Цикл психологических занятий с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе
план-конспект занятия по психологии

Трушникова Ольга Ивановна

Поступление детей в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

 

Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т.е. иметь мотивацию к обучению.

 

Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

 

В-третьих, ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цикл психологических занятий

с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе 

Актуальность темы.

Поступление детей в школу - чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и для его родителей. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.

Во-первых, ребенок должен хотеть идти в школу, т.е. иметь мотивацию к обучению.

Во-вторых, у него должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение.

В-третьих, ребенок должен быть здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. Он должен иметь адекватную самооценку и уровень притязаний.

И, самое главное: у ребенка должно быть соответствующее интеллектуальное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с классом.

Цель: формирование психологической и мотивационной готовности детей 6-7 лет к регулярному обучению в школе.

Задачи:

  1. Формирование учебных мотивов;
  2. Развитие зрительного анализа;
  3. Формирование предпосылок логического мышления;
  4. Развитие способностей принимать и понимать учебную задачу;
  5. Развитие произвольности регуляции деятельности и поведения;
  6. Формирование восприимчивости к обучающей помощи, мотивов учения;
  7. Развитие вербальной механической памяти; развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации; воображения; восприятия.
  8. Развивать познавательный интерес к школе, учебную мотивацию;
  9. Формировать универсальные учебные навыки (контроль, самоконтроль, работа в парах, подготовка своего рабочего места);
  10. Развитие способности осознавать, понимать и выражать эмоции вербально и невербально.

Цикл занятий предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, психогимнастические упражнения.

Программа состоит из 14 занятий, рассчитана на 2-3 месяца (вне зависимости от времени года).
Занятия – «уроки» вызывают у детей интерес, так как представляют для них новую форму работы: на них дети выполняют необычные задания, играют в подвижные игры, учатся думать, видеть, запоминать.
Большинство занятий не требует специального оборудования, демонстрационного и раздаточного материалов.  Необходимы: колокольчик, мяч, бумага формата А-4, набор предметных картинок, разрезные картинки, тетради в крупную клетку с полями, наборы цветных карандашей, простые мягкие карандаши, наборы счетных палочек, наборы геометрических фигур (по количеству детей).


Занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся один раз в неделю с подгруппой из 8-10 детей. В помещении должны быть столы для сидячей работы, а также достаточно места для проведения подвижных игр.

Группа детей: 8-10 человек, возраст 6-7 лет.

Прогнозируемый результат: повышение уровня мотивации к школьному обучению, снижение уровня тревожности.

Данная программа реализуется в 2017-2018 гг.

Задание «Шифровка» (у каждого ребенка - бланк с тестовым материалом и простой карандаш).

-У вас на листах нарисованы разные фигуры: треугольники, кружочки, квадратики, стрелки, флажки. Вам нужно, просматривая строчку за строчкой, в треугольнике ставить черточку, в кружочке - крестик, а во флажках - точку. В остальных фигурках ничего ставить не надо. Давайте повторим: что мы ставим в кружках? А во флажках? В треугольниках? Возьмите карандаши и потренируйтесь.

Образец выполнения задания дается на доске.

Игра «Будь внимателен»

- Перед вами чистый альбомный лист. Нарисуйте, пожалуйста, в центре листа треугольник, в правом верхнем углу - круг, в левом нижнем - квадрат, в правом нижнем - овал, а в левом верхнем - ромб.

Упражнение «Прятки с гласными звуками»

- А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы - хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «А». Попробуем? Начали: зима, огонь, стол, стул, цветок, ромашка, кофта, диван, гвоздь, барабан.

Беседа о правилах поведения в школе.

- Вы, наверное, знаете, что в школе есть уроки и перемены. На переменах дети разговаривают, бегают, кушают, ходят в туалет. А на уроках дети сидят тихо, не разговаривают между собой, слушают учительницу и делают то, что она говорит. Предлагаю вам игру. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопнете в ладоши, а если о том, что нельзя - потопаете ногами.

Игра «Хлопаем-топаем»

Слушать учительницу?

Разговаривать с соседом по парте?

Вставать и ходить по классу?

Писать в тетрадях буквы?

Рисовать в тетрадях машинки?

Есть конфеты?

Рисовать на страницах учебника?

Отвечать на вопросы учительницы?

Игра «Выложи из счетных палочек».

Детям предлагается сложить треугольник, квадрат и прямоугольник, а затем посчитать, сколько палочек понадобилось для каждой фигуры. Следует обратить внимание детей на отличия квадрата от треугольника и прямоугольника от квадрата


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл развивающих занятий с детьми подготовительной группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение \'\'Детский садобщеразвивающего вида с приоритетным осуществлением    деятельности похудожественно- эстетическому напра...

Цикл логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Тема: Отработка лексико-грамматических категорий по теме "Посуда"  с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР...

Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов "ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"

Цель этих занятий - формировать психологическую и мотивационную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе. На этих занятиях дети овладевают основными универсальными учебными навыками будущего школьн...

Цикл психологических занятий для родителей «Психолого-педагогическое сопровождение формирования педагогической культуры родителей как условие эмоционального развития детей дошкольного возраста»

Психологические игры по формированию коммуникативной компетентности; психогигиенические игры по преодолению семейных конфликтов; аутотренинги по овладению навыками быстрого устранения агрессивного пов...

Цикл психологических занятий

Цикл психологических занятий по коррекции страхов, снижению тревожностит и агрессии у воспитанников....

Конспект психологического занятия с детьми подготовительной группы «Готовимся к школе»

Цель занятия: развитие пространственных представлений детей при  подготовке к школе....

Программа подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с тревожными детьми; ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 лет) «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими. Ребенок, который мало о...