Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»
статья (старшая группа)

Василевская Екатерина Владимировна

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Статья на тему:

«Особенности познавательного развития детей старшей группы» 

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

В ФГОС ДО определены задачи познавательного развития:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, и др.);

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Задачи познавательного развития для детей старшей группы:

1. Развивать интерес к самостоятельному познанию объектов окружающего мира в его разнообразных проявлениях и простейших зависимостях.

2. Развивать аналитическое восприятие, умение использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация.

3. Развивать умение отражать результаты познания в речи, рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

4. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, людям, предметам).

5. Поддерживать творческое отражение результатов познания в продуктах детской деятельности.

6. Обогащать представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

7. Развивать представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.

8. Развивать представления о родном городе и стране, гражданско-патриотические чувства.

9. Поддерживать стремление узнавать о других странах и народах мира.

С возрастом познавательное развитие детей претерпевает существенные изменения. В старшем дошкольном возрасте ребенок овладевает произвольной постановкой вопросов, направленных на исследование окружающего мира. Осуществляется переход от вопросов, обращенных к взрослому, к вопросам к самому себе.

В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Благодаря различным видам деятельности, и, прежде всего игре, память ребенка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Перестраивается воображение: из воспроизводящего оно становится предвосхищающим. Ребенок способен представить в рисунке или в уме не только конечный результат действия, но и его промежуточные этапы. С помощью речи ребенок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь.

Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.

В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. Теперь с помощью моделей ребенок материализует математические, логические, временные отношения. Для моделирования скрытых связей он использует условно-символические изображения (графические схемы).

Наряду с наглядно-образным мышлением, появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка еще сохраняются ошибки.

Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребенка формируется образ мира: первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть - целое, причинность, пространство, предмет - система предметов, случайность и т.д.).

Дети успешно познают не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения, формируя способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности должны создаваться такие ситуации, которые ребенок разрешал бы посредством проведения опыта и, анализируя, делая вывод, умозаключение, самостоятельно овладевал представлением о том или ином физическом законе, явлении.

В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы умственной работы средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений.

Все это - одна из важнейших основ компетентности дошкольника, готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Особенности познавательного развития дошкольников 3-4 лет»

С переосмыслением приоритетов, целей и задач развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста актуальной становится проблема становления детской личности, выявления и развитие ее способносте...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

Статья "Особенности познавательного развития детей старшей группы"

Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможнос...

СТАТЬЯ «Особенности познавательного развития детей старшей группы»

Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможнос...

Статья на тему: «Особенности формирования взаимоотношений детей старшего и среднего дошкольного возраста»

Огромное значение и актуальность приобретает изучение дошкольника в системе его взаимоотношений со сверстниками в группе детского сада, так как дошкольный возраст – самый ответственный период в ...

Статья на тему: «Особенности познавательного развития детей старшей группы»

Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Познавательная активность ребенка с его ростом и развитием все больше начинает тяготеть к познаватель...

Выступление на родительском собрании "Особенности познавательного развития детей старшей группы"

Выступление педагога-психолога на родительском собрании с целью ознакомления родителей с особенностями познавательной сферы детей 5-6 лет, а также рассказ о проведении диагностического обследования (о...