Коррекционно – педагогическая работа с детьми с расстройством аутистического спектра
консультация по коррекционной педагогике на тему
2 слайд
Аутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности; признак психического расстройства.
Детский аутизм - это нарушение психологического развития, проявляющееся врожденными нарушениями или трудностями общения, социального взаимодействия и стереотипными формами поведения. Аутизм у детей проявляется в нарушении контактов, в уходе от реальности в мир собственных переживаний. В настоящее время аутизм рассматривается как первазивное (беспроникающее, общее) нарушение, искажение психического развития, обусловленное биологической дефицитарностью центральной нервной системы ребенка Для них характерны явное стремление к одиночеству, ритуальные, стереотипно повторяющиеся формы поведения, специфическое развитие или полное отсутствие речи, манерность, угловатость движений, неадекватные реакции на сенсорные стимулы, страхи.
В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот, здоровые приспосабливались к нему.
3 слайд
Характеристика детей с аутизмом и оценка их возможностей в обучении
Диагностические критерии аутизма:
- проявления аномального развития в возрасте до 3-х лет;
- качественные нарушения социального взаимодействия:
- отсутствие, слабость или трудности поддержания зрительного контакта;
- отсутствие или ограниченное использование мимики, жестов, странное положение тела, выражение лица (отрешенное или напряженное);
- безразличное отношение к окружающим, к их эмоциональным и речевым обращениям, в том числе на имя, сопротивление попыткам привлечь к совместному эмоциональному общению, игре, обучению, выполнению социальных навыков (опрятности, самообслуживания);
- отсутствие или значительно сниженная способность к установлению (адекватным для умственного развития способом и несмотря на наличие необходимой возможности) социальных отношений с людьми;
- отсутствие или ограниченные (социально неадекватные) контакты с детьми; неспособность к совместной ролевой игре со сверстниками;
- качественные нарушения коммуникации (речевого общения):
- задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации, такими как жесты, мимика и другие;
- неспособность начать или поддержать разговор (вне зависимости от наличия речевых навыков), неспособность обмениваться репликами при общении с другими людьми;
- стереотипное и повторяющееся использование языка - эхолалии, штампы, цитирование, употребление слов и фраз в неизменной форме; отсутствие личных местоимений и другие;
- аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;
- ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий:
- стереотипные и повторяющиеся движения: бесцельная двигательная активность, движения рук, ног, тела (вертлявость, хлопанье, взмахи, бег по кругу, вращение вокруг себя, действия с предметами и прочее);
- настойчивое требование соблюдения специфических, не функциональных ритуалов и заведенного установившегося порядка;
- стереотипные и повторяющиеся игры, занятия и интересы;
- захваченность ограниченными интересами;
У большинства детей хорошо развита крупная моторика, однако обнаруживаются затруднения координации, дети выглядят неуклюжими, мелкая моторика отстает от возрастного уровня.
4 слайд
Клинико-психологическая классификация «Раннего детского аутизма»
Вышеперечисленные симптомы детского аутизма могут проявляться в различной степени выраженности. Дети с аутизмом - это, разнородная по особенностям, уровню и возможностям психического развития, категория детей с ограниченными возможностями, В классификации К.С.Лебединской и О.С.Никольской выделяются четыре группы детей с аутизмом.
Первая группа детей с аутизмом отличается отсутствием речи, полевым поведением, почти полным отрешением от мира. Отмечается задержанное умственное развитие с избирательным проявлением способностей в отдельных областях (группировке по цвету, форме, величине). Наблюдается мутизм (отсутствие речи при способности говорить), но внутренняя речь может существовать и развиваться. Дети могут проявлять понимание речи, иногда произносить слова и фразы. Прогноз этой группы детей может быть различным.
При оказании ранней коррекционной помощи у большинства детей отмечается положительная динамика в психоречевом и социально-коммуникативном развитии, достаточная для обучения и воспитания их в общеобразовательных или специальных (коррекционных) организациях образования.
Вторая группа детей уже вступают во взаимодействие с окружающими, но характеризуется неприятием контактов и изменений, которые не нравятся ребенку, Протест может выражаться в агрессивных действиях к окружающим или самим себе. Типично большое количество двигательных стереотипии, разнообразных страхов. Речь фразовая, но стереотипная; имеются значительные трудности использования речевых средств в общении, социальном взаимодействии. Выражено различие вербального и невербального интеллекта; невербальный может быть в норме, в то время как вербальный значительно снижен. Характерны трудности самостоятельного осмысления социального смысла и установление причинно-следственных связей; формальное усвоение знаний, умений, навыков с использованием их в стереотипной форме. При проведении своевременной коррекционной работы возможна существенная динамика в продвижении этих детей. Дети этой группы чаще всего способны к обучению по программам общеобразовательных организаций или для детей с задержкой психического развития и нарушениями речи.
Третья группа. Проблемы развития этих детей проявляются, прежде всего, в поведении, общении и социальном взаимодействии. Дети этой группы отличаются чрезмерной поглощенностью одними и теми же занятиями и интересами. Им не нужна обратная связь, они редко заботятся о том, чтобы быть понятым. Они не умеют приспособить свои потребности к меняющимся обстоятельствам, что, чаще всего, проявляется экстремальной конфликтностью поведения, негативизмом, упрямством, стремление делать назло. Отмечается раннее речевое и ускоренное интеллектуальное развитие, хорошая память. Раннее проявление интереса к «интеллектуальным» занятиям. Высокие достижения в отдельных абстрактных знаниях сочетается с трудностями социального понимания происходящего. Дети часто не чувствуют подтекста-ситуации, проявляют большую социальную наивность.
Дети этой группы, как правило, не испытывают затруднений в усвоении образовательных программ, но требуют индивидуального подхода в обучении и воспитании и нуждаются в психологической помощи с целью преодоления трудностей общения и социального взаимодействия.
У детей четвертой группы аутизм выражен в наиболее легкой форме и проявляется лишь трудностями организации общения и взаимодействия. Дети этой группы отличаются повышенной чувствительностью и заторможенностью в контактах. Их проблемы особенно проявляются при реальном взаимодействии с посторонними людьми, при попытках организовать сложные взаимодействия. Отрицательная оценка со стороны взрослых или детей вызывает страх несостоятельности, тревожность, отказ от дальнейшего социального развития. У детей нередко наблюдается задержка умственного и речевого развития. Характерно замедленное восприятие обращенной речи. Речь связная, но нередко бедна, смазанная, аграмматичная. Отмечаются малая понятливость в простейших социальных ситуациях; проявления отдельных способностей, связанные обычно с невербальной сферой: музыкой или конструированием. При целенаправленном взаимодействии и обучении часто выявляется быстрая пресыщаемость и утомляемость.
Дети четвертой группы имеют наилучший прогноз по сравнению с детьми предыдущих групп. При оказании психолого-педагогической помощи с раннего возраста, дети способны обучаться в общеобразовательных школах. При контактах с таким ребенком требуется индивидуальный подход: эмоционально поддерживать (часто хвалить) ребенка, не торопить при выполнении устных и письменных заданий, повторно объяснять свои инструкции и требования, если ребенок их не понял, избегать отрицательной оценки деятельности ребенка повышенным тоном, публично и прочих.
5 слайд
Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразна. Включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:
● нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалии, бедность запаса слов и др.);
● речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
● речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);
● психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);
● расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса(нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций и др.);
К.Гилберг и Т.Питерс считает, что при аутизме нарушены речь и язык, но не в той форме или не в следствие тех причин, какие имеются при афазии или дисфазии. В основании афазии или дисфазии лежит нарушение способности говорить. При аутизме в основании дефекта в большей степени лежит нарушение понимания коммуникации, основная проблема – ограниченная способность ребёнка понимать значение коммуникации, а именно: обмена информацией. Большинство людей с аутизмом, в действительности, обладают способностью говорить, но не могут выяснить цель речи.
Гуление появляется вовремя, но нередко звуки лишены интонирования, фраза лепета слабо выражена либо отсутствует вообще – от гуления ребенок сразу переходил к произнесению слов. Иногда первые слова были необычными для данного речевого этапа и малоупотребляемыми: «трактор», «буква», «луна», «музыка» и т.д.
Нередко, фразовая речь не развивалась вообще, однако, в аффекте такой ребенок мог неожиданно произнести короткую фразу.
У некоторых детей отчетливо выступают нарушения звукопроизношения: невнятность, скомканность, «свернутость» слова, произнесение лишь определенных его слогов.
6 слайд
Можно выделить четыре основные особенности развития речи аутичных детей:
● некоммуникативность речи;
● ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;
● часто наличие своеобразной вербальной одаренности;
● мутизм или распад речи.
7 слайд
Коррекционно – педагогическая помощь детям с ранним детским аутизмом
Коррекционно-реабилитационная работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, психологов, учителей – дефектологов, воспитателей, музыкального работника, а также родителей.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического синдрома.
Используются адаптированные для работы с аутистами обычные программы по обучению и организации игр для обычных и специализированных детских яслей и садов.
Оценка состояния ребенка-аутиста, всеми специалистами служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.
Этапы коррекционной работы
На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Затем проводится работа по воспитанию навыков самообслуживания.
На следующем этапе задача усложняется переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно-моторного комплекса, словесные комментарии необходимо давать в краткой форме.
Собственно образовательная программа должны быть направлены на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, ориентировке в пространстве. Этап от этапа решается задача усложнения деятельности, увеличивается предлагаемый объем навыков и знаний. Любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращением внимания на тональность.
8 слайд
И на последующих этапах работы по-прежнему решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным игровым заданиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3-5 и более детей.
9 слайд
Развитие навыков коммуникации и игровой деятельности
Логопедическая работа начинается с определения особенностей речевого развития свойственной детям-аутистам. соответствующая коррекция направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, вводится дыхательные, голосовые упражнения. Важной является задача расширения словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, работа над связным текстом.
В связи с этим ставятся конкретные задачи:
- Создание ситуаций общения, мотивации к общению, положительных эмоций, связанных с общением.
- Формирование невербальных форм коммуникации: умение фиксировать взгляд на лице партнёра, смотреть в глаза партнера по общению, выполнять предметно – игровые действия со сверстниками, пользоваться жестом, понимать и выполнять инструкции «дай», «на», «возьми».
- Развитие потребности в речевом высказывании с целью общения с взрослыми и сверстниками.
- Развитие умения задавать вопросы и отвечать на них, строить простейшие сообщения.
- Развитие диалогической формы речи.
- Стимулирование интереса и внимания к различным эмоциональным состояниям человека.
- Развитие способности выражать своё настроение и потребности с помощью речевых, мимических и пантомимических средств общения.
10 слайд
- Развитие умения наблюдать за предметно – игровыми действиями взрослого и воспроизводить их при поддержке взрослого, подражая его действиям.
- Развитие умения обыгрывать игрушки.
- Стимуляция интереса к выполнению предметно – игровых действий по подражанию и показу действий взрослых.
- Формирование эмоционального отношения к обыгрываемому предмиту или игрушке.
- Развитие умения воспроизводить цепочку игровых действий, вводить в игру элементы сюжетной игры.
- Развитие умения играть вместе, небольшими группами, согласовывая действия между собой.
11 слайд
Восстановление и развитие речи проводится последовательно.
- Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом.
- На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово.
- Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. Словарный запас расширяем постепенно.
Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка – его грамматику, этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.
- Обучаем фразам с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия состоящие из бесед на определенные темы,. пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.
- Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.
- Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.
Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.
Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме ,закреплении полученных знаний в игре с учителем – дефектологом, педагогом - психологом, воспитателем, дома с родителями.
По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.
12 слайд
Рекомендации по предъявлению инструкций ребёнку:
- Инструкции должны быть чёткими и краткими.
- При предъявлении инструкции не надо называть ребёнка по имени.
- Сказав инструкцию, дайте ребёнку 3 секунды на ответ.
- Без согласования с командой коллег не меняйте словесную формулировку предъявляемой инструкции.
- Сохраняйте постоянный темп при предъявлении инструкции.
- Помощь должна быть частью инструктирования, а не обратной связью. Помогайте ребёнку после одной неправильной реакции.
- Когда навык освоен, начинайте варьировать инструкции.
- Инструкцию нужно давать однократно. Если вы вдруг обнаружили, что повторяете инструкцию, не дождавшись реакции ребенка ,то остановитесь, скажите: «Попробуем ещё раз» (это нейтральная обратная связь), а затем повторите попытку с начала.
13 слайд
В процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
- необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
- по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
- учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
- помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
Заключение
Ранний детский аутизм – одно из сложнейших нарушений психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, неадекватное поведение, трудности формирования эмоциональных контактов с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.
Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении
При своевременной коррекционной работе большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Отдельное внимание заслуживает работа по развитию речи. Успех работы по развитию речи во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка, в их взаимодействии со специалистами.
14 слайд
Не каждого дошкольника с проявлениями аутизма можно вывести на уровень нормального развития. Но в любом случае коррекционно-абилитационная работа поможет:
- организовать его поведение;
- развить способности к коммуникативному взаимодействию;
- обучить навыкам самообслуживания;
- сгладить негативные проявления аутизма;
- усилить психическую активность ребенка;
- научить проводить свободное время;
- подготовить к обучению.
Все это поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе. В итоге, достигается улучшение качества жизни аутичных детей.
Список использованной литературы
1. Аршатская О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. №2. с.46-67
2. Аутичный ребенок- проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. С.А.Морозова. М. 1998. 92с.
3. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации.//Дефектология.1997. №2. с. 31-39; №3. с.15-21
4. Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н.Исаева. СПб.1998. 124с.
5. Детский аутизм. Хрестоматия/Сост. Л.М.Шипицына. СПб., 1997. 254 с.
6. Зайцева Л.А. Обследование детей с нарушениями речи. Мн., 1998. 30 с.
7. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. Мн. НИО. 2003. 232 с.
8. Катаева А.А., Стребенева Е.А. Дидактические игры и упражнения. М. Просвещение. 1991. 190 с.
9. Ковалец И.В. Основные направления работы с аутичными детьми// Дефектология 1998. №2. с.63-73.;№9. с.45.;№1. с. 76
10. Ковалец И.В. Сравнительное изучение понимания эмоции детьми с аутизмом//Дефектология. 2003. №2. с. 57
11. Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская Е.Р, Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. М. Просвещение. 1989. 95 с.
12. Лебединская К.С., Никольская О.С Диагностика раннего детского аутизма. Начальные проявления. М. Просвещение. 1991. 96 с.
13. Логопедия/Под. ред. Л.С.Волковой М. 1989. 528 с.
14. Никифорова Е.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками// Дефектология. 1997. №3. с. 57-62
15. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. Теревинер. 1997. 342 с.
16. Образовательная интеграция и социальная адаптация лиц с ограниченными возможностями/Под ред. Т.Л.Лещинская Мн. НИО. 2005. 260 с.
17. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом/сост. И.В.Ковалец. Мн. 1998. 32 с.
18. Сатмари П. Дети с аутизмом. СПб., Питер., 2005. 224 с.
19. Шипицина Л.М., Петрова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: Обзор иностранной литературы//Детский аутизм: Хрестоматия. СПб., 1997. 230 с.
20. Янушко Е.А. Использование методов совместного рисования в работе с аутичным ребенком//Воспитание и обучение детей с нарушениями. 2005. №1. с.70.
21.Т.Н. Высотина, Л.Н. Демьянчук Программа коррекции психических прцессов у детей дошкольного возраста со сложными нарушениями развития. Санкт – Петербург 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionno_-_pedagogicheskaya_rabota_s_detmi_ras.pdf | 1.02 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности осуществления коррекционно-развивающего процесса с детьми с расстройством аутистического спектра
В 2013 учебном году по запросу родителей в МБДОУ №11 «Теремок» была открыта группа кратковременного пребывания для детей-инвалидов «Особый ребенок». Первоначально в группу было зачислено 3ребенка с ди...
Начальный этап коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В настоящее время растет количество детей с расстройствами аутистического спектра. Зачастую, к сожалению, такие дет...
Опыт применения программы песочной терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра.
Ключевые слова : РАС,программа песочной терапии...
Один из элементов коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра
Кто такой аутичного ребенок? С какими трудностями он сталкивается? На что нужно обращать внимание во время коррекции ? Игра, зачем необходимо учить детей с Рас игре? Все ответы в публикации....
Применение игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра
В статье раскрыт опыт применения игровой терапии в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра....
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра.
Роль сенсорных игр в коррекционной работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра....
Нетрадиционная техника рисования в коррекционной работе с детьми с расстройством аутистического спектра
Нетрадиционная техника рисования может быть очень эффективной при коррекционной работе с детьми рас. Она позволяет провести активную и креативную деятельность, развивает моторику и воображение, а такж...