Аналитическая справка по адаптации детей к ДОУ
статья по психологии (младшая группа)
Аналитическая справка по результатам диагностики: "Изучение степени адаптации ребёнка к ДОУ" (методика А. Остроуховой)
детей второй группы раннего возраста № 11 "Колобок", к условиям детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аналитическая справка по адаптации детей к ДОУ. | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «УЛЫБКА»
Г. БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Отчет
педагога – психолога
Гузановой Татьяны Сергеевны
«Адаптация детей второй группы раннего возраста №11 «Колобок», к условиям детского сада»
Декабрь 2020г.
ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА №11 «Колобок»
№ п/п | Фамилия, имя ребёнка (год рождения) | Уровень адаптации | |||
лёгкий | средний | усложнённый | дезадаптация | ||
1 | ????? ?????? 30.07. 2018 | + | |||
2 | + | ||||
3 | + | ||||
4 | + | ||||
5 | + | ||||
6 | + | ||||
7 | + | ||||
8 | + | ||||
9 | + | ||||
10 | + | ||||
11 | + | ||||
12 | + | ||||
13 | + | ||||
14 | + | ||||
15 | + | ||||
16 | + | ||||
17 | + | ||||
18 | + | ||||
Итого: | 6 | 10 | 2 |
Аналитическая справка
по результатам диагностики: «Изучение степени адаптации ребёнка к ДОУ» (методика А. Остроуховой) детей второй группы раннего возраста№ 11 «Колобок»,
к условиям детского сада.
В период с августа по ноябрь 2020г. в МАДОУ детский сад № 7 «Улыбка» поступило:
- 18воспитанников – вовторую группу раннего возраста№ 11 «Колобок»,
В результате определения поведенческой реакции, в соответствии с оценкой факторов адаптации, детейвторой группы раннего возраста№ 11 «Колобок»,к условиям детского сада, были получены следующие данные:
№ группы | Количество детей | Формы адаптации | Примечание | ||
лёгкая | средняя | усложнённая | |||
Вторая группа раннего возраста№ 11 «Колобок» | 18 (100%) | 6 (33%) | 10 (56%) | 2 (11%) | У 2 (11%) воспитанников процесс адаптации ещё не закончился. |
- 6 воспитанников (33%), второй группыраннего возраста № 11, адаптировались в лёгкой форме, т.е. эти дети почти не болели, поведение у них нормализовалось в течение 2-3 недель.
- У 10 воспитанников (56%), второй группыраннего возраста № 11, острая фаза адаптационного периода прошла в степени средней тяжести. У них наблюдались признаки психического стресса: беспокойство и страх, упрямство, плаксивость и капризность, затем поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
- Для 2 воспитанников (11%), второй группыраннего возраста № 11, адаптация была усложнённой. Основные причины протекания адаптациив усложнённой форме: частые заболевания, неподготовленность к режиму и питанию в детском саду, сильная привязанность к родителям.
- У 2 воспитанников (11%) процесс адаптации ещё не закончился т.к. они часто отсутствуют.
В период адаптации педагогом-психологом для родителей предложены:
- стендовая консультация: «Ваш ребёнок начал посещать детский сад» (Приложение 1).
- памятка: «Возрастные особенности детей 2—3 лет»(Приложение 2).
Воспитателями проведено анкетирование родителей, с целью выявления особенностей ребёнка, для создания благоприятных условий его развития, а так же на группах проведены родительские собрания по вопросам адаптации малышей к детскому саду.
Педагогом-психологом проведена консультативная работа, с воспитателями второй группы раннего возраста № 11, по созданию эмоционально-благоприятной атмосферы в группе; по организации игровой деятельности в адаптационный период.
В адаптационный период, с малышами, второй группы раннего возраста № 11, проведены игры и упражнения, направленные на обеспечения благоприятного психоэмоционального самочувствия.(Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы» / авт.-сост. О.Е. Белова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 154с.).
Дата: ________________
Педагог-психолог: ______________Т.С. Гузанова
Приложение 1.
