Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов "ОТСМ-ТРИЗ-РТВ"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Цель этих занятий - формировать психологическую и мотивационную готовность детей 6-7 лет к обучению в школе. На этих занятиях дети овладевают основными универсальными учебными навыками будущего школьника - осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, решать проблемные ситуации, работать в парах, овладевать навыками самоконтроля. На занятиях используются релаксационные техники, упражнения на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы, а также игры на развитие психических процессов и мелкой и крупной моторики. Занятия проводятся по подгруппам. Длительность занятий примерно 40 минут, но дети не устают, а иногда просят продолжения т.к. структура занятия выстроена так, что все проходит динамично и интересно. Попробуйте и ваши дети вам скажут спасибо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsikl_zanyatiy_dlya_raboty_pedagoga.docx | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ».
Цель: формирование психологической и мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи:
- Формирование учебных мотивов;
- Развитие зрительного анализа;
- Формирование предпосылок логического мышления;
- Развитие способностей принимать и понимать учебную задачу;
- Развитие произвольности регуляции деятельности и поведения;
- Формирование восприимчивости к обучающей помощи, мотивов учения;
- Развитие вербальной механической памяти; развитие мелкой моторики; зрительно-моторной координации; воображения; восприятия.
- Развивать познавательный интерес к школе, учебную мотивацию;
- Формировать универсальные учебные навыки (контроль, самоконтроль, работа в парах, подготовка своего рабочего места);
- Развитие способности осознавать, понимать и выражать эмоции вербально и невербально.
Цикл занятий предусматривает формирование и развитие учебно-важных качеств личности дошкольника 6-7 лет, включает развивающие игры, упражнения, психогимнастические упражнения.
Занятие 1
Пароль игра «Кто знает, пусть продолжает»
Цель: упражнять в классификации живой природы.
Ход: Педагог называет обобщающее слово, а дети слова относящиеся к данному значению.
Например: насекомые это……… (муха, жук и т.д)
Рыбы это………
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке»
Цель: развивать чувство группового единства, настрой на предстоящую работу.
Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка из серии «Хромотерапия» №2 (зеленый-здоровье).
Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Включается музыкальное сопровождение. Я приглашаю вас в путешествие на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из мягких подушек. Почувствуйте, как вы хорошо расположились на этой большой облачной подушке. Путешествие начинается (дети накрываются покрывалом). Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Ветер овевает ваше лицо. Здесь, высоко в небе все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас в волшебную страну, где вам будет интересно. Постарайтесь мысленно увидеть эту страну как можно более подробно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти, что-то чудесное и волшебное… (30 секунд). На счет «три» открываем глаза.
Игра «Представление»
Цель: способствовать гармонизации осознания ребенком своего имени.
Ход игры: Игра проводится с мягким мячиком. Ведущий приветствует детей собравшихся на занятие и предлагает всем представиться. Один ребенок называет свое имя, а все остальные придумывают как можно ласково назвать. Например: «Меня зовут Юля». Дети хором – Юленька.
Игра «Что я люблю»
Цель: раскрепощение участников, частичное снятие защитных барьеров.
Ход игры: Игра проводится в кругу с мягким мячиком. Детям предлагается ответить на несколько вопросов. Первый: какое моё самое любимое занятие. Затем – любимая игрушка, любимое лакомство.
Физкультминутка :
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Энергичные движения плечами.
Стоп! Сели.
Травушку покушали
Тишину послушали.
Приседание.
Выше. Выше. Высоко.
Прыгай на носках легко!
Работа за столами. Задания на листочках см. приложение 1.
Цель: развитие логического мышления
«Рисование бус»
Цель: выявить объем условий, который ребенок может удерживать в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Инструкция: «Нарисуй 5 кругов первый и четвертый раскрась в зеленый, а остальные круги в любой другой цвет».
Работа в парах. А сейчас соседи обменяйтесь своими работами и проверьте правильность выполнения.
Игра «Изобрази явление» (1 часть)
Цель: развитие эмоционально-выразительных движений.
Педагог вместе с детьми перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, идет дождь, появляются лужи.
Педагог показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» - дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» - покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» - выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет дождь» - выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» - смыкает руки в кольцо перед собой.
Детям предлагается повторить и запомнить показанные движения.
Игра «Изобрази явление» (2 часть)
Цель: стимуляция внимания, развития умения быстро и точно реагировать на сигнал, совершенствование выразительных движений.
Звучит спокойная музыка, дети движутся по кругу или танцуют хаотично по комнате. Как только музыка прекращается, дети останавливаются, слушают, какое явление назовет педагог, и выполняют соответствующее движение.
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке»
Цель: развивать чувство группового единства, релаксация.
Ход упражнения: (дети садятся на ковер). Звучит релаксационная музыка из серии «Хромотерапия» №2 (зеленый-здоровье).
Вы прекрасно справились со всеми заданиями, но а сейчас нам предстоит дорога обратно. Сядьте удобно. Три раза глубоко вздохните и выдохните. Я приглашаю вас в обратный путь на облаке. Представьте, что вы сели на белое пушистое облако. Теперь вы снова на своем облаке и оно везет вас назад. Ваше облако медленно поднимается в синее небо, снова ветер овевает лицо. Здесь высоко в небе все спокойно и тихо (1 секунд) облако опускается медленно и тает в воздухе. На счет три откройте глаза. Встаем, потянитесь, выпрямитесь.
Рефлексия.
Занятие 2
Пароль «Назови признак объекта»
Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».
Сегодня пароль на наше занятие игра «Назови признак объекта». Я показываю вам объект и карточку со значком признака, вы отвечаете полным ответом. Например: игрушка по признаку влажности сухая.
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Игра «Добрые волшебники».
Цель: настроить детей на работу, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребенка от других.
Игра начинается с того, что дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»
Взрослый выбирает непопулярных детей, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
По очереди подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
Игра «Магазин» с блоками Дьенеша.
Цель: Учить детей находить объект по описанию, используя модель «Объект – имя признака - значение имени признака».
Педагог описывает один из блоков по свойствам, а ребенок по описанию должен найти этот блок. Например: «Найди, пожалуйста, красный, толстый, прямоугольный, маленький блок». Дети по очереди отыскивают блоки по описанию, и в конце игры подсчитывается количество блоков у каждого, победил тот, у кого блоков больше. Если ребенок не справляется с поставленной задачей, то ход переходит соседу справа и т.д., пока задание не будет выполнено.
Физкультминутка (см. Занятие №1)
Работа за столами
Игра «4 лишний»
Цель: формировать умственные действия классификации и обобщения на слух.
- Старый, дряхлый, маленький, ветхий
- Храбрый, злой, смелый, отважный
- Час, минута, лето, секунда
- Книга, телевизор, радио, магнитофон
- Автобус, дом, самолет, корабль
- Картошка, капуста, кастрюля, яблоко
- Мальчик, девочка, мама, бабушка
- Нога, ботинки, валенки, тапочки
Упражнение « Продолжи ряд» (см. Приложение 4)
Цель: Развивать логическое мышление (систематизация)
Игра «Стоп, один! Стоп, два!»
Цель: развиваем внимание
Вы можете бегать по комнате до тех пор, пока я не скажу «Стоп!» и не назову какое-нибудь число, например, «один». Тогда вы должны стать так, чтобы касаться пола только одной частью тела. Как вы это сделали? Может ли кто-нибудь показать мне, как бы он стоял?..
Если я крикну «Стоп, два!», вы должны коснуться пола двумя частями тела. Может мне кто-нибудь показать, как бы он дотронулся до пола?..
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 3
Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант)
Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.
Педагог показывает какой-либо объект и предлагает детям найти в комнате похожий, по какому либо признаку (цвет, форма, материал, форма и т.д.) объект
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Игра «Волшебные очки»
Цель: настроить на работу; снять барьеры, отгораживающие ребенка от других.
Взрослый приносит в группу коробочку с сюрпризом и торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее, что человек прячет иногда от всех. Вот я сейчас примерю эти очки… Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то красивое платье и пр.). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.
Упражнение «Ошибка в книжках»
Цель: развивать внимание.
Шурочка Ряба, Золотая Рубка, Шар-птица, Гусли-лебеди, Полк и семеро козлят, Кособок, Кошечка - Хаврошечка, Киса и Журасль, Смоляной Бачок, Красная Тапочка, Крот в сапогах, Гадкий утенок, Кусалочка, Нежная королева, Серая лейка, Сивка Мурка, Федорино море, Маленький цветочек.
Игра «Логические кубики – кондитерская фабрика» (игры с блоками Дьенеша)
Цель: развивать логическое мышление.
