Родительский всеобуч "Учим детей общаться со сверстниками и взрослыми"
материал
Когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми в обществе. Это помогает хорощо учиться и развивать свои таланты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_vseobuch_uchite_detey_obshchatsya_so_vzroslymi_i_sverstnikami.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительский всеобуч
Тема: «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми»
Цель: привлечь внимание родителей к проблеме общения детей.
Задачи:
- Показать родителем роль полноценного общения детей в развитии личности.
- Познакомить родителей с методами и приемами развития коммуникативных способностей детей.
- Выявить уровень развития коммуникативных способностей детей.
- Дать рекомендации родителям по развитию коммуникативных способностей у детей.
Участники собрания: психолог родители.
Ход собрания.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово психолога.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами! Сегодня мне хочется с вами поговорить о том, как мы общаемся друг с другом. Родители это – самые близкие люди для ребѐнка. И хотят видеть своего ребѐнка всегда улыбающимся, счастливым. Итак, тема нашего разговора – общение.
Общение - это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина).
Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.
Задача взрослых – помочь ребенку во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Способность к общению включает в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»).
- Умение организовать общение («Я умею!»).
- Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Всему этому дети учатся в семье, в детском саду, в общении со взрослыми. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в дальнейшей жизни.
Значение взаимоотношений с окружающими велико, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности.
Как это сделать? Постараемся сейчас обсудить на нашем родительском всеобуче.
III. Сообщение психолога
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки! Вы – первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом – окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей.
Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Задачи по возрастам
Младший дошкольный возраст:
- Налаживание общения на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации ;
- Стимулирование инициативных высказываний, обращений к взрослому и сверстникам с просьбами и предложениями;
- Поощрение вопросов об интересующем явлении, при рассматривании картин, игрушек, предметов.
Старший дошкольный возраст:
- Налаживание диалогического общения со сверстниками в совместных играх и на занятиях, использовать различные средства общения с учётом конкретной ситуации;
- Обсуждение нравственных проблем, связанных с понятиями о том, что такое хорошо, что такое плохо;
- Побуждение к словесному творчеству;
- Способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения в процессе коллективных бесед.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта. В семье закладываются основы общения. Именно родители должны сформировать у ребенка представление о том, как нужно вести себя с разными людьми. И лучше всего это делать своим собственным примером. Так, общение родителей со знакомыми прохожими, соседями и друзьями, продавцом в магазине, кондуктором в автобусе, воспитателем в детском саду является примером для подражания, становится образцом поведения для ребенка.
В то же время основные навыки общения формируются в процессе наблюдения ребенка за мамой и папой. Ели родители умеют договариваться, выслушивают друг друга, правильно задают вопросы и на них отвечают, помогают советом, то и ребенок научится естественному стилю общения. Однако малыш не должен быть только простым наблюдателем. Он имеет право высказывать свои желания и идеи, но только в корректной форме. Если ребенок перебивает родителей, кричит и впадает в истерику, это может привести к вседозволенности, неуважению к взрослым, что, конечно же, является недопустимым. Поэтому нужно с самого раннего детства пресекать такие попытки неуважения.
Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.
Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.
Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.
IV. Тест-игра с родителями «Как Вы общаетесь с детьми?».
Провести с родителями тест-игру и предложить выбрать те фразы, которые наиболее часто употребляются ими в общении с детьми.
- «Сколько раз тебе повторять!»
- «Посоветуй мне, пожалуйста…»
- Не знаю, что бы я без тебя делала!..»
- «И в кого ты такой уродился?»
- «Какие у тебя замечательные друзья!»
- «Ну, на кого ты похожа!..»
- «Вот я в твое время…»
- «Ты моя опора и помощница(к)»
- «Ну, что за друзья у тебя!»
- «О чем ты только думаешь?!»
- «Какая ты у меня умница!»
- «А как ты считаешь, сынок (доченька)?»
- «У всех дети как дети. А ты?!»
- «Какой ты у меня сообразительный(ая)!»
После сделанного выбора предлагается оценить выбранные фразы:
- 2 б. 8. 1б.
- 1б. 9. 2б.
- 1б. 10. 2б.
- 1б. 11. 1б.
- 1б. 12. 1б.
- 2б. 13. 2б.
- 2б. 14. 1б.
Каждый родитель подсчитывает сумму баллов оценки избранных фраз. Подводятся итоги теста-игры.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие Вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от Вас.
13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между Вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему больше внимания, прислушайтесь к его словам.
Социальная жизнь ребенка включает в себя и общение с ровесниками, которое меняется с возрастом. Помогите малышу наладить общение со сверстниками.
V. Советы психолога родителям:
Как ребенку наладить общение со сверстникамиже?
1.Научите детей знакомиться!
Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.
2. Покажите собственный пример.
Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.
3. Способствуйте расширению круга общения ребенка. Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» - «Вася - плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться.
4. Дружите сами и учите дружить своих детей!
Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей.
Умение общаться зависит не только от воспитательного воздействия со стороны родителей и педагогов, но и от психологических особенностей личности ребенка.
VI. Заключение.
Уважаемые родители, помочь ребенку сформировать у него желание общаться – общая наша задача.Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький. Необходимо помнить, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для его дальнейшего развития, социализации в различных ситуациях.
Путешествие по сложной, но очень интересной стране обшения бедет не простым, длительным,но удивительно привлекательным.Чудес не бывает, и проблемы вашего ребенка не пройдут за один день по взмаху «волшебной палочки» . Поэтому, дорогие взрослые, наберитесь терпения и в путь.
Желаем успехов Вам!
Литература:
- Дубина Л.А «Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений», серия «Психологическая служба», М.,2005г.
- Панфилова М.А. «Игротерапия общения», серия «В помощь психологу», М., 2005г.
- Хромоса С., «Игровые уроки общеия для детей», М. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Развитие у детей умения общаться со сверстниками и взрослыми"
В ДАННОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫТЫ Методы и формы формирования навыков общения. ПОНЯТИЕ "ОБЩЕНИЕ" ЗАДАЧИ ПО ВОЗРАСТАМ. СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ....
Консультация для родителей "Как учить детей общаться со сверстниками"
Главный способ преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого , а в формировании у дошкольника чувства общности с другими, собственной внутренней причастности к ним....
Консультация для родителей «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми».
Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство друг...
Консультация для родителей «Учим ребенка общаться со сверстниками и взрослыми»
Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимися,умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самомуудается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстникам ив...
Родительский всеобуч Тема: «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми»
Общение – это условное развитие ребенка, важнейший фактор, формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство друг...
Консультация для родителей «Учите детей общаться со сверстниками и взрослыми».
Умение общаться не приходит само собой, оно приобретается ценой усилий. Наверно, все без исключения родители хотят увидеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими детьми...
Родительский всеобуч «Учите детей общаться со сверстниками»
Родительский всеобуч «Учите детей общаться со сверстниками»В возрасте до 1 года малышу достаточно общения с взрослыми, но когда он подрастает, ему необходимо общаться с другими детьми.В пе...