Подготовила:
педагог- психолог
МАДОУ № 7
Т.С. Гузанова
2020
Адаптация (приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям) к детскому саду – тяжелое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
Для того, чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к посещению детского сада заранее, уделяя ему в этот период особое внимание, так как ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от домашних.
Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада.
Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин.
Основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются:
- отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;
- наличие у ребенка своеобразных привычек (например, в 3 года ребёнок ест только определённую пищу, некоторые дети не имеют навыка разжёвывания пищи, пьют только из бутылки и т. д.);
- неумение занять себя игрушкой;
- отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков (самому пить из чашки, есть пищу ложкой, пользоваться туалетом, иметь элементарные навыки раздевания - одевания (снимать обувь, носки, шорты (юбочки) и т. д., складывать всё это в свой шкаф;
- отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.
По дороге домой старайтесь поговорить с ребенком, узнайте, что было за день хорошего, а что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Отдав ребенка в садик, вы стали меньше времени проводить вместе с ним, но дело не в количестве часов, а в качестве ваших взаимоотношений. Они могут стать более теплыми, если вам есть что рассказать друг другу.
Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду, либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.
Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребёнок спокойно идёт в группу;
- С аппетитом ест;
- Быстро засыпает, вовремя просыпается;
- Эмоционально общается с окружающими;
- Играет в разные игры;
Болезни, возможно даже частые, в первый год неизбежны.
Да, в детских садах дети болеют чаще, чем дома. Но в этом не всегда виноваты детские сады.
У каждого ребенка имеется определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами. Однако люди болеют от таких инфекций только тогда, когда ослабевает их иммунная защита. А ее активность напрямую, особенно у детей, зависит от эмоционального состояния. В каком бы возрасте ребенок не поступал в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание. Это нетрудно понять, ведь меняются привычные условия жизни, в которых ребенок чувствовал себя легко и уверенно, так как успел к ним приспособиться. Самый психотравмирующий факт – это разлука с матерью и другими близкими родственниками, которые заботились о ребенке с рождения.
Не пугайтесь и не торопитесь сразу садиться на больничный, особенно в период адаптации. От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении, можно вполне избавиться, не снимая ребенка с детского сада. Главное не упустить момент! А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребенком, Вы рискуете получить новые слезы, и привыкание начнется сначала.
Если у ребенка удалось сформировать навыки самообслуживания, научить его играть, общаться со сверстниками, домашний режим совпадает с детсадовским, наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Итак, как надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад:
- Настраивать ребенка на мажорный лад. Постоянно внушать ему, что очень хорошо, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой. Создать спокойный бесконфликтный климат для него в семье.
- Уменьшать нагрузку на нервную систему.
- На время прекратить походы в гости, в цирк, всевозможные развлекательные мероприятия, сократить просмотр телевизионных передач.
- Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
- Создать в воскресные дни дома для него такой режим, как в детском саду.
- Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.
- Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать там и наутро снова с ней встретиться. Если ребенок на это не соглашается, пусть игрушка «ходит» с ним ежедневно и знакомится там с другими; расспрашивайте, что с игрушкой происходило, кто там с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, Вы узнаете много о том, как Вашему малышу удается привыкнуть к садику.
- Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы Вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
Когда ребенок привыкнет к детскому саду, не принимайте его слез при расставании всерьез – это может быть просто плохим настроением.
Приложение 2.
Памятка для родителей
Возрастные особенности детей 2—3 лет
В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.
В этом возрасте вашему ребенку важно:
Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.
Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.
То, что происходит прямо сейчас. Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам, как его родителям, важно:
Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.
Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам
ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка по адаптации детей
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста...
Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ
Аналитическая справка по адаптации детей 1 младшей группы к ДОУ...
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Ранний возраст - период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важ...
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ 2020-2021 учебный год
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста к ДОУ2020-2021 учебный год...
аналитическая справка по адаптации детей на 2021г.
аналитическая справка по адаптации детей на 2021г....
Аналитическая справка по адаптации детей в первой и второй группе раннего возраста общеразвивающей направленности за 2022 – 2023 учебный год
Оценка уровня адаптации детей группы раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Аналитическая справка по адаптации детей раннего возраста
В 1 группе раннего возраста проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения и группы адаптации....