Статья по инновационной деятельности " Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
статья по аппликации, лепке
В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающиеся проблемы и трудности по организации образовательной деятельности в разновозрастных группах детского сада. Выделены основные методы и приемы, применяемые педагогами детского сада в разновозрастных группах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsionnye_metody_obucheniya_v_dou.docx | 23.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
Н.В. Уланова
МДОУ Майнский детский сад №5 «Теремок»
р.п. Майна
Аннотация. В статье дается обоснование проблемы по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе детского сада на примере занятий по изобразительной деятельности. Описываются часто встречающиеся проблемы и трудности по организации образовательной деятельности в разновозрастных группах детского сада. Выделены основные методы и приемы, применяемые педагогами детского сада в разновозрастных группах.
Ключевые слова: дошкольник, разновозрастная группа детского сада, художественно-эстетическое развитие детей.
Вопрос организации развития дошкольников в условиях разновозрастной группы ДОО и предшкольной подготовки в школе на сегодняшний день стоит особо актуально. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит различные задачи перед системой образования. В том числе, задачу обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства и т.п.
В настоящее время в нашей стране сельские ДОУ представлены в большинстве малокомплектными детскими садами. Их возможности ограничены прежде всего разновозрастным смешанным составом детей в них. Но задачи и они должны выполнять полностью.
В соответствии с п. 3.2.5. ФГОС ДО одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, является «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослыми и более опытными сверстниками… через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей»
Большие возможности для развития творчества детей представляет изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность, включающая рисование, аппликацию, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего, эстетического, нравственного, трудового, умственного развития детей
Поэтому цель нашей экспериментальной работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации художественно-эстетического развития дошкольников в условиях разновозрастной группы сельского ДОУ или групп предшкольной подготовки сельских школ.
Разновозрастная группа-это группа детей внутри образовательного учреждения, которые отличаются друг от друга возрастом и уровнем предшествующей подготовки и интеллектуального развития.
Поэтому становится понятным, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы детского сада вызывает у воспитателя некоторые трудности.
Исходя из опыта Лаборатории «Содружество» МДОУ Майнских детских садов №1,2,5 р.п. Майна, перед педагогом стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества и современным требованиям, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.
Первая трудность заключается в отсутствии методического обеспечения образовательного процесса для разновозрастных групп дошкольных организаций.
Вторая трудность – это то, что сам педагогический процесс приходится строить в двух направлениях, ориентируясь на два возраста детей, а это приносит некоторые неудобства педагогам детского сада.
В разновозрастной группе педагог должен уметь так организовать формат занятия, чтобы получалось держать в поле зрения всех детей, уделить каждому внимание, обеспечивая развитие детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия был доступен и интересен детям соответствующего возраста.
Для организации инновационной работы мы выделили взаимосвязь особенностей в разновозрастной группе и использовали несколько вариантов организации детей на занятиях изобразительной деятельности, которая представлена в таблице 1.
Таблица. Организация занятий в разновозрастной группе детского сада
Форма организации | Применение |
Все дети заняты одним видом деятельности | Введение в тему. Соблюдение общих правил и условий. Разъяснение поэтапных шагов задания. Деятельность, связанная с наблюдением, изучением, играми |
Один вид деятельности, но индивидуальные задания с учётом возраста детей. | Используется для коллективных творческих проектов. Например: Создание аппликации « Праздничный букет». Младшие наклеивают простые детали, предварительно вырезанные воспитателем, старшие изготавливают объёмные детали и добавляют в общую работу |
Совместные занятия с двумя подгруппами | Применяется для проведения однотипных учебных занятий. Чтобы продолжительность занятия соответствовала возрасту ребёнка, его проводят со ступенчатым началом или окончанием (начало занятия одновременное, но младших отпускаем раньше, или младшие позже подключаются к занятию) |
Занятия с одной группой по одной методике | Применяется поочередно с одной, затем другой подгруппой детей |
Таблица 1 – Организация занятий в разновозрастной группе
детского сада
Такая организация занятия помогает осуществлять индивидуальную работу с детьми. Например, если ребёнок 5 лет слабо владеет навыками рисования, лепки, аппликации следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для 4-х летних детей. И наоборот, если ребёнок 4 лет проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.
Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского сада изменяет их отношение к сверстникам. Маленькие дети, постоянно общаясь и подражая старшим, приобретают практические навыки и умения, малыши становятся более самостоятельными. Старшим детям становятся присущи такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, прекращается соперничество между детьми, изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений со взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.
По нашим наблюдениям, в образовательном процессе разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируются, и адаптируются в школе.
Список литературы
- Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г.- 144 с.
- Федеральный Закон «об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2019 года (ст.27, ст.64) источник – zakon-ob-obrazovanii.ru/
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской федерации.-Москва: 2013г.
- Ясин В.А. Развивающий потенциал разновозрастных групп детского сада. Образование и наука. 2006, №5, стр.27-33.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности обучения посредством дидактической игры в разновозрастной группе детского сада.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра может быть индивидуальной или коллективной. Существенный признак дидактической игры – уст...
Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»
Методическая разработка «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»...
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада
Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...
Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада (часть 2)
Статья на тему: "Особенности организации учебно-воспитательной работы в разновозрастной группе детского сада"...
Доклад на тему: «Особенности организации воспитательно – образовательной работы в разновозрастной группе ДОУ»
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и получения качественного дошкольного образования, однако всем известно, что решение воспитательно-образовательных зада...
Особенности работы в разновозрастной группе детского сада
Сложности в работе в разнолвозрастной гркппе дс...
Особенности работы в разновозрастной группе детского сада
Особенности работы в ДОУ с разновозрастными группами...