«Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»
статья по психологии

«Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей,  при условии правильной организации этой технологии.

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция - это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Цели нейропсихологической коррекции:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение  регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Нейропсихологический подход помогает преодолеть:

•         снижение общей работоспособности;

•         повышенную утомляемость;

•         рассеянность;

•         нарушение мыслительной деятельности;

•         снижение функции внимания и памяти;

•         несформированность пространственных представлений;

•         недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:

  • упражнения для развития межполушарного взаимодействия;
  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • кинезиологические упражнения;
  • упражнения для развития саморегуляции и т.д.

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях как эпилепсия и психические расстройства.

С особой осторожностью упражнения следует выполнять детям с дисплазией соединительной ткани, с сердечной недостаточностью и бронхиальной астмой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_yanvar.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №45»

 «Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»

Подготовила:

Педагог-психолог Бусарова Ю.А.

Арзамас, 2023г.

«Коррекция психических процессов у детей с ЗПР при помощи нейропсихологических игр и упражнений»

С каждым годом увеличивается количество детей в дошкольных организациях с различными нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в специализированной помощи. Поиск наиболее эффективных методов помощи таким  детям является актуальной проблемой современной педагогики, психологии и дефектологии.

Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием может оказать положительное воздействие на сформированность мозговых процессов детей,  при условии правильной организации этой технологии.

Что же такое нейрокоррекция?

Нейрокоррекция - это комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в дальнейшем обучаться и контролировать свое поведение.

Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Нейропсихологический подход является отличным дополнением к коррекционной программе, и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.

Цели нейропсихологической коррекции:

  • развитие высших психических функций;
  • функциональная активация подкорковых образований мозга;
  • обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;
  • стабилизация межполушарного взаимодействия;
  • обеспечение  регуляции, программирования и контроля психической деятельности.

Нейропсихологический подход помогает преодолеть:

•        снижение общей работоспособности;

•        повышенную утомляемость;

•        рассеянность;

•        нарушение мыслительной деятельности;

•        снижение функции внимания и памяти;

•        несформированность пространственных представлений;

•        недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Нейропсихологическая коррекция предполагает включение различных видов упражнений:

  • упражнения для развития межполушарного взаимодействия;
  • дыхательные упражнения;
  • глазодвигательные упражнения;
  • упражнения для артикуляционного аппарата;
  • упражнения для развития мелкой моторики рук;
  • упражнения релаксационные;
  • упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;
  • кинезиологические упражнения;
  • упражнения для развития саморегуляции и т.д.

Нейропсихологические упражнения для детей противопоказаны при таких заболеваниях как эпилепсия и психические расстройства.

С особой осторожностью упражнения следует выполнять детям с дисплазией соединительной ткани, с сердечной недостаточностью и бронхиальной астмой.

Наш детский сад посещают дети с различными нозологиями – это дети с ЗПР, УО, ДЦП, ТМНР, РАС, а также нормотипичные дети. И с каждой категорией детей возможно применение нейропсихологических игр и упражнений.  Хотелось бы поделиться некоторыми нейропсихологическими играми и приёмами, которые мы используем на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми групп компенсирующей направленности с задержкой психического развития.

С детьми с более сложной формой ЗПР работу начинаем с нейропсихологических игр на крупную моторику «Нейроладошки», крупные «Нейродорожки» и т.д.

Нейродорожки на развитие межполушарного взаимодействия. При прохождении по нейродорожкам важно, чтобы все движения выполнялись синхронно, если у ребёнка одна рука обгоняет вторую, то педагогу нужно ее придерживать. Постепенно ребенок научится контролировать ведущую руку самостоятельно. Если у ребенка упражнение вызывает затруднение работа проходит так: сначала провой рукой проходит по дорожке, затем левой и далее двумя руками.

Нейропсихологическое пособие - Межполушарная доска. Упражнение «Зеркальное рисование» заставляет оба полушария тесно сотрудничать друг с другом. Начинаем обводить спираль одной рукой. Сначала правой, потом левой и двумя одновременно. Начинать можно как с внешнего края спирали, так и с центра спирали. С обратной стороны черные спирали, для прохождения дорожки мелом, так же желательно обеими руками.

Во время индивидуальных и подгрупповых занятий проводим разминку с нейромячами. Выполняем упражнения по инструкции педагога.

Игра «Покажи одновременно»

Ребёнку предлагается карточка, разделённая горизонтальной линией посередине. На каждой половине в хаотичном порядке нарисованы парные предметы, один предмет из пары на правой половине, другой на левой половине листа. Ребёнку надо найти и показать одновременно двумя руками два одинаковых предмета (либо закрыть их фишками).

Особое внимание на занятиях мы уделяем дыхательным упражнениям. Они оптимизируют газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Они успокаивают и способствует концентрации внимания. Универсальное дыхательное упражнение: «вдох — задержка — выдох — задержка» с использованием разного раздаточного материала.

Нейропсихологические игры на балансире. Благодаря этим упражнениям происходит улучшение двигательных навыков, сенсорного восприятия, интегрируются слуховые, зрительные, двигательные системы, тактильные системы, системы баланса, позиционирования тела в пространстве. Упражнение начинаются с установления баланса, далее даются элементарные задания (подкинуть мешочек и поймать, перекидывание мяча с педагогом и т.д.)

На групповых и индивидуальных занятиях используем кинезиологические упражнения «Кулак, ребро, ладонь», «Зайчик, лайк», «Колечки», «Лезгинка» и др. Эти упражнения тонизируют, бодрят, снимают усталость, развивают внимание и память, а также значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе.

С детьми с ЗПР используем глазодвигательные упражнения. Они помогают расширить объём зрительного восприятия, тонизируют мышцы, управляющие движением глаз, активизируют кровообращение, снижают умственное утомление. Например, упражнение «Глаз – путешественник». Развешиваем  на стене картинки. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом. Картинки меняем в зависимости от лексической  темы. Также можно использовать офтальмотренажеры.

 Помните, что занятия должны вызывать у ребенка положительные эмоции. Превратите все занятия в игру! Не перегружайте ребенка заданиями. При первых признаках утомления лучше прервать занятие. Ориентируйтесь на личностные особенности ребенка и обязательно хвалите его за старание.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....

Спортивный танец, как средство коррекции психических процессов у детей ЗПР.

     Спортивный танец – это направление, подразумевающее использование движений и элементов в соответствующем ритме, и последовательности под заранее заданную музыку....

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ

Коррекция психических процессов у детей с ОНР в практической деятельности учителя - логопеда ДОУ...

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендации по внедрению на занятия с детьми дидактических игр для воспитателей , педагогов , работающих в ДОУ с детьми с ЗПР....

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...

Сборник дидактических игр, направленных на развитие и коррекцию психических процессов у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

Д. Б. Эльконин: «Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».Игра - оди...

Методическая разработка технологической карты образовательной деятельности по формированию ЭМП и коррекции психических процессов у детей с ЗПР. "Поездка в Африку"

Методическая разработка технологической карты образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей подготовительного возраст...