Индивидуальный план профессионального развития «Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми»
материал по психологии

Шарапова Алия

                       - способствовать предупреждению и коррекции познавательного, социально – коммуникативного и личностного развития дошкольников методами арт-терапии;                                           

                       - на основе анализа полученных результатов по итогам апробации технологий и методик выделить наиболее эффективные приёмы и формы работы для дальнейшего применения на постоянной основе;

                       - обеспечить профилактику  и коррекцию эмоционального выгорания педагогов.

                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sharapova_a.m._individualnyy_plan.docx27.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №7»  муниципального образования

«Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан

Индивидуальный план

профессионального развития

«Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми»

Педагога-психолога Шараповой Алии Минниахатовны

на 2023 – 2028 уч.г.

2023 год

Цель профессионального развития - Повышение профессиональной компетентности и совершенствование педагогического мастерства повышение эффективности психологической помощи детям дошкольного возраста, родителям, педагогам посредством методов арт-терапии.

Задачи профессионального развития:  

- совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

- изучение и внедрение в практику передового психолого- педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий, практические методы использования различных направлений арт-терапии;

- разработать план мероприятий с родителями по созданию благоприятной среды для познавательного и творческого  развития ребенка (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родителей к организации коллективных форм работы с детьми);

- способствовать предупреждению и коррекции познавательного, социально – коммуникативного и личностного развития дошкольников методами арт-терапии;

- на основе анализа полученных результатов по итогам апробации технологий и методик выделить наиболее эффективные приёмы и формы работы для дальнейшего применения на постоянной основе;

- обеспечить профилактику  и коррекцию эмоционального выгорания педагогов.

- распространение  своего практического опыта в профессиональных сообществах.

Разделы плана

Задачи и содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где заслушивается отчет о выполнении работы

I. Изучение психолого – педагогической литературы по теме: «Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми»

Задачи:

- совершенствование методической и правовой компетентности; умение организовывать педагогический процесс в соответствии с современными требованиями к образованию и воспитанию дошкольников.

- получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений и создание наилучших возможностей для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей;

- расширение представлений об окружающем мире через   знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развитие умственных способностей: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы.

Изучение литературы:

 1.        Воронова А.А.: Арт-терапия для детей и их родителей. – Феникс, 2012.

2.        Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015

3.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.: Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышлениям о жизни, людях и себе для взрослых и детей. – Речь, 2016.

4. Киселева М.В.: Арт-терапия в психологическом консультировании. – Речь, 2016.

5. Киселева М.В.: Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей. – Речь, 2018.

6.        Новиковская О.А.: Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

7. Панфилова М.А.: Игротерапия общения. Тесты и коррекция игры. Практическое пособие для психологов, педагогов. – Гном, 2018        

8. Сапожникова О. Б.,  Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

9. Сидорова И.В.: Развитие и коррекция с использованием цвета эмоционального мира детей старшего дошкольного возраста – СПб.:  ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

10.        Ушакова Т.: Роботы. Метафорические карты для работы с детьми, подростками и родителями. – Генезис, 2016

11.Разноцветное детство: игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / под ред. Е. В. Свистуновой. – М.: Форум, 2012.

12. Интернет-ресурсы.

2023 –

2028 г.г.

Аннотации к прочитанным книгам, доклады

Педсоветы и семинары МБДОУ «Детский сад №7».

II. Разработка программно  – методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Задачи:

-совершенствование педагогического мастерства;

-освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы

-проявление творческого потенциала педагога;

-развитие адаптивной способности  в контексте современных тенденций развития образования

-использование в диагностической, коррекционной и развивающей работе с дошкольниками методов арт-терапии.

Программно – методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса:

1. Рабочие программы.

2. Календарно-тематическое планирование.

3. Изучение уровня и особенности нервно-психического развития детей и психологическую готовность к обучению в школе

4. Конспекты коррекционно-развивающих занятий, семинаров, деловых игр, тренингов с использованием песочной терапии, игротерапии, изотерапии.

5. Картотеки (тренинговых упражнений, игр, ситуаций, упражнений, гимнастик, опытов, наблюдений и т.д.)

6. Педагогические проекты.

7. Наглядный материал (демонстрационный и раздаточный).

8. Дидактический материал.

9. Различные игры, пособия, макеты, коллекции.

10. Разработка и проведение  тренингов с использованием методов и приемов арт-терапии по профилактике и коррекции эмоционального выгорания.

11.Материал для работы с семьей (папки-передвижки, консультации, памятки сообщения и т.д.)

2023 -

2028 г. г.

Разработанные материалы

Педсоветы и семинары МБДОУ «Детский сад №7», конференции муниципального, республиканского и федерального уровня, семинары-практикумы, педагогические кафедры.

III. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Задачи:

-пропаганда профессиональных достижений;

-повышение профессиональной активности;

- создание условий для обмена опытом и осуществления сотрудничества с коллегами.

Основные действия по обобщению собственного опыта педагогической деятельности по теме: «Методы арт-терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми»

1. Открытые занятия.

2. Участие и посещение  муниципальных базовых площадок, центров, ММО.

3. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня.

4. Публикации.

5. Электронное портфолио.

6. Выступление на региональных курсах повышения квалификации.

7. Авторские методические разработки.

Ежегодно

По графику

Ежегодно

Ежегодно

2023г.- 2028г.

По мере возможности

2024г., 2027г.

Статьи из опыта работы, доклады, методические разработки, конспекты занятий.

Педсоветы МБДОУ №7, ММО, конференции муниципального, республиканского  и федерального уровня.

 

Муниципальные, региональные, всероссийские конкурсы.

Образовательные порталы, персональный сайт.

IV. Участие в системе методической работы ДОУ и района

Задачи:

- способствование самореализации, решению личных профессиональных проблем;

- достижение желаемого профессионального статуса и признания в коллективе.

Основные мероприятия:

1. Подготовка  докладов.

2. Создание компьютерных презентаций, видеороликов.

3. Изготовление буклетов, брошюр.

4. Обобщение материалов опыта.

5. Разработка и коррекция рабочих программ.

6. Участие в профессиональных конкурсах.

7. Подготовка воспитанников к муниципальным конкурсам.

8. Аттестация

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

Ежегодно

2027 год

Разработанные материалы, результаты участия педагога и воспитанников в конкурсах и других творческих мероприятий, доклады, статьи, разработка занятий,

проведение мастер - класса,

открытые показы деятельности,

выступление на педсовете, семинарах, конференциях,

публикации.

ММО, педсоветы и семинары МБДОУ «Детский сад №7», конференции, семинары разного уровня.

Размещение информации на персональном сайте и на сайте МБДОУ «Детский сад №7».

V. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне ДОУ

Задачи:

- формирование потребности в профессиональном развитии;

- самостоятельное  управление своим профессиональным развитием.

Обучение:

1. Курсы повышения квалификации.

2. Самообразование.

2024г.

Ежегодно

Документы о прохождении курсов, отчет по самообразованию.

ГБУ «Научный центр безопасности жизнедеятельности», г. Казань


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию песочной терапии в коррекционной и развивающей работе с детьми

Игра с песком, или песочная терапия становиться всё более и более популярной в психологической, психотерапевтической, и даже театральной деятельности. И эта популярность не случайна. Песочная терапия ...

ПРОЕКТ «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми»

Цель проекта:формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей  Задачи:1.  Совершенствование психических процессов.2.  Познание своего характера, укреплени...

Использование сенсорной комнаты в коррекционной и развивающей работе с детьми.

В материале представлены формы, методы и особенности коррекционной и развивающей работы с дошкольниками в пространстве сенсорной  комнаты....

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Предметно-сенсорная терапия, как метод в коррекционно - развивающей работе с детьми раннего возраста

      Этот метод актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные ...

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В СТАТЬЕ ОПИСАНЫ ВОЗМОЖНОСТИ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХУПРАЖНЕНИЙ И ИГР С ПЕСКОМ В СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИКОРРЕКЦИОННОЙ И РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГОДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛ...