Аналитическая справка по адаптации детей к ДОУ
статья по психологии (младшая группа)

Гузанова Татьяна Сергеевна

Аналитическая справка по результатам диагностики: "Изучение степени адаптации ребёнка к ДОУ" (методика А. Остроуховой)

детей второй группы раннего возраста № 11 "Колобок", к условиям детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  № 7 «УЛЫБКА»

 Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Отчет

педагога – психолога

Гузановой Татьяны Сергеевны

«Адаптация детей второй группы раннего возраста №11 «Колобок»,  к условиям детского сада»

Декабрь  2020г.

ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №11 «Колобок»

п/п

Фамилия, имя ребёнка

(год рождения)

Уровень адаптации

лёгкий

средний

усложнённый

дезадаптация

1

 ?????   ??????  30.07. 2018

+

2

+

3

+

4

+

5

+

6

+

7

+

8

+

9

+

10

+

11

+

12

+

13

+

14

+

15

+

16

+

17

+

18

+

Итого:

6

10

2

Аналитическая справка

по результатам диагностики: «Изучение степени адаптации ребёнка к ДОУ» (методика А. Остроуховой) детей второй группы раннего возраста№ 11 «Колобок»,

к условиям детского сада.

В период с августа по ноябрь  2020г.  в МАДОУ детский сад  № 7 «Улыбка» поступило:

- 18воспитанников – вовторую группу раннего возраста№ 11 «Колобок»,

В результате  определения поведенческой реакции,  в соответствии с оценкой факторов адаптации,   детейвторой группы раннего возраста№ 11 «Колобок»,к условиям детского сада, были получены следующие данные:

№ группы

Количество детей

Формы адаптации

Примечание

лёгкая

средняя

усложнённая

Вторая группа раннего возраста№ 11 «Колобок»

18

(100%)

6

(33%)

10

(56%)

2

(11%)

У 2 (11%) воспитанников процесс адаптации ещё не закончился.

- 6 воспитанников (33%), второй группыраннего возраста № 11,  адаптировались в лёгкой форме, т.е. эти дети почти не болели, поведение у них нормализовалось в течение 2-3 недель.

-  У 10 воспитанников (56%), второй группыраннего возраста № 11, острая фаза адаптационного периода прошла в степени средней тяжести. У них наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность, затем поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.

- Для 2 воспитанников (11%), второй группыраннего возраста № 11,  адаптация была усложнённой. Основные причины протекания адаптациив усложнённой  форме: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду, сильная привязанность к родителям.

- У 2 воспитанников (11%) процесс адаптации ещё не закончился т.к. они часто отсутствуют.

В период адаптации педагогом-психологом для родителей  предложены:

- стендовая консультация: «Ваш ребёнок начал посещать детский сад» (Приложение 1).

- памятка:  «Возрастные особенности детей 2—3 лет»(Приложение 2).

Воспитателями проведено анкетирование родителей, с целью выявления особенностей ребёнка,  для создания благоприятных условий его развития, а так же на группах проведены родительские собрания по вопросам адаптации малышей к детскому саду.

Педагогом-психологом проведена консультативная работа, с воспитателями второй группы  раннего возраста № 11,  по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в группе; по организации игровой деятельности в адаптационный период.  

В адаптационный период,  с  малышами, второй группы  раннего возраста № 11, проведены игры и упражнения, направленные на обеспечения благоприятного психоэмоционального самочувствия.(Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» / авт.-сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 154с.).

Дата:  ________________

Педагог-психолог:                                                            ______________Т.С. Гузанова

Приложение 1.

Подготовила:

педагог- психолог

МАДОУ № 7

Т.С. Гузанова

2020

Адаптация (приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям)  к детскому саду – тяжелое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Для того,  чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к посещению детского сада заранее, уделяя ему в этот период особое внимание, так как ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.

  Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского        сада.

  Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин.

Основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;
  • наличие у ребенка своеобразных привычек (например, в 3 года ребёнок ест только определённую пищу, некоторые дети не имеют навыка разжёвывания пищи, пьют только из бутылки  и т. д.);
  • неумение занять себя игрушкой;
  • отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков (самому пить из чашки, есть пищу ложкой, пользоваться туалетом, иметь элементарные навыки раздевания -  одевания (снимать обувь, носки, шорты (юбочки) и т. д., складывать всё это в свой шкаф;
  • отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.

Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
  По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
  Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду,  либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Адаптационный период считается законченным, если:

  • Ребёнок спокойно идёт в группу;
  • С аппетитом ест;
  • Быстро засыпает, вовремя просыпается;
  • Эмоционально общается с окружающими;
  • Играет в разные игры;

Болезни, возможно даже частые, в первый год неизбежны.
Да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома.
 Но в этом не всегда виноваты детские сады.
  У каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако
люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. В каком бы возрасте ребенок не поступал в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание. Это нетрудно понять, ведь меняются привычные условия жизни, в которых ребенок чувствовал себя легко и уверенно, так как успел к ним приспособиться. Самый психотравмирующий факт – это разлука с матерью и другими близкими родственниками, которые заботились о ребенке с рождения.

Не пугайтесь и не торопитесь сразу садиться на больничный, особенно в период адаптации. От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении, можно вполне избавиться, не снимая ребенка с детского сада. Главное не упустить момент! А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребенком, Вы рискуете получить новые слезы, и привыкание начнется сначала.

Если у ребенка удалось сформировать навыки самообслуживания, научить его играть, общаться со сверстниками, домашний режим совпадает с детсадовским, наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.

        Итак, как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад:

  • Настраивать ребенка на мажорный лад. Постоянно внушать ему, что очень хорошо, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
  • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.
  • Уменьшать нагрузку на нервную систему.
  • На время прекратить походы в гости, в цирк,   всевозможные развлекательные мероприятия, сократить просмотр телевизионных передач.
  • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
  • Создать в воскресные дни дома для него такой режим, как в детском саду.
  • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать там и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» с ним ежедневно и знакомится там с другими; расспрашивайте, что с игрушкой происходило, кто там с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом,  Вы узнаете много о том, как Вашему малышу удается привыкнуть к садику.
  • Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте  проблемы Вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

  Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением.

Приложение 2.

Памятка для родителей

Возрастные особенности детей 2—3 лет

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.

Вам, как его родителям, важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам

ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка по адаптации детей

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста...

Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ

Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ...

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важ...

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2020-2021 учебный год

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ2020-2021 учебный год...

аналитическая справка по адаптации детей на 2021г.

аналитическая справка по адаптации детей на 2021г....

Аналитическая справка по адаптации детей в первой и второй группе раннего возраста общеразвивающей направленности за 2022 – 2023 учебный год

Оценка уровня адаптации детей группы раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....

Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста

В 1 группе раннего возраста проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и группы адаптации....