Деятельность педагога-психолога в системе комплексного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности «Особый ребенок»
методическая разработка по психологии

Крючкова Гульшат Абулманиховна

Система психолого-педагогического  сопровождения воспитанников с ОВЗ – это практически значимая форма работы команды специалистов (учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагогов-психологов, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей, воспитателей)   по созданию условий обучения и развития ребенка   с особыми образовательными потребностями в единой образовательной среде.   Многим детям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых, психолого- педагогическое сопровождение на протяжении всего периода его обучения. Значимая роль в процессе сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательной организации отводится педагогу-психологу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крючкова Г.А.,

педагог-психолог МАДОУ  ЦРР – детский сад,

                                                                               ГО Красноуфимск

Деятельность педагога-психолога в системе комплексного сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в условиях группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности

 «Особый ребенок»

Аннотация:   представлен опыт работы педагога-психолога  ДОО по сопровождению детей с ОВЗ  в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях группы кратковременного пребывания «Особый ребенок».

Ключевые слова: особые образовательные потребности, комплексность, педагог-психолог, психолого-педагогическое сопровождение, ребенок с ОВЗ, нарушения развития, коррекционная работа, взаимодействие.

Пересмотр традиционных образовательных практик, обусловленный введением Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г., базируется на идее повсеместной организации инклюзивного обучения — обеспечения конституционного права на образование для всех категорий детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), посредством создания специальных условий.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который гарантирует «…получение без дискриминации качественного дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья…» и обязывает учреждение создать «…необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития…»

В МАДОУ ЦРР – детский сад  выстроена  система психолого-педагогического  сопровождения воспитанников с ОВЗ – это практически значимая форма работы команды специалистов (учителя-дефектолога, учителей-логопедов, педагогов-психологов, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей, воспитателей)   по созданию условий обучения и развития ребенка   с особыми образовательными потребностями в единой образовательной среде.  

Опыт работы в МАДОУ ЦРР – детский сад показывает, что постоянно растёт количество детей дошкольников с тяжёлыми нарушениями речевого развития и с задержкой психического развития, которые обучаются в группах компенсирующей направленности, также в форме   инклюзивного обучения в группах общеразвивающей направленности. Кроме того, дети с ограниченными возможностями здоровья получают дошкольное образование в условиях компенсирующей группы кратковременного пребывания «Особый ребенок». В группе обучаются дети с различными нарушениями развития:

  • дети с нарушениями слуха;
  • дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с нарушениями интеллектуального развития;
  •  дети с ранним детским аутизмом;
  • дети с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Трудности построения коррекционно-педагогического процесса обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ в данной группе разнородна, воспитанники групп различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся нарушений.  У детей отмечается замедление в формировании высших психических функций, низкая познавательная и речевая активность, дезадаптация в окружающей среде, нарушение произвольности психических процессов, навыков контроля и самоконтроля, низкий уровень работоспособности, заниженная самооценка, наличие объективных проблем в обучении, нарушения сопровождаются и расстройствами эмоционально-волевой сферы.  

Многим детям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых, психолого- педагогическое сопровождение на протяжении всего периода его обучения. Значимая роль в процессе сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательной организации отводится педагогу-психологу.

Психологическое сопровождение  в профессиональной деятельности педагога-психолога в группе кратковременного пребывания  направленна на создание максимально благоприятных условий, обеспечивающими постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, продуктивных форм общения с взрослыми и сверстниками - для интеграции детей с ОВЗ в социум и на овладение дошкольниками специальными компетенциями. При разработке стратегии индивидуальной психолого-педагогической работы с ребенком с особыми образовательными потребностями  придерживаюсь «средового» подхода» - создание цепочки развивающих, коммуникативно-познавательных сред, способствующих пробуждению собственной активности ребенка и расширению его социально-адаптивных возможностей.

Основными направлениями деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения     являются диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и методическая работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

В рамках диагностической работы   организую и провожу оценку возможностей и выявление особых образовательных потребностей и   индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка с ОВЗ, определяя тип отклоняющегося развития, оценку причин и механизмов конкретного типа отклоняющегося развития. Совместно с другими специалистами определяю оптимальный образовательный маршрут, и обеспечиваю индивидуальное сопровождение каждого ребёнка с особыми образовательными потребностями.  Разрабатываю программы коррекционной работы и провожу оценку динамики развития и эффективности коррекционной работы.  

 Основными задачами коррекционно-развивающей работы в практике   являются: развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; формирование и развитие социальных навыков и социализации; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения. Оказываю помощь в создании благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОО, организации психологически комфортной образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Вся коррекционная работа организуется на основе индивидуализированных программ, подбора форм, методов и технологий с учетом особенностей развития ребенка с ОВЗ.  Данные программы предполагают постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями умения взаимодействовать в едином детском коллективе.

Работа по консультативно–профилактическому направлению   в практике обеспечивает оказание педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребёнка с ОВЗ. Разрабатываю рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, провожу мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-образовательных задач.

Основными задачами   просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон каждого ребёнка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребёнком при   организации образовательной деятельности. Формы психологического просвещения педагогов   разнообразны: занятия и семинары  по ключевым проблемам развития ребёнка с  особыми образовательными потребностями, организация психолого-медико-педагогических  консилиумов с участием специалистов сопровождения; подготовка к тематическим родительским собраниям, индивидуальные консультации, мастер – классы, практикумы.

Организационно–методическое направление   деятельности   включает подготовку материалов к консилиумам, методическим объединениям, педагогическим советам, участие в указанных мероприятиях, подготовка информационных и раздаточных материалов, а также оформление документации.

Главной целью в создании модели психологического сопровождения детей с ОВЗ является разработка инструментария сопровождения такого ребёнка, обеспечивающих успешную дальнейшую интеграцию. Для развития ребёнка с ОВЗ, необходимо создание условий, при которых он мог бы осваивать процессы, связанные с социализацией. Это организация детской деятельности и создание специально созданной среды в ДОО. Эта среда представляет собой единство всех участников образовательного процесса, а также создание психологической помощи, поддержки и обеспечения с целью преодоления барьеров, возникающих на пути развития ребёнка.

Список литературы:

  1. Алехина С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.
  2. Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ Сост. М. М. Прочухаева, Е.В. Самсонова.
  3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. (Библиотека психолога- практика) — М.: АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация " Создание системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ"

Данная презентация определяет основные направления работы педагогов ДОУ по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья....

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования окажет значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

Группа кратковременного пребывания компенсирующей направленности «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

Содержание образовательного процесса в группе «Особый ребёнок» определяется программой дошкольного образования и специальными коррекционными программами с учётом индивидуальных особенностей воспитанни...

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Принятие ФГОС дошкольного образования оказывает  значительное влияние на существование и развитие деятельности ДОУ....

«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...

Семинар-практикум «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»

На семинаре-практикуме рассказывается о формах, метода и средствах комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»....

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ ...