Психологический комфорт и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
материал по психологии

Психологичский комфорт и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Психологический комфорт и индивидуализация

предметно-пространственной среды в ДОУ»

1 слайд

Современная экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на детей. Подтверждением тому является увеличение количества детей с нарушениями психоэмоционального развития, агрессивные, тревожные, замкнутые, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе.  

Поэтому особое значение приобретает проблема обеспечения эмоционального благополучия детей. Для решения данной проблемы мы постарались создать соответствующие условия, организовать предметно-пространственную среду таким образом, чтобы она способствовала созданию благоприятной психологической атмосферы в детском саду.  

2 слайд

Детский сад для ребенка начинается с приемной, именно то, как ребенка встретят в детском саду может отражаться на его состоянии в течение дня и поэтому в каждой группе был создан «Уголок приветствия», который вы можете увидеть на экране. 

3 слайд

Данный уголок способствует психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия. Стенд оформлен с фотографиями детей, зайдя в группу, ребенок обозначает свое присутствие и может по желанию выбрать тот способ, которым он бы хотел сегодня поздороваться.

4 слайд

Уголок «Мое настроение». Цель: формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, способствовать умению распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Дети с помощью заготовок-пиктограмм определяют свое настроение в течение дня, а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, понять причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям.

5 слайд

Уголок «Уединения» или уголок психологической разгрузки.

Это специально выделенное пространство в группе, где созданы условия для отдыха, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, ссора, плохое настроение и т.д.)

При подборе материала для психологических уголков следует  учитывать потребности детей. Кому-то хочется отдохнуть от детского коллектива, посидеть в тишине, кто-то нуждается в психоэмоциональной  разгрузке.   Внутри пространства создан приглушенный свет, мягкая мебель, фотоальбомы, подушки,  игрушки-обнимушки,  и т.д.). 

6 слайд

Материал в данной зоне, также направлен на разрядку скопившейся негативной энергии у ребенка: коврики злости, стаканчики для крика; материал, направленные на снятие психологического напряжения: сенсорные игры, кинетический песок, предметы для арт-терапии, массажеры, сенсорные мешочки с наполнителями,  разные варианты мирилок.

7 слайд

Для того, чтобы сформировать позитивную самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к себе и окружающим организованы «Уголки достижений», они могут быть представлены в форме «Звезда дня (недели)», экран «Я умею, я могу», «Копилка добрых дел» и т.д..

Содержание: например, дети совместно с педагогом фиксируют информацию о результатах, достижениях ребенка за день в разных режимных моментах, совершении добрых дел, которыми он гордится. Это могут быть фишки на каждого ребенка, которые собираются в течение дня, недели и в конце недели дети поощряются за свои достижения.

8 слайд

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников – целенаправленный педагогический процесс. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей.

Совместно с педагогами были созданы дидактические игры по изучению эмоциональных состояний: кубики- пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой, набор фотографий детей, пиктограмм выражающих различные эмоции (радость, злость, ужас, страх и т.д.), театр эмоций, конструктор настроения, лэпбук.

Таким образом, организация в группах детского сада психологических уголков позволит создавать психологически комфортные условия для каждого ребенка. Благодаря специальному оборудованию и играм дети обучаются приемам саморегуляции, выражения собственных эмоций и обозначение их, приемлемым формам выражения агрессии, навыкам коммуникативного взаимодействия и уверенного поведения.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей"

В основе подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе...

«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО

В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребенка

Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя...