Статья по инновационной деятельности ДОУ на тему: "Особенности проведения диагностики в разновозрастной группе сельского ДОУ"
статья по психологии
Статья по инновационной деятельности ДОУ на тему: "Особенности проведения диагностики в разновозрастной группе сельского ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_organizatsii_diagnostiki_v_rvg.docx | 32.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения диагностики в
разновозрастной группе сельского ДОУ
Н.В. Уланова
Педагог-психолог МДОУ Майнского
детского сада №5 «Теремок»
р.п. Майна Ульяновской области
Т.В. Кураева
Заведующий МДОУ Майнского
детского сада №5 «Теремок»
р.п. Майна Ульяновской области
Среди многообразных проблем современного дошкольного образования есть проблема разновозрастных групп. Все многообразные дошкольные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития, а попытки описать специфику их применения в разновозрастной группе, по сути, попытки адаптировать без каких-либо существенных изменений то, что разработано на конкретный возраст. Возвращение к практике совместного воспитания детей разного возраста обуславливает усиление интереса психологической и педагогической науки к многообразным проблемам разновозрастной группы.
Проблемы организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах касались в своих трудах, как педагоги-практики, так и методисты. Организация обучения и воспитания в таких группах имеет определенную сложность, поскольку от педагогов требуются знания специфики работы с разными возрастными группами и умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников.
Очевидно, что перед педагогом разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы, чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей. Идей проведения мероприятий в разновозрастной группе, приводимых в литературе много:
- младшие дети позднее включаются в работу и (или) раньше ее заканчивают;
- старшие дошкольники иначе мотивируются к работе, чем младшие;
-одновременно организуется самостоятельная деятельность одной группы и совместная с педагогом – другой;
- младшие дети получают более простые задания, чем старшие.
Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребёнка.
Диагностика имеет большое значение для эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) получить данные о развитии детей по основным направлениям воспитательно-образовательной работы и по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО, а затем своевременно скорректировать педагогический процесс с учетом индивидуальных показателей каждого ребенка.
Важным условием эффективного проведения диагностики в разновозрастной группе является умение педагога планировать работу, определять дидактические задачи, программное содержание, методы проведения мониторинга в соответствии с требованиями последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала.
Педагоги нашего детского сада совместно с научным руководителем, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ, Котляковой Татьяной Анатольевной проводят экспериментальную работу по теме: «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях разновозрастных групп ДОО и предшкольной подготовки».
Изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей.
При диагностике детей по ОО «Художественно-эстетическое развитие» используются рисунок, творческие работы, как средство диагностики интеллектуального развития ребёнка, уровня его подготовленности к школе.
В связи с этим важно выработать критерии и показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью:
Дети от 3 - 4 лет
Критерии обследования:
- Умение держать кисть и карандаш;
- Знание распространенных цветов;
- Умение выполнять некоторые формообразующие движения;
- Рисование круглой, треугольной, прямоугольной форм;
- Владение некоторыми приемами лепки;
- Использование известных приемов лепки для создания образа;
- Владение приёмами украшения работы дополнительным материалом
(например, вдавливание бусин, горошин);
- Знание одного вида скульптуры – народная игрушка и ее значение.
- Использование готовых форм предметного и геометрического характера
для создания аппликации;
- Освоение последовательности работы (разложить, посмотреть, намазать
клеем, приклеить, промокнуть салфеткой);
- Создание красивой декоративной композиции.
Дети от 4 – 5 лет
Критерии обследования:
- Знание светлых оттенков основных цветов;
- Умение выполнять некоторые формообразующие движения;
- Умение располагать изображение на плоскости листа;
- Умение изображать разнообразные формы и их сочетание;
- Умение добавлять новые детали, предметы;
- Владение конструктивным способом лепки;
- Лепка предметов сложной формы;
- Использование известных приёмов лепки (скатывание, раскатывание,
сплющивание, вдавливание, оттягивание) для создания образа;
- Знание видов скульптуры (народная игрушка, скульптура малых форм);
- Умение пользоваться ножницами (резать по прямой, по диагонали, срезать
углы, делать косой срез, вырезывать округлую форму из квадрата и
прямоугольника);
- Умение создавать образ предмета, варьируя величину его частей, используя
конструктивный способ аппликации;
- Умение создавать выразительную композицию узора, располагая элементы по углам, в середине, красиво сочетая их по цвету.
Дети от 5 – 6 лет
Критерии обследования :
- Знание оттенков цветов и способов их получения (работа с палитрой);
- Умение располагать предметы на плоскости листа;
- Умение выполнять разнообразные формообразующие движения;
- Умение изображать предметы сложной формы, передавать фронтальные
перспективы;
- Самостоятельное использование различных способов и приёмов
изображения в зависимости от содержания;
- Знание видов искусств (живопись, графика), жанров живописи;
- Владение пластическим способом лепки, соблюдение пропорционального
соотношения частей передаваемого объекта;
- Владение разнообразными способами лепки посуды, использование
различных материалов;
- Умение передавать выразительные позы фигур (животных, сказочных
героев), умение изображать скульптурную группу, объединяя фигуры
единой сюжетной линией, умение передавать простые движения, используя
выразительные средства скульптуры;
- Знание видов скульптуры (скульптура малых форм, монументальная,
барельеф, народная игрушка);
- Освоение техниками симметричного и силуэтного вырезывания;
- Умение создавать объемную аппликацию, освоение техники мозаичной
аппликации;
- Умение создавать выразительный образ, используя разнообразные
материалы (бумагу разного качества, ткань, бросовый и природный
материал).
Дети от 6- 7 лет
Критерии обследования :
- Знание оттенков цветов и способов их получения (работа с палитрой);
- Умение выполнять разнообразные формообразующие движения;
- Умение располагать изображение на плоскости листа;
- Умение использовать нетрадиционные техники изображения;
- Умение изображать предметы сложной формы;
- Уметь свободно использовать различные способы и приёмы изображения в
зависимости от содержания;
- Оригинальность детских работ;
- Владение конструктивным, комбинированным и пластическими способами
лепки;
- Составление скульптурной композиции, объединяя несколько объектов
единой сюжетной линией;
- Знание видов скульптуры, их специфики, сходства и различия (народная,
глиняная и деревянная игрушка, скульптура малых форм, монументальная,
барельеф).
- Освоение техники силуэтного и симметричного вырезывания (в том числе
многослойное);
- Умение сочетать вырезывание ножницами с обрывной аппликацией в одной
работе;
- Умение композиционно правильно решать перспективное построение
сюжета в используя различные изобразительные материалы;
- Умение создавать выразительный образ.
В современных условиях, у педагогов разновозрастных групп нет возможности делить детей для проведения диагностики, но зная критерии и показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью, а также программное содержание, то для ее проведения можно легко объединить детей на группы. Так, в сентябре примерно в одно и то же время дети младшей группы должны лепить палочки, в средней группе – большие и маленькие морковки, в старшей овощи (морковь и свекла), а в подготовительной – грибы.
Наиболее трудный случай – объединение детей всех возрастов. Тогда вначале лучше объяснить задание детям подготовительной группы и направить их внимание на самостоятельный анализ объектов изображения (приемы лепки детьми уже освоены), затем усадить детей среднего и старшего возраста; объяснив задание тем и другим, вызвать старших для уточнения приемов лепки морковки; предложить детям среднего возраста лепить морковки большие и маленькие, после чего старших спросить, как лепить свёклу. Последними приглашаются на занятие дети младшего возраста, и воспитатель наблюдает за приемами лепки прямыми движениями ладоней.
Для диагностики по рисованию первыми приглашаются дети средней, старшей и подготовительной групп. Им предлагается отразить впечатления о лете. Детям младшей группы в это время предложить нарисовать короткие штрихи и линии, обратить внимание на умение держать кисть и карандаш.
Для проведения диагностики в разновозрастной группе ДОУ можно использовать и коллективную форму занятий, на которых каждая возрастная группа решает свою часть изображения в соответствии с требованиями программы.
Исходя из всего описанного, мы пришли к выводу, что при организации проведения диагностики в разновозрастной группе необходимо учитывать следующие моменты:
1. Воспитатель, организовывая мониторинг освоения детьми образовательной программы в разновозрастной группе, должен четко определить цель, задачи, содержание, хорошо владеть методикой проведения занятий с детьми в разновозрастной группе.
2. Программные требования дифференцируются для каждой возрастной подгруппы за счет разных способов выполнения определенного задания.
3. Материал, подготовленный для проведения диагностики, должен содержать общие элементы для детей всех подгрупп, что дает возможность объединить воспитанников для выполнения определенных заданий.
4. При организации диагностики необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста.
Литература
Комарова ТС. Изобразительная деятельность в детском саду. 2-7 лет. Методическое пособие. ФГОС. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018г. – 224с.
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.- 144 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
- Ясин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. Образование и наука. 2006, №5, стр.27-33
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья о инновационной деятельности в ДОУ
В статье говорится о эксперементальной деятельности, которая ведётся в детском саду музыкальным руководителем...
Диагностический инструментарий для проведения диагностики старшей группы.
Данный материал поможет педагогам спланировать проведения мониторинга. Игры, последовательность проведения....
Статья на тему: Особенности целостного педагогического процесса в группах раннего возраста
Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста объясняется следующими положениями:— режимом пребывания и деятельности детей раннего возраста (свободный график прихода в учре...
Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познаватель...
Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познаватель...
Статья по инновационной деятельности " Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающи...
Статья "Организация инновационной деятельности в области физического развития дошкольников посредством реализации проекта «3D-физкультура в детском саду»"
Успех в повышении мотивации детей к занятиям физической культурой связан с внедрением в образовательный процесс новые подходы и нетрадиционные методы обучения и восп...