«Передо мной лежат коробки, как вы думаете, что должно лежать в этих коробках (конфеты). Мы с вами сегодня будем кондитерами и для того, чтобы подобрать в наши коробки конфеты нам помогут наши блоки и логические кубики». Дети по очереди подбрасывают кубики и по выбранным свойствам подбираем подходящий блок.
Работа за столами
Упражнения, облегчающие написание букв.
Цель: развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Упражнение 1
Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежит 10-15 счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение «Продолжи узор» (см. приложение № 39)
Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Игра «Стоп, один! Стоп, два!» (см. Занятие №2)
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 4
Пароль: игра «Найди похожий» (1 вариант) (см. Занятие 3)
Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Игра «Я дружу с …»
Цель: снятие барьеров, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Водящий педагог, который произносит слова «Я дружу с …», а дальше описывает внешность одного из детей. Ребенку нужно узнать себя, быстро подбежать к водящему, пожать руку и сказать «Привет!» Далее водит он.
Упражнение «Отгадай словечко по его определению»
Цель: развитие кругозора, внимательности.
- Вязаные, кожаные, рабочие, теплые, ежовые (рукавицы)
- Резиновые, лайковые, вязаные, хирургические, боксерские (перчатки)
- Белый, черный, пышный, румяный, свежий, черствый, ржаной, пшеничный (хлеб)
- Воздушный, земной, елочный, бильярдный (шар)
- Червивое, зеленое, красное, наливное, сладкое (яблоко)
- Дневной, ночной, детский, обувной, взбитый, массажный (крем)
- Первый, последний, дверной, школьный, телефонный (звонок)
- Золотой, речной, сахарный, морской (песок)
- Пшеничное, кукурузное, футбольное (поле)
- Солнечные, электронные, настенные, ручные (часы)
- Белая, серая, летучая, полевая, компьютерная (мышь)
Физминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь»
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели – встали, сели-встали
И на месте побежали.
Игра «Логические кубики – садовник» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие 3
Цель: развивать логическое мышление.
Упражнение «Выкладывание из спичек» (См. Приложение 35)
Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.
Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из спичек.
«Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми спички и выложи точно такой же узор (дом). При выкладывание будь внимателен. Приступай к работе».
Подвижная игра «Запретное число»
Цель: развивать внимание и память.
Играющие стоят по кругу. Выбирается цифра, которую нельзя произносить, вместо ее произнесения играющий хлопает в ладоши. Например, запретный номер 5. Начинается игра, когда первый ребенок скажет: «Один», следующий продолжает счет и так до пяти. Пятый ребенок молча хлопает в ладоши пять раз. Шестой говорит: «Шесть» и т.д. Тот кто ошибается выходит из игры. Игра постепенно усложняется если дети справляются с одним запретным числом, ведущий назначает 2 или 3 запретных числа. Игра продолжается пока в игре не останутся 1-2 ребенка.
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 5
Пароль: игра «Найди похожий» (2 вариант)
Цель: учить детей находить объекты в окружающем мире через восприятие их признаков и свойств; развивать наблюдательность, мышление.
Детям предлагают найти в комнате два похожих объекта и доказать их сходства по признакам (материал, цвет, место и т.д)
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Упражнение «Комплименты» (игра с мячом)
Цель: снятие барьеров, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-то хорошее.
Игра :Цепочка» (игры с блоками Дьенеша)
Цель: развивать логическое мышление
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы.
б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру и форме, по толщине и т.д)
в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Психогимнастическое упражнение «Шалтай-Болтай»
Цель: мышечное расслабление
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
Работа за столом
Задание: «Вербальные аналогии»
Цель: развитие интеллектуальных способностей, логических абстракций.
Психолог называет слова связанные логическими аналогиями, задача ребенка подобрать подходящую аналогию по примеру предложенной парочки.
День – ночь (солнце - ?)
Летчик – шофер (самолет - ?)
Снег – лед (лыжи -?)
Бидон – чайник (молоко - ?)
Топор – коса (дрова -?)
Упражнение «Графический диктант»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики.
Дети по речевой инструкции рисуют узор, а потом его продолжают.
Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо и т.д. после дети продолжают узор.
Игра «Назови соседей»
Цель: развитие координации, мышления.
Педагог берет мяч и бросает каждому ребенку, по очереди называя число от 1 до 10, пойманный мяч должен назвать «соседей» названного числа (на 1 больше, на 1 меньше). Тот кто ошибся выбывает из игры.
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 6
Пароль «Опиши объект по признакам»
Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».
Сегодня пароль на наше занятие игра «Опиши объект по признакам». Я показываю вам объект, а вы вспоминаете значки признаков и находите этот признак у данного объекта. Например: игрушка по признаку влажности сухая.
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Упражнение «Давайте поздороваемся»
Цель: расширить знания детей о невербальных средствах общения, создать положительный эмоциональный настрой на занятие.
Педагог спрашивает у детей как можно поздороваться друг с другом. Дети отвечают. Если называются только словесные формы приветствия, педагог сам приводит примеры невербальных форм приветствия. Детям предлагается поздороваться друг с другом без слов. Упражнение проделывает каждый ребенок.
Упражнение «Оцени ситуацию»
Цель: ознакомить детей с правилами школьной жизни.
Для первого задания вам каждому нужен один зеленый, один красный круг, они для вас приготовлены на этом подносе. Возьмите. Я вам читаю правила школьной жизни. Ваша задача ответить на вопрос по принципу «светофора». Если вы считаете этот поступок правильным, поднимите зеленый круг, если не согласны, то красный круг (дети сами готовят себе рабочее место).
- Сережа на уроке все время разговаривал со свои другом.
- Катя внимательно слушала свою учительницу.
- Лена поделилась карандашами с Наташей, которая забыла пенал.
- Кирилл во время уроков ответы выкрикивал с места.
- Если учитель не спрашивала Сашу, он обижался.
- Увидев, что пример сложный, Коля не стал даже пробовать его решать.
- Аня поднимала руку, чтобы ответить на вопрос учителя.
- Рома на перемени помог учителю приготовить класс к уроку.
- Дима на перемене громко кричал в коридоре.
Игра «Подскажи словечко» (антонимы и прилагательные)
Цель: развивать внимание, обогащение словарного запаса.
- Волк злой, а бабушка (какая?)….добрая
- Доска шершавая, а камень (какой?) …гладкий
- Дедушка старый, а папа (какой?)…молодой
- Кирпич тяжелый, а перышко (какое?) …легкое
- Если дом сделан из кирпича, то он (какой?) … кирпичный
- Шапку сшили из меха, значит, она (какая?)…. Меховая.
- Днем светло, а ночью…темно.
- Летом жарко, а зимой…холодно.
Игра: «Второй ряд»
Цель: развивать логическое мышление.
Педагог выкладывает в ряд 6-8 (по количеству детей) фигур. Детям предлагается построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера; такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.
Физкультминутка «Первоклассник»
Как придет желанный час Круговое движение правой рукой
«циферблат»
Мы пойдем все в первый класс Бодро шагают на месте
Всем о школе мы расскажем Качают головой, руки на пояс
Будем мы держать в порядке Руки «полочкой» перед собой
Книжки, прописи, тетрадки 3 раза на каждое слово развести прямые
руки перед собой
Все домашние заданья Сложить руки над головой «домиком»
Выполним мы точно в срок Постучать пальчиком по запястью-«часам»
И всегда без опозданья Бодро шагают на месте
Приходить всем на урок Руки «полочкой» перед собой
В школе должен научиться
Я считать, читать, писать 3 раза поднять правую руку с «полочки»
Там нельзя будет лениться Погрозить пальчиком
Нужно делать все на «пять» Ритмично хлопать, показать ладошкой
«пятерку»
Задание «Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет» (обобщение, классификация (см. Приложение 5)
Цель: развивать мышление (классификация, обобщение)
Упражнения, облегчающие написание букв.
Цель: развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму.
Упражнение 1
Ладошки лежат на столе. Дети поднимают пальцы по одному сначала на одной руке, затем на другой. Повторяют это упражнение в обратном порядке.
Упражнение 2
Ладошки лежат на парте. Дети поочередно поднимают пальцы сразу на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнение 3
На столе лежит 10-15 счетных палочек. Одной рукой надо собрать их в кулак, беря по одной штуке, затем также по одной положить на стол (выполнять, не помогая второй рукой).
Упражнение «Продолжи узор» (см. приложение № 39)
Цель: развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики, подготовка руки к письму.
Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко»
Цель: обучать детей произвольному выражению различных эмоциональных состояний.
