Консультация "Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности"
консультация по психологии (подготовительная группа)

Nosova
 Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием , т.е. приобретением новых знаний и умений , но и в возникновении новых потребностей и интересов . В известном смысле эти изменения являются основополагающими , поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной степени зависят от того , какие мотивы побуждают их к деятельности , к чему они стремятся , как они эмоционально относятся к окружающим людям и стоящим перед ними задачам .
     Научить маленького ребёнка чему-то можно лишь тогда , когда у него удаётся вызвать интерес и желание сделать то , что требует от него взрослый ( педагог , родитель ) . Перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившиеся у дошкольника мотивационно-эмоциональный опыт , но и воспитывать новые чувства , новые потребности и интересы .  
     Дошкольное детство – это возрастной период , когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства . От того,  как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка , во многом зависит всё его последующее развитие . Мотивы и эмоции , подобно умственным и волевым процессам , формируются на протяжении детства , в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм , идеалов .
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                           Детский сад компенсирующего вида № 29

КОНСУЛЬТАЦИЯ

« УЧАСТИЕ ЭМОЦИЙ И МОТИВОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕТСКОЙ ЛИЧНОСТИ»

Педагог-психолог: Носова О.А

 

 Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием , т.е. приобретением новых знаний и умений , но и в возникновении новых потребностей и интересов . В известном смысле эти изменения являются основополагающими , поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной степени зависят от того , какие мотивы побуждают их к деятельности , к чему они стремятся , как они эмоционально относятся к окружающим людям и стоящим перед ними задачам .

     Научить маленького ребёнка чему-то можно лишь тогда , когда у него удаётся вызвать интерес и желание сделать то , что требует от него взрослый ( педагог , родитель ) . Перед педагогом стоит задача не только использовать уже сложившиеся у дошкольника мотивационно-эмоциональный опыт , но и воспитывать новые чувства , новые потребности и интересы .  

     Дошкольное детство – это возрастной период , когда начинают формироваться высокие социальные мотивы и благородные чувства . От того,  как они будут воспитаны в первые годы жизни ребёнка , во многом зависит всё его последующее развитие . Мотивы и эмоции , подобно умственным и волевым процессам , формируются на протяжении детства , в результате овладения ребёнком опытом предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм , идеалов .

     Общественные мотивы поведения должны в своей простейшей форме складываться уже на самых ранних ступенях развития малыша . Например , осуществляя трудовое воспитание , педагог может приучить детей выполнять первые , маленькие дела серьёзно , по-настоящему . Усложняя трудовые задания от индивидуальных до коллективных и направляя внимание при знакомстве с предметами на то , кто их сделал и для чего они предназначены, т.е. подчёркивая общественную значимость труда взрослых , педагог таким образом воспитывает у детей уважение к труду и формирует у них простейшие трудовые навыки .

        Понятия мотив и мотивация тесно связаны с понятиям потребность . Когда говорят о потребностях ребёнка , то имеют в виду объективную нехватку для его организма чего-то , что находится вне его и что представляется как необходимое условие его существования . Принято различать потребности двух видов : биологические и социальные (характерные только для человека : потребность в общении с другим человеком , в социальном признании , духовные потребности и т.д. ) .

     Очень важно говоря о потребностях , выделять два момента их формирования : 1) появление потребности при отсутствии конкретного предмета её удовлетворения . Поведение ребёнка в таком состоянии характеризуется ненаправленной активностью , общепоисковым характером этой активности ; 2 ) появление предмета , способного удовлетворить потребность .

      Вместе с проявлением объекта потребности у детей нередко происходит становление устойчивых форм поведения , причём не всегда являющихся желательными и приемлемыми для окружающих . Например , следуя привычке сосать соску , при отсутствии последней , малыш тянет в рот палец или другой похожий предмет . Так появляется у него устойчивая , длительная и т трудом поддающаяся устранению вредная привычка . На примере поведения детей-подростков часто приходится убеждаться в том , что у этих детей потребность в другом человеке , близком друге , при определённых условиях ( особенно при довольно холодных и отчуждённых отношениях между членами семьи ) может реализоваться нежелательным образом , если объектом реализации данной потребности будет взрослый или сверстник с плохой репутацией , с отрицательным поведением . Важно отметить , что при выполнении различного рода заданий дошкольники интересуются не только результатом своей работы , но и тем значением , которое она имеет для окружающих .

      Что же именно побуждает дошкольника трудиться и какие мотивы являются для него наиболее действенными ? Какая связь существует между мотивом и процессом деятельности ? Если меняется мотив деятельности , то меняется ли от этого характер процесса труда и качество продукта ? Ответы на эти и другие связанные с мотивацией вопросы очень важно знать педагогу.

     Чтобы выявить мотивы , побуждающие активность ребёнка , можно предложить детям ряд заданий через определённые интервалы; технически это одинаковые задания , но предъявляемые с разными мотивировками( например , надо сделать салфетку или флажок ) .Техника изготовления подобных предметов довольно проста и не занимает много времени .

    Предлагая подобные задачи детям разного возраста , им объясняют , что они должны делать , для чего и кому это необходимо . В одном случае результаты работы нужны для предстоящей игры , в другом – сама трудовая деятельность осуществляется в форме игры в « мастерскую» , где ребёнок подражает труду взрослых , в третьем – готовится подарок маме  или детям младшей группы детского сада , в четвёртом – ребёнок может сам выбрать любую привлекательную для него работу .

     Таким образом , одно и то же трудовое задание осуществляется при различных мотивировках , которые для краткости можно обозначить так : труд для мамы ,  для малышей , для последующей игры , подражание труду взрослых , ради удовольствия от самого процесса деятельности .

     Эмоции выражают особую значимость для ребёнка объектов и ситуаций с точки зрения его потребностей и мотивов . Эмоции -  то звено , с помощью которого и через которое мотивы становятся актуальными и нередко осознаются дошкольниками . Формирование у ребёнка новых мотивов или же изменение имеющихся также связано с появлением у него переживаний .

     Эмоциональные реакции и состояния детей могут быть чрезвычайно разнообразны по силе , длительности и устойчивости переживаний. Они вызываются различными воздействиями : отдельными физическими раздражителями ( звуком , светом , болевым воздействием ) , сложными условиями того или иного вида деятельности ( пониманием задачи , характером материала , особенностями продукта и т.д. ) , отношением других людей – сверстников и взрослых . Эти разные по содержанию эмоции отличаются также глубиной протекания и последствиями . Так , ребёнок может ощутить сильную физическую боль и тем не менее он довольно быстро забудет её . В то же время он может испытать унижение или оскорбление , причиненные ему сверстниками ; переживание такого отношения окажется очень устойчивым и повлияет на последующие взаимоотношения со сверстниками .

       Следовательно , педагогу необходимо не только увидеть сам факт эмоционального переживания ребёнка , но и установить его причину . Эта задача не простая , поскольку часто переживания могут казаться беспричинными , беспредметными , немотивированными .

    В принципе любой предмет может служить источником переживаний у детей . Однако эти переживания будут существенно разными в зависимости от того , входит или нет данный предмет в круг формирующихся у ребёнка мотивов и ценностей .

    Исходя из того , что человек и человеческая жизнь в системе материальных и духовных ценностей занимает высшее место , следует предполагать , что эмоции , связанные с другим человеком , занимают в эмоциональном опыте ребёнка особое место . Это вовсе не исключает тот факт , что иногда какой-то весьма заурядный предмет может стать для ребёнка предметом особого значения . У дошкольников такими особо значимыми предметами могут стать отдельные игрушки , бережно хранимые в течении многих лет , отдельные предметы одежды , с которыми они трудно расстаются , и т.д.

     Итак , выражение « стать личностью» обозначает реализацию ряда условий , главные из которых состоят в следующем : а) занять определённую нравственную позицию ; б) осознать эту позицию и быть ответственным за неё ; в) утверждать её своими поступками , делами , поведением .

       Ребёнок-дошкольник – тоже личность , которая ещё развивается , формируется . Поэтому применительно к детям дошкольного возраста все названные выше положения приобретают очень важную особенность : и сама нравственная позиция и её осознание , и утверждение делами – все эти проявления формирующейся личности ребёнка находятся ещё в состоянии становления . И родителям и педагогам важно знать , в каком направлении происходит такое становление , что представляют собой « ростки» складывающейся личности ребёнка и его нравственной позиции .

     Одно из существенных условий формирования полноценной личности дошкольника – преодоление односторонности в практике обучения и воспитания и утверждение задач подлинно гармоничного развития ребёнка .

    Развитие социальных мотивов и эмоций является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования детской личности . Педагог должен понимать основные мотивы поведения ребёнка и способы их реализации . Только с учётом всех  этих особенностей педагог может решать стоящие перед ним задачи .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ДЕТСКОГО КОММУНИКАТИВНОГО ОПЫТА НА ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

статья о проблемах формирования личности в дошкольном возрасте...

Формирование детской личности

В статье кратко описывается как происходит формирование личности у детей....

Музыкальный театр в детском саду как средство формирования творческой личности

       На современном уровне общественного развития все большую актуальность приобретает творческий, креативных подход к решению различных задач. Что же такое творческая лич...

Родительское собрание «Детская инициатива залог формирования успешной личности».

Родительское собрание «Детская инициатива  залог формирования успешной  личности»....

Консультация для педагогов детского сада. Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.

Консультация для педагогов МДОУ. Тема: Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности.Цель: Познакомиться с воспитанием и формированием творческой личности ребёнка с...