Дифференциальная диагностика развития детей с ДЦП. Консультация
консультация по психологии

Гуренко Наталья Ивановна

Психологическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений у них нарушений двигательного, психического и речевого развития. Двигательные нарушения в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребёнка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая диагностика психофизических особенностей детей с ДЦП решает несколько задач. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика задержки психического развития и лёгкой умственной отсталости у дошкольников с церебральным параличом. Так же трудно дифференцировать умственно отсталых детей по степени тяжести интеллектуального недоразвития. Следует подчеркнуть, что у большинства детей с ДЦП потенциально сохранны предпосылки к развитию высших форм мышления, но множественные нарушения (движений, слуха, речи и т.д.), выраженность астенических проявлений, низкий запас знаний вследствие социальной депривации маскируют их возможности, что ведёт к гипердиагностике умственной отсталости.

Дифференциальная диагностика умственного развития при ДЦП очень сложна, так как необходимо учитывать все факторы, определяющие психическое развитие этих детей, в том числе сенсорную и социальную депривацию, трудности организации речевого общения, моторные затруднения. Унифицированная система дифференциальной диагностики детей с ДЦП в настоящее время не разработана, попытки её создания у нас в стране не имели успеха — слишком велико число факторов, которые необходимо учитывать. Наиболее объективной остается диагностика, основанная на длительном наблюдении в сочетании с экспериментальными исследованиями отдельных психических функций и изучением темпа приобретения новых знаний и навыков.

Такой подход к изучению психолого-педагогических особенностей ребёнка с ДЦП и его потенциальных возможностей требует, во-первых, больших затрат времени, а во-вторых, высокой квалификации специалистов, осуществляющих диагностику, глубокого знания клиники заболевания и особенностей психического и речевого развития детей с церебральным параличом.

При проведении психологического изучения детей, страдающих церебральным параличом, необходимо учитывать:

• Соответствие уровня выполняемых ребёнком заданий его возрасту, двигательным возможностям и степени сохранности анализаторов.

• Возможности обучения ребёнка, показателями которых являются темп приобретения навыков и количество упражнений, необходимое в процессе обучения.

• Характер помощи взрослого и возможность её использования.

• Способность к самостоятельному выполнению заданий.

• Отношение больного ребенка к заданию, его активность.

• Возможность частично приспособиться к двигательному дефекту.

• Использование неречевых средств коммуникации (движений глаз, мимики, жестов).

• Устойчивость внимания.

Следует подчеркнуть, что обследование ребенка для определения уровня развития его познавательной деятельности необходимо проводить в удобном для него положении, максимально устраняющем влияние патологических рефлексов на мышцы конечностей, туловища, глаз.

Исследование подметной деятельности ребёнка с церебральным параличом должно включать следующие направления:

• участие ребёнка в совместной деятельности (оцениваются интерес ребёнка к деятельности и активность включения в игру в соответствии с двигательными возможностями, понимание функционального назначения предметов и игрушек, попытки использовать их по назначению, умение обратиться за помощью к взрослому и использовать ее);

• подражательная деятельность (может быть исследована у детей способных к захвату и манипулированию с предметами), в процессе которой выявляются способность ребенка подражать способам действия с предметами, осмысленность подражательных действий;

• самостоятельная деятельность (оценивается понимание назначения предметов-игрушек, адекватность производимых с ними действий, настойчивость в достижении результатов, способность обращаться за помощью и использовать ее).

Можно выделить прогностически благоприятные и неблагоприятные признаки развития познавательной деятельности. К прогностически благоприятным признакам относятся:

• достаточно отчетливая динамика в развитии двигательных, речевых, сенсорных

функций; способность ребенка накапливать опыт 1 путем самостоятельных действий и действий, совместных со взрослыми; использовать этот опыт в доступных по двигательным возможностям практических и игровых действиях;

• активность и избирательность внимания, целенаправленность и произвольность деятельности; наличие познавательного интереса; стремление к самостоятельным действиям;

• настойчивость в овладении доступными двигательными и речевыми навыками.

Как прогностически неблагоприятные могут рассматриваться следующие особенности психического развития:

• количественное накопление сведений об окружающее и неспособность использовать эти сведения при самостоятельна действиях;

• наличие общей психической вялости или повышенной возбудимости; некритичность;

• отсутствие качественного улучшения возможности познания (не только к 3-4 годам, но и по достижении школьного возраста), несмотря на способность детей с улучшением двигательных возможностей адаптироваться к окружающей обстановке и овладеть бытовыми навыками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития: вопросы дифференциальной диагностики безречевых детей.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого р...

Диагностика развития детей дошкольного возраста (тесты на выявление психического развития ребенка)

Диагностика развития детей дошкольного возраста поможет вам самостоятельно оценить уровень психического развития вашего ребенка и узнать, над чем стоит еще поработать. Диагностика предполагает несколь...

Почему ребёнок не говорит? Дифференциальная диагностика неговорящих детей

Статья адресована родителям, воспитателям, молодым логопедам, которые сталкиваются с проблемой: ребёнку уже три года, а он не говорит. Может быть много различных причин. В своей статье я попыталась по...

Консультация для педагогов "Особенности диагностики развития детей с сенсорными нарушениями"

Консультация по вопросам: - особенности развития детей с сенсорными нарушениями- особые организационные условия обследования детей с сенсорными нарушениями...

Диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста. Диагностика развития детей через игровые методики

laquo;Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Итак, для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников необходимо организовать ролевую игру в группе из ...

Диагностика развития детей в соответствии с Федеральной образовательной программой ДО. Художественно-эстетическое развитие.

Карты развития детей в оо "Художественно-этетическое развитие" детей дошкольного возраста в соответствии с Федеральной образовательной программой  дошкольного образования....

Н.В. Верещагина ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА «БЕЗРЕЧЕВЫХ» ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Данная методика прошла успешную апробацию в 2004 году. Содержит подробное описание  проведения  обследования...