Дети садятся в круг и складывают ладони так, чтобы в них можно было спрятать маленький предмет. Ведущий обходит всех, делает вид, что прячет у каждого колечко, а на самом деле оставляет только у одного участника игры. Задача водящего по выражению лица угадать, в чьих ладонях ведущий спрятал предмет. Если будет отгадан тот, у кого колечко, он – водит. Дети мимикой и позой стараются ввести в заблуждение водящего.
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 7
Пароль: «Найди объект по заданному признаку»
Цель: Совершенствовать умение детей использовать на практике умение работать с моделью «Объект – имя признака – значение имени признака».
Я называю значение имени признака, а вы находите объект в кабинете, подходящий под этот признак. Например: по цвету синий.
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Упражнение «Царевна – Несмеяна»
Цель: настроить на позитив, разрушение защитных барьеров.
Взрослый рассказывает сказку про Царевну – Несмеяну и предлагает детям поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной, которая все время грустит и плачет, а остальные по очереди будут подходить к ней и стараться ее рассмешить. Царевна же из всех сил старается не засмеяться. Выигрывает тот, кто сумеет все- таки вызвать у нее улыбку или смех.
В качестве Царевны - Несмеяны выбирается отвергаемый, необщительный ребенок (лучше девочка), а остальные стараются рассмешить всеми силами.
Упражнение «Школа и настроение» (с мягким мячиком)
Цель: продолжать знакомить детей с разными эмоциями и передавать их, используя мимику; определить уровень мотивационной готовности.
«Давайте вспомним с помощью пиктограмм, какие чувства может испытывать человек. Я показываю пиктограмму, а вы изобразите это чувство на своем лице. А с каким чувством вы пойдете в школу, изобразите на своем лице это чувство и почему, объясни» (дети передают мячик по кругу и выполняют задание).
Упражнение «Разложи по группам» (работа с блоками Дьенеша)
Цель: развивать логическое мышление.
«Разложи фигуры на группы так, чтобы в каждой группе были чем-то похожие. Чем похожи фигуры в этой группе?» Каждый ребенок берет несколько блоков и создает группу по схожим признакам.
Физминутка см. Занятие №6
Работа с листочками см. Приложение №6,7
Цель: развивать мышление
Игра «Земля, вода, огонь, воздух»
Цель: развитие внимания, произвольности, мышления.
Дети становятся в круг. Ведущий бросает мяч поочередно каждому ребенку и говорит «Земля» или «Вода» и ребенок должен сказать название животного или рыбы, или птицы, если назовут «Воздух» При слове «Огонь» ребенок должен повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Выбирается победитель.
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 8
Пароль: «К какому классу относится?»
Цель: закреплять умения детей работать с моделью мира; развивать мышление, умение классифицировать.
Перед вами «Модель мира», мы с вами будем называть объекты относящиеся к рукотворному миру к классу: посуда, игрушки, одежда и т.д
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Игра «Конкурс хвастунов»
Цель: снять барьеры в общение, настроить на занятие.
Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет: «Сегодня мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом справа. Ведь это так приятно и почетно иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Выиграет тот, кто лучше похвалиться, кто найдет в своем соседе больше достоинств». Выбирается победитель.
Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша)
Цель: развиваем мышление.
На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать:
- внутри синего обруча;
- внутри обоих обручей;
- внутри синего, но вне красного;
- вне синего и красного обручей;
- внутри красного обруча;
- вне красного обруча;
- внутри красного, но вне синего.
Затем дети по очереди располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча были все красные.
Вопросы:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Физминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик – чик.
Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз – два, раз – два,
Заниматься нам пора!
Работа за столами.
Задания на листочках см. Приложение №8
Цель: развивать мышление
Подвижная игра «Телефон – факс»
Цель: учить осознавать свои тактильные ощущения.
«Кто из вас хотя бы раз видел, как приходит факс?.... Я хочу вам показать, как наша группа может превратиться в телефон – факс. Стоя в цепочки друг за другом, каждый из вас смотрит на спину того, кто стоит впереди. Я рисую что-нибудь пальцем на спине ребенка, стоящего в конце цепочки, а он пытается понять, что было нарисовано, затем рисует тоже самое на спине того, кто стоит перед ним. И так картинка передается все дальше и дальше. Ребенок, стоящий впереди всех, рисует ее на доске. Начинаем прямо сейчас…»
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 9
Пароль: «К какому классу относится?»
Цель: закреплять умения детей работать с моделью мира; развивать мышление, умение классифицировать.
Перед вами «Модель мира», мы с вами будем называть объекты относящиеся к природному миру к классу: животные, растения и т.д
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Упражнение «Свеча»
Цель: настроить на занятие, снять барьеры, раскрепостить участников.
Дети по кругу передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания. Передача свечи сопровождается релаксационной музыкой из серии «Хромотерапия».
Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие №8
Работа за столами.
Отгадывание загадок (дети стоят вокруг стола со школьными принадлежностями)
Цель: развивать мышление и кругозор.
- В школьной сумке я лежу.
Как ты учишься, скажу. (дневник)
- Я большой, я ученик
В ранце у меня….. (дневник)
- Должен каждый ученик
в школу брать с собой …..
- Как успевает ученик
Расскажет все о нем дневник.
- На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно я…. (пенал)
- Стоит дом кто в него войдет
Тот ум приобретет (школа)
- Чтобы было где писать
В школе нам нужна…. Тетрадь
- Новый дом несут в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель и учебники)
- Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно……. карандаш
Работа на листочках см. Приложение №9
Игра «Дотронься до…»
Все играющие одеты по - разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до…синего!» Все должны быстро отыскать у участников игры, что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета постоянно меняются, кто не успел - водит.
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
Занятие 10
Пароль упражнение «Как можно использовать
Цель: развивать воображение, творческое мышление.
Ведущий называет какой-нибудь предмет и предлагает детям сказать, как его можно использовать. Пример: газета – читать, писать, построить кораблик, постелить на стол или пол, зажечь костер, завернуть что – нибудь в газету и т.д.
Ритуал входа в волшебную страну Знаний «Путешествие на облаке» (см занятие №1)
Упражнение «Приветствие»
Цель: снятие барьеров, настрой на занятие.
«Привет всем у кого есть сестры, косички, кто сегодня ел конфету, кто сегодня хорошо себя вел, а кто плохо, у кого светлые волосы и т.д. и т.п.» Дети вместо ответа «да» говорят «привет».
Упражнение «Что означает это слово?»
Цель: развивать мышление, связную речь.
«Перед вами нарисованные предметы. Представьте себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов (можно посадить игрушку и рассказать ей). Постарайтесь объяснить ему значение каждого слова. Например: сапоги - непромокаемая обувь, чтобы ходить по воде и по грязи.
Игра «Два обруча» (игры с блоками Дьенеша) см. Занятие №8
Работа за столами
Упражнение «Портфель школьника» (работа возле стола, дети стоят вокруг)
Цель: развивать внимание, расширить кругозор.
«Скажите, а у вас было такое что вы или ваши знакомые, родные забывали, путали, куда-то опаздывали (ответы детей). Хорошо или плохо быть, рассеянным, невнимательным?. Посмотрите, у меня в руках два портфеля, один собирал внимательный ученик, другой рассеянный, давайте определим, кто какой портфель собирал» (дети рассматривают содержимое и определяют). Дети делятся на две команды, и собирают портфель внимательного ученик, а после команды друг у друга проверяют.
Задания на листочках См. Приложение №9
Подвижная игра «Запретное число»
Ритуал выхода из волшебной страны Знаний «Путешествие на облаке» (см. Занятие 1)
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"
Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....
Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
Сообщение из опыта работы педагога-психолога на тему: «Развитие навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста с ОВЗ с использованием кинезиологических упражнений»
Актуальность. Формирование регулятивной функции поведения в процессе осуществления познавательного развития детей с ОВЗ в настоящее время определяется тем, что с каждым годом увеличивается ...
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми
Применение информационно-коммуникационных технологий на коррекционно-развивающих занятиях в работе педагога-психолога с детьми...
Слаженная работа педагога-психолога, воспитателей подготовительных групп и родителей - залог высоких показателей готовности к школе.
Методическая разработака на основе полученных результатов диагностики на готовность к школе...
Цикл занятий для работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет с использованием методов «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ».
Цикл занятийдля работы педагога-психолога с детьми 6-7 лет по подготовке их к школе с использованием методов «ОТСМ – ТРИЗ – РТВ». (общая теория сильного мышления (ОТ...
Многофункциональное занятие в работе педагога-психолога с детьми ОВЗ
Сейчас в образовательных учреждениях стало больше детей ОВЗ. И задача педагогов и специалистов развивать детей максимально , чтобы развить весь потенциал, который заложен в ребенке и что о...