневные прогулки и физкультурные занятия на свежем воздухе. Гибкое выполнение режима дня, соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку позволило нам разработать модель оздоровления детей в ДОУ, представляющий фундамент для организации нейройогой работы и воспитательно – образовательного процесса в режиме здоровьесбережения.
Работу по оздоровлению детей мы проводим по нескольким направлениям.
Профилактическое направление
- Обеспечение благоприятного течения адаптации под контролем медицинского работника, педагога – психолога и воспитателя.
- Выполнение санитарно – гигиенического режима – создание высокой культуры гигиены, комфорта для каждого воспитанника в течение всего пребывания его в детском саду.
- Предупреждение простудных заболеваний методами неспецифической профилактики (самомоссаж, использование дорожек с различным покрытием для укрепления свода стопы, заливание носоглотки, введение ароматерапии и т.д.).
Организационное направление
- Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
- Диагностика физического развития, двигательной подготовленности детей.
- Применение нетрадиционных форм и методов в оздоровительной работе с дошкольниками (дыхательная гимнастика по Стрельниковой, психогимнастика и т.д.).
- Организация двигательной активности в зависимости от уровня двигательной активности каждого воспитанника.
- Обеспечения психологического комфорта.
Кроме этого, разработан алгоритм проведения взбадривающей гимнастики после дневного сна, который включает:
- общеразвивающие упражнения, лежа сидя на кровати;
- элементы оздоровительного самомассажа;
- закаливающие процедуры (ходьба босиком по дорожкам с различными покрытиями и наполнителями);
- купание в бассейне, воздушные ванны;
- танцевально – ритмическую гимнастику, включающую несколько танцев различного ритмичного рисунка и темпа;
- питье воды комнатной температуры, что является своеобразным закаливающим средством.
Двигательная гимнастика помогает ребёнку постепенно проснуться и включиться в рабочий ритм, способствует поднятию мышечного тонуса, профилактике сколиоза и плоскостопия.
Введение нетрадиционных форм оздоровления позволило вовремя снимать мышечное напряжение, увеличить плотность занятий и работоспособность дошкольников. Кроме этого, вводя каждый раз что – то новое (текст, музыку и т.д.), мы способствуем не только повышению заинтересованности детей, но и развитию у них, познавательных способностей.
В ДОУ активно внедряются инновационные образовательные программы, современные технологии. Основной деятельностью коллектива исследователей и педагогов было внедрение новой методики формирования двигательных умений и навыков детей с младшего дошкольного возраста в процессе организованных и целенаправленных занятий оздоровительной гимнастикой. В детском саду создана хорошая материальная база – спортивное оборудование и оснащение. Проводятся занятия, развлечения, досуги с привлечением родителей.
Физическое развитие ребёнка тесно связано с его познавательно – речевыми и художественно – эстетическим развитием. Использование различных форм оздоровления детей не только на занятиях, но и вне организаторской деятельности развивает у них все психические процессы. Регулярное применение нетрадиционных форм оздоровления способствует развитию у детей координационных способностей и подготовки руки к письму, а использование элементов психогимнастики помогает снять интеллектуальное, эмоциональное напряжение, способствует предупреждению утомляемости детей и повышению их работоспособности, развитию творческих способностей. Эффективность любой деятельности определяется, прежде всего её результатом. Систематическое занятия на свежем воздухе, введение разнообразных форм оздоровления детей дали положительные итоги. С каждым новым занятием посещаемость значительно увеличивается, и это очень радует всех преподавателей детского сада. Значит, такие занятия приносят нашим воспитанникам радость и неоценимую пользу. Так же проводятся вечера встреч с родителями, которые становятся соратниками друзьями по работе. Вместе проводятся: «Веселые старты, «День здоровья», «А ну-ка девушки», «Спортивная робинзонада», «Мы ловкие и сильные», «Самая спортивная семья» и т.д. Благодаря введению новых форм работы и синтезу их с игровой деятельностью происходит гармонизация взаимоотношений детей. Ребята становятся более доброжелательными друг к другу, проявляют больше уверенности в организации совместной деятельности. В связи с этим снижается уровень тревожности, и наоборот идет повышение уровня коммуникативных навыков, овладения речью как средством общения. Кроме этого произошла активизация двигательной активности, что позволило не только укрепить, но и сохранить здоровье дошкольников.
Благодаря проведению работы по данному направлению у многих воспитанников детского сада появились интерес и любовь к занятиям нейройогой. После выпуска в школу они продолжать заниматься в спортивных секциях и кружках. Организация здоровьесберегающей среды, а так же введение модели оздоровления детей помогли нам максимально снизить заболеваемость, а так же способствовали повышению двигательной деятельности каждого ребёнка, его всестороннему психофизическому развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонент здоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения».
Консультация на тему: «Игры с водой и песком как компонентздоровьесберегающей среды дошкольного образовательного учреждения». Здоровье детей, их физическое, психическое и эмоциональное благополуч...
"Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"
Консультация для педагогов "Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание здоровьесберегающей среды"...
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ СЕВЕРА
На современном этапе перед дошкольными образовательными учреждениями определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви ...
« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»
Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...
Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку
Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку...
Консультация на тему: " Игры с водой как компонент здоровьесберегающей среды ДОУ"
Здоровье детей их физическое ,психическое и эмоциональное благополучие относится к категории абсолютных ценностей человечества. Здоровье - основа жизни человека. Большую часть времени дошкольник ...
Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»
Семинар - практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды ДОУ»...