Семинар-практикум «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса»
методическая разработка
На семинаре-практикуме рассказывается о формах, метода и средствах комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами «познавательно-игрового сеанса».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 41.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
«Комплексное сопровождение детей
с ограниченными возможностями здоровья средствами
«познавательно-игрового сеанса»
Цель: Создать условия для формирования профессиональной компетентности педагогов об использовании инновационных форм взаимодействия детского сада и семьи.
Задачи:
- Обсудить инновационную форму взаимодействия детского сада и семьи.
- Развивать внутригрупповые отношения, умение работать в группах, по заданию.
- Сформировать мотивацию к реализации требований ФГОС ДО по внедрению инновационных форм взаимодействия детского сада и семьи.
Материал и оборудование:
- презентация по теме;
- ноутбук;
- схемы, бланки;
- бумага формата А4.
Ход проведения:
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это должно выразиться в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, к их структуре и результатам освоения. Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях введения и реализации ФГОС ДО, но и от степени вовлеченности родителей (законных представителей) к реализации новых стандартов, от тесного взаимодействия семьи и детского сада в вопросах воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
ВОПРОС 1: Какие формы работы взаимодействия с родителями вы знаете?
ВОПРОС 2: Что является выбором для форм взаимодействия с родителями
Взаимодействие с родителями – это системная целенаправленная работа, диалог субъектов взаимодействия, в процессе которого формируется понимание значимости новых преобразований, происходит осознание сопричастности каждого к полученным результатам. На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив каждого образовательного учреждения стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
2 СЛАЙД:
В рамках реализации регионального инновационного проекта «Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации адаптированной программы дошкольного образования в условиях ДОО» в нашем дошкольном учреждении проходит внедрение новой формы организации образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС ДО – познавательно-игровой сеанс.
Под данной формой понимается игровое взаимодействие педагога с ребенком с участием родителей.
Познавательный игровой сеанс может широко применяться в практике образовательных организаций, работающих с дошкольниками с ОВЗ, повысив качество образовательного процесса.
Познавательный игровой сеанс:
- обеспечивает учет индивидуальных возможностей и потребностей, создает условия для развития личной успешности ребенка с ОВЗ;
- выстраивает партнерские отношения с детьми и родителями в рамках личностно-ориентированного подхода;
- решает максимальное количество задач развития детей в рамках различных форм работы и видов деятельности, адекватных возрасту;
- обеспечивает взаимодействие воспитателей и педагогов дошкольной организации (музыкального руководителя, педагога-психолога, учителя-логопеда и психолого-педагогическую поддержку родителей.
3 СЛАЙД
Посредством познавательно-игрового сеанса осуществляется развитие детей в образовательных областях путем игрового моделирования деятельности, активными участниками которой являются дети, педагоги и родители.
Технология подготовки и проведения познавательных игровых сеансов предполагает следующие характеристики:
- цели и задачи, решаемые с помощью познавательного игрового сеанса;
- описание структуры сеанса с обозначением задач в каждом структурном компоненте и особенностями его проведения;
- основные принципы построения сеанса;
- форма и место проведения сеанса, его структурирование по времени, количеству участников.
Принципы организации и проведения игровых сеансов:
- Принцип игровой деятельности. Основу сеанса составляет игровая деятельность, позволяющая в присущей ребенку игровой форме осуществлять его развитие.
- Принцип интеграции. Интеграция представлена объединение в целое нескольких факторов образовательного процесса, которые взаимно дополняют, обогащают друг друга (интеграция образовательных областей, интеграция видов деятельности, интеграция субъектов образовательной деятельности).
- Принцип тематического построения образовательной деятельности. Темообразующими факторами могут являться: события, происходящие в мире; праздники; события, описываемые в художественном произведении; события, происходящие в жизни возрастной группы (дни рождения, специфические познавательно-игровые интересы, экспериментирование со свойствами предметов и др.). Темы должны вызывать у детей личный интерес, соответствовать возрасту воспитанников, учитывать взаимосвязь с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.
- Принцип стабильности. Данный принцип предполагает, что структура сеанса постоянна. Это означает, что придя на игровой сеанс, родитель и ребенок примерно знают, что их ожидает: это способствует созданию атмосферы стабильности и безопасности для детей и родителей. Повторяемость проявляется в повторении материала (песенок, сказок, игр) в течении нескольких встреч.
- Принцип гибкости. Оставляя неизменным только групповое приветствие и прощание меняются компоненты и ход сеанса в соответствии с индивидуальными особенностями и уровнем развития детей, а также никогда не принуждается ребенка к выполнению игры или задания. Если ребенок не хочет играть или затрудняется в выполнении задания, действия за него может выполнить взрослый, кроме этого предоставляется выбор детьми материалов.
- Принцип двигательной активности ребенка. В течении сеанса дети реализуют свою потребность в движении. Этому способствует свободное общение и перемещение детей.
- Принцип активного участия родителей. Главная задача сеанса не выдать инструкции и рекомендации, а создать условия стимулирования к активному участию родителей в деятельности.
4 СЛАЙД:
При проведении предполагаются два вектора целеполагания.
Первый вектор направлен на работу с детьми:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
- формирование основ базовой культуры личности;
- всестороннее развитие психических и физических качеств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Второй вектор ориентирован на взаимодействие с родителями:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми.
Структура сеанса состоит из взаимосвязанных компонентов:
- индивидуальное приветствие;
- самостоятельная игровая деятельность;
- групповое приветствие;
- образовательная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- совместная игровая деятельность педагога с детьми;
- дополнительный компонент в структуре сеанса;
- взаимодействие с родителями;
- прощание.
Остановлюсь подробно на каждом из компонентов и особенностях их проведения:
- индивидуальное приветствие и прощание выделен как компонент в структуре сеанса для обеспечения каждому участнику игрового сеанса и ребенку, и родителю – ощущение комфорта собственной значимости.
- самостоятельная игровая деятельность – она по необходимости может включаться в любой момент сеанса. Во время ее происходит знакомство с новыми играми, уделяется время паре ребенок-родитель. Особая роль здесь отводится использованию иллюстративному материалу. Иллюстрации рассматриваются не только как средство художественного восприятия, но и в качестве знаковой системы по умственному воспитанию дошкольников.
- групповое приветствие и групповое прощание – если групповое приветствие помогает настроиться на предстоящую деятельность, то групповое прощание помогает закрепить положительный фон настроения и завершить игровой сеанс. Они проводятся в виде песенок, потешек, могут завершаться общими аплодисментами.
- образовательная деятельность – в зависимости от цели может быть разной: познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, коммуникативная, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная, двигательная. Она реализуется через сенсорные, речевые, дидактические, пальчиковые, подвижные, телесно-ориентированные игры, восприятие художественной литературы, театрализацию, знакомство с иллюстрациями, ритмические и танцевальные движения, разучивание песенок-потешек. Познавательно-исследовательская деятельность может включать в себя – эксперименты с водой, песком, предметами и материалами, объектами живой природы. Включение художественных произведений (сказок, рассказов, стихов, фольклорных произведений) в сеанс позволяют сформировать целостное представление об окружающем. Художественные произведения могут быть как темой вокруг которой строится весь сеанс, так в качестве закрепления или дополнения к изучаемой теме. Знакомство с произведениями может осуществляться с помощью театрализованных игр. Использование телесно-ориентированных игр обеспечивает атмосферу доверия, защищенности и близости. Прикосновения используются для успокоения, утешения, поддержки. Выражения заботы и любви.
- продуктивная деятельность – изобразительная или конструктивная способствует закреплению изучаемой темы сеанса и определяется темой игрового сеанса, способствует ее закреплению.
- совместная игровая деятельность педагога с детьми – предметная среда дополняется материалом, игрушками по теме сеанса. После сеанса детям предлагается поиграть с этими игрушками самим, для закрепления полученных навыков. Также на данном этапе сеанса происходит консультирование родителей, их обучение способам игрового взаимодействия с детьми. Данный компонент может включаться в любой момент сеанса, и его длительность регулируется ведущим.
- дополнительный компонент в структуре сеанса – может включать в себя игры, упражнения на физическое или художественно-эстетическое развитие.
- взаимодействие с родителями - как компонент структуры сеанса не имеет специально отведенного времени, т.к. осуществляется на каждом этапе сеанса путем пояснения родителям развивающих целей игр и упражнений, обучения способам игрового взаимодействия с детьми. Также родители могут получить педагогические рекомендации для занятий с детьми дома, заключающиеся в повторении игр и упражнений игрового сеанса.
Примерная структура познавательного игрового сеанса
№ | Компонент игрового сеанса | Решаемые задачи | Содержание | Продолжительность |
Индивидуальное приветствие и прощание |
| |||
Самостоятельная игровая деятельность |
| |||
Групповое приветствие |
| |||
Образовательная деятельность |
| |||
Изобразительная/ конструктивная деятельность |
| |||
Совместная игровая деятельность педагога с детьми. |
| |||
Дополнительный компонент |
| |||
Взаимодействие с родителями в процессе группового сеанса |
| |||
Прощание |
|
Я предлагаю Вам подвести итог стажерской площадки:
Метод «ХИМС»
Цель: Выяснить впечатления участников.
Время: 15 минут
Численность: Все участники
Материал: слайд и ответы педагогов
Проведение:
Каждый участник должен откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы.
– Хорошо…
– Интересно…
– Мешало…
– Возьму с Собой
ЛИТЕРАТУРА:
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е, Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004. —175 с.
- Осечкина Л.И., Чапкова В.В. 20 конспектов познавательно игровых сеансов для детей младшего дошкольного возраста. – М.:АРКТИ, 2014.-176с. (Развитие и воспитание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Программа основана на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка, учении об ориентировочной деятельности и концепции планомерно-поэтапного формирования деятельности, ...
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Презентация о работе психолого-медико-педагогического консилиума в ДОУ, оформление документации. ...
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Выступление на семинаре старших воспитателей....
Конспект логоритмического игрового сеанса по лексической теме: "Домашние животные"для детей с ограниченными возможностями здоровья
Целью предлагаемых игровых упражнений является налаживания эмоционального контакта со взрослым, развитие артикуляционной, мелкой моторики, координации движений в речи, чувство ритма, внимания. Д...
Конспект игрового сеанса по теме: "Встреча друзей" для детей с ограниченными возможностями здоровья
Способствовать осознанию ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения; способствовать снятию психоэмоционального ...
«Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников» Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е., Первушиной И.М.»
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников...