Статья "Использование элементов сказкотерапии в работе воспитателя"
статья по психологии
Что такое сказкотерапия?Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Сказкотерапию – как метод, использующий сказочную форму для развития личности ребёнка, его творческих способностей, его нравственных представлений, для развития речи. Это хороший способ найти своё собственное решение жизненных проблем.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование элементов сказкотерапии в работе воспитателя».
(Августовская конференция)
Воспитатель МБДОУ «Бобровский детский сад №3 «Солнышко»:
Филимонова Ирина Николаевна
2021г
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
При выборе темы по самообразованию, передо мной встала проблема: как же мне сформировать у воспитанников ценностное отношение к жизни, которое обеспечивало бы гармоничное и устойчивое развитие личности. Ещё я заметила, что дети проще усваивают материал, если я преподношу его в форме сказки.
Именно поэтому у меня возникло желание использовать в своей работе сказкотерапию – как метод, использующий сказочную форму для развития личности ребёнка, его творческих способностей, его нравственных представлений, для развития речи. Это хороший способ найти своё собственное решение жизненных проблем.
В настоящее время мы являемся свидетелями новых, совершенно неординарных социально-психологических явлений. Человечество раньше не сталкивалось с тем, с чем мы сталкиваемся сейчас. Это быстрое развитие технологий, информационный шум, проблемы, вирусы. И это на нас сильно давит. У некоторых из нас возникает ощущение урагана и порой кажется, что этот ураган унесёт нас, как домик Элли из Канзаса. Нам хочется задержаться, укрепиться, остановиться.
Получается, что человечеству необходимо стало укреплять свои корни, а корни – это род, родовая память, родовые ремёсла и конечно же сказки.
Обратите внимание, что за последнее время, 15-30 лет, стали необычайно востребованы этно- и эко-туризм. Возникает потребность в родовых технологиях, ремёслах: например у нас в городе открылся «Дом ремёсел» и люди с удовольствием раскрашивают посуду, занимаются гончарным ремеслом, ткацким ремеслом, войлоковалянием, рисуют картины и самое древнее – сказкосказание. Это всё возвращает к нашей родовой, генетической памяти, которая у нас есть и говорит нам, что «Чтобы не случилось, всё будет хорошо!» А нам сейчас так хочется этого, чтобы всё было как в сказке.
Кроме того, что родовые ремёсла укрепляют стержень жизни человека, они ещё способны порождать творческую активность, а творческая активность высвобождает огромные жизненные силы, резервы организма.
Почему именно сказка?
Во-первых – сказка в качестве мощнейшего психологического инструмента обладает многими чрезвычайными возможностями. Сказка связана с мощными ресурсами бессознательного за счёт своей архитипичности.
Сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребёнка, процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Сказка даёт нам понять, что мир природы живой, одухотворённый. Сказка учит нас обращаться с миром природы с уважением и любовью.
Сказка учит, что мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые плохо заканчивают свою историю. Сказка формирует образ Положительного Героя, как доброго, умного, сильного, верного своему слову. Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и обязательно помощь друзей.
В основу сказкотерапии положена врачующая способность сказки.
Среди нас нет людей, которые не слышали бы сказку, которые не слышали бы сказки своего народа. И вот такой человек на бессознательном уровне усваивает ценности своего народа.
Если мы, если наши детки будут читать много сказок, то мы не только себя улучшим, мы и внутреннее пространство вокруг себя сделаем светлее.
Как сделать так, чтобы ребёнок услышал в сказке наставление и сам самостоятельно приобретал знания?
На занятиях надо проговаривать о том, что герою сказки выпадает испытание, а все испытания даются не зря. Если ты сможешь преодолеть испытания, то в конце тебя ждёт чудо. После любого испытания ты «Вырастаешь».
Мы часто слышим, как говорят родители своим деткам: «У тебя всё будет хорошо!» И сказка нас учит: что безвыходных ситуаций не бывает, выход всегда есть, надо только его поискать.
- Тебе будут даваться испытания в жизни, обязательно пройди их достойно, если ты пройдёшь их достойно, будешь жить с миром в душе, то возможно у тебя будет такое же чудо, как например у Золушки.
Когда в сказке есть какая-то проблема, то мы обязательно должны перекинуть мостик в реальную жизнь и посмотреть, а у нас так бывает? А что же будет, если и мы так поступим?
Например: - «Поехали батюшка с матушкой в город и деткам своим наказ дают».
- А вам ребята дают родители наказ?
- Да!
- А какой наказ дают?
- Не подходить к чужой собаке. Не открывать двери незнакомым людям. Не трогать розетку…
- А вы всегда наказ выполняете в точности?
- Нет!
- А что может случиться, если вы подойдёте к собаке? Или ….?
И мы можем видеть по сказке (например, «Гуси-Лебеди»), что же будет если не выполнить родительский наказ. Получается, что надо брать проблемную ситуацию и рассматривать, проговаривать с детьми.
Оказывается и у нас такая ситуация бывает в жизни.
Получается, сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. И главное в работе с детьми – это взрослый всё время должен детей спрашивать и естественно, сам рассказывать, а «чему же нас учит сказка, данная ситуация?»
Например: сказка «Морозко» - мы видим великого, новогоднего волшебника, Деда Мороза. А как он переживает за ёлочку:
- Что же я её снежком то не укрыл?
Берёт волшебный посох и всё исправляет.
Следующий пример, сказка «12 месяцев». Спросим у детей:
- Почему братья месяцы решили дать девочке подснежники?
Дети отвечают:
- Ну, потому что она хорошая, добрая, её стало жалко, её обижает мачиха…
И вот здесь следует зачитать детям цитату из сказки:
- Ведь месяцы сказали про девочку: «В лес придёт ни одну веточку не сломает!»
И вот тогда заходит в душу ребёнка понимание, что природа смотрит на тебя и радуется от того, что ты бережно к ней относишься. И в следующий раз ребёнок подумает, а стоит ли ломать веточку у дерева? Или он захочет быть таким же добрым и внимательным, как та девочка из сказки. И возможно в его жизни тоже будет какое –то волшебство в благодарность.
Процитирую слова Альберта Эйнштейна: «Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если хотите, чтобы они были ещё умней, читайте им ещё больше сказок».
Но сказку мало прочитать, по ней надо работать, сказку надо проговаривать. Постоянно надо останавливаться на некоторых моментах, которые учат нас чему-то, и проговаривать их, эти моменты с детьми. Чтобы ребёнок осознал, где правильное поведение или поступок, а где нет.
И вот эти моменты и называют сказкотерапевтическими. Они в себя включают:
- Объективизацию ситуации.
Давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Возьмём момент, когда Лиса выгнала Зайку.
- Идёт Зайчик по дорожке грустный, плачет.
- Ребята, как было Зайчику?
- Грустно, больно, обидно.
Теперь надо перенести ситуацию в реальную жизнь:
- А ведь так бывает, что позовёшь дружочка в игру, а он придёт и потом тебя из игры и выгонит. Это будет очень обидно, грустно? Вам будет тогда больно? Позовёте вы в следующий раз своего дружочка, который вас выгнал из игры?
- Нет! – говорят дети.
2. Рассмотрение ситуации с противоположных сторон.
- Рассмотрим эту ситуацию с другой стороны. Если вы придёте в игру, и вдруг дружочек на вас обидится, уйдёт, больше не захочет с вами играть. Подумайте. Вы выгоняете дружочка из игры?
Дети, конечно же, скажут, что «Нет!»
Скажем по-другому:
- Посмотрите, если вы выгнали дружочка из игры – ему больно, обидно будет?
- Да! Конечно!
- Ребята, хотели бы вы подружиться с Лисой из этой сказки?
- Нет!
- Ребята, а если вы выгоните дружочка из игры, то с вами захотят дружить другие дети?
- Конечно, же, нет!
- Почему собаки рассердились на Лису? Потому, что когда кому-то больно или обидно, надо заступиться за него обязательно.
Необходимо рассмотреть ситуацию и со стороны зайца и со стороны лисы. Мы задаём вопросы, размышляем, рассуждаем, и педагог делает 3. мини-вывод по этой ситуации, а в конце главную мысль сказки.
- Если тебе грустно или больно, у тебя обязательно найдутся сказочные помощники. Смотри внимательно и знай, кого взять в друзья!
- Если вы зовёте дружочка в игру, обязательно посмотрите, а того ли дружочка вы зовёте? Не выгонит ли он вас? А если вас позвали играть, то постарайтесь сделать так, чтобы вашему дружочку было хорошо, и чтобы не ушёл от вас. А то пойдёт по сказочной дорожке и обязательно найдёт себе сказочного помощника (мама, соседка…). И вы тогда потеряете своего друга.
Вот так, перенося в реальную жизнь сказочные моменты, дети начинают понимать смысл сказки.
Параллельно применяются психопрофилактические методы: мимика, выражение эмоций, выразительные движения.
Например, когда показываем, какой сердитый волк или как рассердились собаки: - «Ох, и рассердился волк!» Топнул ножкой, брови сдвинул, руки в боки, кулачки сжимаем, оскал, зубы показываем, голос меняем. Мимика меняется в этот момент.
Проигрывая эмоциональное состояние героев сказки, ребёнок обучается азбуке выражения эмоций – выразительным движениям.
Когда ребёнок проник в сказку и показывает сам эти эмоции, он начинает понимать свои эмоции.
В своей группе я учитывала возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста и считаю, что актуальнее будет использовать такие формы работы, как: чтение и анализ сказки, её пересказ, инсценирование с проживанием эмоций героев и в конце иллюстрирование персонажей, используя любые подручные средства: геометрические фигуры, пластилин, конструкторы. Очень хорошо подойдут развивающие игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...
Использование режиссёрской игры с элементами сказкотерапии в работе педагога-психолога с детьми.
Педагогу-психологу в своей деятельности часто приходится совмещать различные методики и их элементы. Подбирая наиболее оптимальный вариант взаимодействия с ребёнком, отталкиваясь от поставленных специ...
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
ОПЫТ РАБОТЫ Тема: Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 24 «Радуга» городаБудённовска и Будённовского района» ОПЫТ РАБОТЫТема: ...
Мастер- класс. « Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста».
Методические рекомендации позволяют воспитателям и учителям ненавязчиво и с интересом для детей проводить нравственные беседы, используя сюжеты сказок, получают возможность заниматься коррекцион...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Опыт работы на тему: "Использование элементов сказкотерапии в работе учителя-логопеда
Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в этой работе с детьми- логопатами, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу р...