Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку
консультация на тему

Кунова Светлана Аскарбиевна

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку

Природноекультурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Назначение регионального компонента:

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей;

- обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование;

- вооружение дошкольников системой знаний о регионе;

- повышение социального статуса дошкольного образовательного учреждения.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

* формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

* подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

* создание культурно-развивающей среды ДОУ;

* организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

При определении педагогических условий реализации регионального компонентадошкольного образования были учтены следующие положения:

* определение социального заказа на интеграцию личности в национальную и мировуюкультуру,

* выявление специфики реализации регионального компонента дошкольного образования в республике.

В Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан функционирует 35 детских садов, в 25 из них открыты группы с изучением башкирского или татарского языка. В районе созданы все условия для ознакомления с родным краем и изучения родного языка.

Важнейшим моментом воспитания человека в любом возрасте является приобщение к культуре своего народаКультура – это материальный и духовный мир, созданный человеком, в котором живём мы, взрослые и дети, и именно здесь происходит реализациясоциальных и дружеских отношений.

Глобальный путь воспитания – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Вместе с темродной язык можно назвать главным компонентом национальной культуры, он является проводником устного народного творчества. Развитие родной речи детей, овладение богатством родного языка является одним из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры. Они тесно связаны с всесторонним развитием детей, являются приоритетным направлением в деле воспитания и обучения дошкольников на основе родной культуры.

Не секрет, что даже дети татарской и башкирской национальности не обучены родителями своему языку. Что заложено в начале жизни, то остаётся навсегда. Поэтому особенно важно напитать душу ребёнка высокими ценностями, зародить интерес к истории и культуре своей Родины, своего народа. Задача детского сада - воспитывать любовь к своему родному языку, желание изучать его, вести пропаганду за сохранение родных языков для потомков. Будучи руководителем методического объединения педагогов национальных групп ДОУ Калининского района стараюсь организовать полноценную работу по сохранению и изучениюродной культуры и родных языков в дошкольных учреждениях. На районных методических объединениях педагоги делятся опытом работы по ознакомлению воспитанников с родным краем, по обучению дошкольников родному языку. В течение учебного года проводим конкурсы на лучшую методическую разработку или конспект занятия по ознакомлению сродным краем, круглые столы, мастер-классы по изготовлению башкирской куклы и башкирских национальных блюд, семинары. На семинарах, обсуждая вопросы, касающиесяродного языка, мы пришли к выводу, что без участия родителей данную проблему не решить. Необходимо вести систематическую работу с родителями по сохранению родного языка. Родители были бы рады, чтобы их дети знали свой язык, но не знают, что делать для его сохранения. Отрадно, что в настоящее время выпускаются специальные пособия на родном языке, по которым можно заниматься с ребенком дошкольного возраста в семье. И нам, педагогам, необходимо уметь предлагать родителям нужную литературу или пособие. Обучаядетей родному языку в детском саду, педагоги решают важную задачу воспитания любви, бережного отношения, уважения интереса к своей малой родине.

Актуальной проблемой для дошкольных образовательных учреждений в настоящее время остается сохранение родных языков.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о нашем родном языке. Именно поэтому родной язык, как отец и мать, должен стать неотъемлемой частью души ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"

  Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...

Реализация регионального компонента ооп по средства приобщения дошкольников к народному фольклору. Презентация : "Широкая масленица".

        В настоящее время очень остро стоит вопрос приобщения дошкольников к истокам русской культуры. В своей работе мы используем  много народных игр, хороводов. С эт...

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ДОУ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К НАРОДНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ СЕВЕРА

На современном этапе  перед дошкольными образовательными учреждениями определены задачи полихудожественного образования, формирования высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви ...

«Обрядовая кукла как средство приобщения детей к истокам культуры родного края»

«Обрядовая кукла как средство приобщения детей к истокам культуры родного края»...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)

Освоение детьми фольклорного наследия родного края ,  как самобытной,  целостной системы гармоничного и творческого развития личности....

Конспект итоговой ООД по реализации регионального компонента в старшей группе по теме "Башкортостан-мой край родной ".

   Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение                                  ...