РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОВЗ
статья по психологии (старшая группа)
В статье излагается опыт проектной деятельности-с детьми с нарушением слуха 6-7 лет с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад №118» города Чебоксары по проблеме формирования эмоциональной сферы. Буланкова Ангелина Николаевна раскрывает в статье актуальные проблемы нарушений эмоциональной сферы данной категории детей. Автор раскрывает средства реализации проекта «Подари мне улыбку», в которой большое внимание уделяет индивидуальной образовательно-коррекционной работе в процессе формирования эмоционального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_bulankova_a.n.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОВЗ
А.Н. Буланкова, МБДОУ «Детский сад № 118» г. Чебоксары
Аннотация: В статье излагается опыт проектной деятельности-с детьми с нарушением слуха 6-7 лет с ОВЗ в МБДОУ «Детский сад №118» города Чебоксары по проблеме формирования эмоциональной сферы. Буланкова Ангелина Николаевна раскрывает в статье актуальные проблемы нарушений эмоциональной сферы данной категории детей. Автор раскрывает средства реализации проекта «Подари мне улыбку», в которой большое внимание уделяет индивидуальной образовательно-коррекционной работе в процессе формирования эмоционального развития.
Ключевые слова: стратегии развития воспитания в Российской Федерации, психологические барьеры, эмоциональная сфера, дети с ОВЗ
В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года сформулированы стратегические ориентиры воспитания детей. Президент Российской Федерации В.В. Путин отмечает: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Наряду с этим, стратегия определяет и основные направления развития воспитания. Одним из таких направлений является формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями. Вместе с тем, в настоящее время, государственная политика направлена на деятельность по обеспечению условий для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей, в том числе детей, с ограниченными возможностями здоровья по формированию позиции личности по отношению к окружающей действительности[1].
Работая в детском саду с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха, педагоги постоянно сталкиваются с особенностями в их развитии. Такие дети склонны конфликтовать, проявлять агрессию. Они с трудом адаптируются в коллективе сверстников. Анализ многочисленных исследовании показал, что расстройства эмоционально - мотивационной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец.). По данным исследований В. Петшака, Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой и других авторов, у детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы[2].
Психическое развитие детей с нарушением слуха свидетельствует о том, насколько большое значение имеет слух в развитии эмоционально-чувственной сферы и личностных характеристик ребенка. Поскольку личностные и поведенческие особенности детей с нарушенным слухом не обусловлены биологически, то при своевременном оказании коррекционной помощи и создании надлежащих условий, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены. Затруднения в налаживании контактов и своеобразные взаимоотношения с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт, как замкнутость и агрессивность. Все это является частью проблемы подготовки детей с нарушением слуха к обучению в школе. Именно поведенческие нарушения, повышенная двигательная и эмоциональная активность, частые капризы, повышенная утомляемость является причиной недостаточного усвоения знаний и умений в дальнейшем в школе [3]. А в школьный период у них могут появиться сопутствующие проблемы, такие как неуспеваемость, конфликтность, отсутствие мотивации учения и т. п. Это приводит к развитию неврозов, асоциального поведения, а в некоторых случаях и к более серьезным заболеваниям. Таким образом, необходимо своевременно начать коррекционную работу, ведь такой ребенок не всегда «перерастает» это состояние. Отсюда, перед педагогами встает вопрос о необходимости разработки педагогического проекта, реализующего задачи профилактики и коррекции эмоционального развития детей с нарушениями слуха 6-7 лет в период их подготовки к обучению в школе. В связи с этим, в дошкольном учреждении педагогами был разработан проект «Я подарю тебе улыбку». Темой проекта стало формирование эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением слуха и социальной подготовки их к школе. Основной целью проекта является разработка системы игр-упражнений, которые будут способствовать успешному формированию эмоционального развития детей 6-7 лет с нарушением слуха и социальной подготовки их к школе.
Главным средством реализации педагогического проекта «Я подарю тебе улыбку» является комплексная система коррекционно-развивающих игр-упражнений по эмоциональному развитию детей 6-7 лет с нарушением слуха. По нашему мнению, использование игровой деятельности в формировании эмоциональной сферы и коррекции поведения можно качественно и в короткие сроки сформировать и скорректировать недостатки эмоционального развития данной категории детей. Система упражнений была разработана на основе игр-занятий авторов Минаевой В.М., Е.Г. Речицкой, Т.Ю. Кулигиной. Игры-упражнения в рамках проекта объединены в серию, организуются в рамках совместной деятельности в течение дня и в организованной образовательной деятельности, что позволит соблюдать принцип постоянности и системности. Использование игр Минаевой В.М. позволит сформировать навыки сотрудничества и коллективной деятельности у детей. Особенностью игр и упражнений автора Е.Г. Речицкой, Т.Ю. Кулигиной является то, что используются активно произведения детской художественной литературы, пословицы и поговорки, которые имеют непосредственное отношение к различным эмоциональным состояниям. Совместная деятельность педагога и детей направлена на умение адекватно воспринимать и различать эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей и причины его возникновения, сопереживать, передавать эмоциональные состояния вербальными (словесно) и невербальными (жестом, мимикой, пантомимой) средствами [4]. Дети учатся понимать художественные (литературные, изобразительные, музыкальные) произведения, оценивать поступки героев. При проведении занятий рекомендуется широко использовать музыкальное сопровождение, которое способствует лучшему пониманию эмоциональных состояний. Разработанная нами система коррекционных игр-упражнений направлена в целом на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения. Мониторинг реализации проекта «Я подарю тебе улыбку» предполагает 2 этапа: начальный и итоговый. На начальном этапе используются беседы с детьми, анкетирование родителей и педагогов, анализ продуктов предметно-продуктивной деятельности, изучение документации специалистов. В завершении проекта проводится углубленная диагностика эмоциональной сферы детей с нарушением слуха 6-7 лет. В результате реализации проекта предполагается повышение профессиональной квалификации педагогов, повышение образовательного уровня родителей, у детей будет наблюдаться полноценное развитие эмоциональной сферы, что позволит понимать состояние и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать, сформируется эмпатия, социальная чуткость. Всё это в дальнейшем поможет ему психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами (взрослыми и сверстниками) в школе.
ЛИТЕРАТУРА
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
- Электронный ресурс http://logoportal.ru/osobennosti-emotsionalnogo-razvitiya-detey-s-narusheniem-sluha/.html
- Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова – М.: ВЛАДОС, 2009.
- Речицкая, Е.Г., Кулигина, Т.Ю. Развитие эмоциональной сферы детей с нарушенным и сохранным слухом. Учебно-методическое пособие. Издание дополенное и переработанное -М.: 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование цветотерапии в коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР
В презентации описываются основные особенности детей с ЗПР, дается классификация ЗПР, диагностичнские признаки, этапы обследования детей с ЗПР, а также использование цветотерапии в психолого-педагогич...
Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в старшей группе на тему: «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»
На этой встрече мы помогаем детям с нарушением зрения, имеющим трудности в общении, приемам саморегуляции, умею управлять своим телом, владеть своими эмоциями....
"Игра-драматизация как средство коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточностью"
обощение опыта работы...
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...
Комплекс занятий, направленный на развитие и коррекцию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка — его взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Когда окружающие относятся к ребенку ласково, проявляют внимание, он испытывает эмоц...
Конспект занятия по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей в подготовительной к школе группе
Конспект занятия по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей в подготовительной к школе группе Методы и приемы: игровые упражнения, рел...
Мастер –класс на тему «Песочная терапия, как метод коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ, детей «группы риска»
Мастер-класс для педагогов...