Коррекционно-образовательные технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
методическая разработка по психологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательные технологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Еще недавно диагноз „аутизм" был приговором. Считалось, что ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но сегодня аутизм привлекает все больше внимания специалистов различного профиля.
Аутизм - пожизненное нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.
В коррекционной работе с детьми с расстройствами аутистического спектра используются следующие технологии.
- альтернативная коммуникация. Сюда входит жестовая коммуникация (идёт обучение жестам), графическая коммуникация (карточки, пиктограммы, система PECS), глобальное чтение, визуальное расписание, планшетные коммуникаторы.
Остановимся на более распространенной системе PECS. Это система общения для детей и взрослых с нарушением речи. Разработана для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения детей-аутистов и детей с другими социально-коммуникативными отклонениями.
Обязательным условием для начала обучения по системе PECS является наличие у ребёнка собственного желания что-то получить или сделать.
Конечная цель занятий — ребёнок научается сообщать о желании получить определённый предмет или сделать что-либо, используя карточки с изображениями.
Люди с аутизмом часто лучше всего воспринимают зрительную информацию. Технология применения визуального расписания даёт:
- развитие независимости;
- избежать конфликтов с ребенком;
- расписания уменьшают тревожность, то есть ребёнка не пугает неизвестность;
-расписание становится постоянным зрительным напоминанием.
Следующий вид альтернативной коммуникации – это планшетные коммуникаторы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребёнку озвучить собственные желания. Наиболее известное приложение для айпадов – это «Аутизм: Общение», разработанный отечественными и израильскими специалистами.
Дети с аутизмом испытывают трудности в социальном взаимодействии. Популярная стратегия решения этих проблем – социальные истории, которые помогают людям в спектре аутизма «считывать» и понимать социальные ситуации.
Социальные истории разрабатываются индивидуально для конкретного ребенка и могут включать вещи, которые ребенок ценит, или которыми он интересуется.
Технология продуктивной деятельности развивает двигательную, познавательную и эмоциональную сферы, и конечно, сферу восприятия ребенка за счет взаимодействия с различным материалом (крупа, краски, пластилин и др.), формами, текстурами. Ребенок переходит от непроизвольных манипуляций к сознательному взаимодействию с материалом, что является важнейшей способностью интеллектуального развития и познания окружающего мира.
Ещё одна из обязательных технологий в работе с ребёнком с РАС – это кинезотерапия.
Кинезотерапия - комплексное применение различных движений для оздоровления и развития восприятия детей.
Практически у всех детей с расстройствами аутистического спектра имеются следующие нарушения восприятия.
Кинезотерапия помогает с помощью воздействия на глубокую чувствительность улучшить тоническую регуляцию всего организма, вследствие чего уменьшается количество страхов, появляются живые детские эмоции, улучшается зрительный контакт, ребёнок начинает тянуться к общению, начинает реагировать на окружающее.
Для детей с коммуникативными нарушениями очень важно обучение вступать в эмоциональный контакт с окружающими людьми. Актуальным в решении данной проблемы стало использование хороводных игр, где основная функция текста – организация и сопровождение игрового действия. Иногда музыка позволяет быстрее установить контакт с ребёнком, чем другие формы общения. Выполнение упражнений под музыку позитивно воздействует на многие высшие психические функции: развивается внимание, улучшается сенсорная интеграция и моторика.
Использование хороводных игр помогает развивать навыки социализации и подражания. Процесс проигрывания хороводной игры ставит ребёнка в такие ситуации, которые провоцируют на сочувствие или выражение несогласия. После систематического использования хороводных игр с детьми с расстройствами аутистического спектра повышается мимическая активность детей, появляется положительная реакция на проведение игр, меняется в лучшую сторону эмоциональная сторона игрового общения, появляется интерес к игре. Дети с РАС меньше проявляют негатив, тревогу, агрессивность, выполняют игровые действия без помощи взрослых.
Все эти технологии используются как дополнительные. Самой эффективной технологией, коррекционным методом является Прикладной Анализ Поведения (АВА).
С помощью прикладного анализа можно развить: учебные, игровые, социальные навыки, моторику, коммуникацию, самообслуживание, устранить нежелательное поведение.
АВА-терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. АВА как научная дисциплина изучает влияние факторов в окружающей среде на поведение и манипулирует этими факторами, чтобы изменить поведение человека.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки - действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие. Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные - строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные. Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
В комплексе с данными технологиями в работе с детьми с РАС используются ещё и такие методики, как методика Л.Г.Нуриевой («Развитие речи у аутичных детей»), методика глобального чтения Б.Д.Корсунской, методические рекомендации Потачинской Ю.Н. («Обучение аутичного ребёнка с тяжёлыми нарушениями интеллектуального развития»), методика Н.Б. Лаврентьевой «Обучение детей с расстройством аутистического спектра чтению и письму с помощью создания «Личного букваря».
Использование вышеперечисленных коррекционно-образовательных технологий и методик командой специалистов образовательного учреждения помогут детям с РАС социализироваться в обществе, развить коммуникативные навыки и навыки самоконтроля, привить социально-бытовые навыки, адаптироваться в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Статья о специфике логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, о сложностях и путях преодоления....
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...
Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра
Данный материал может быть полезен как психологам,так и воспитателям,учитывая работу в инклюзивных группах....
Доклад "Особенности логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра".
Актуальной проблемой в настоящее время является создание комплексной системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Очень важно владеть теор...
Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии...
Коррекционно – педагогическая работа с детьми с расстройством аутистического спектра
2 слайдАутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.Детский...
Применение коррекционных технологий в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.
Организация психологической коррекции с детьми с РАС направлена на эмоциональную стимуляцию ребенка, на развитие его коммуникативных функций, формирование социальной активности. Организуя совместную д...