Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Елена Евгеньевна Костюкова

Рекомендации по внедрению на занятия с детьми дидактических игр для воспитателей , педагогов , работающих в ДОУ с детьми с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методические рекомендации15.78 КБ

Предварительный просмотр:

     Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В. А. Сухомлинский)

Термины «задержка темпа психического развития», «задержка психического развития» были предложены Г. Е. Сухаревой (1965, 1970). Понятие «задержка» подчёркивает несоответствие уровня психического развития возрасту и в то же время указывает на временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается.

Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности (Лебединский В. В., Медведева Е. А., Семаго Н. Я.).

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

При ЗПР основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.

Дети с ЗПР отличаются несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу. И как следствие для их деятельности характерна низкая продуктивность работы в условиях учебной деятельности, неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля.

Дети данной категории отличаются своеобразием речевого развития. Это проявляется как в задержке темпа развития отдельных сторон речи, так и в характере недостатков речевого развития.

Для этих детей характерны бедный словарный запас, нарушено звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, дефекты артикуляционного аппарата.

Психолого-педагогические обследования детей с задержкой психического развития показывают, что успех развития психических процессов зависит от того, насколько своевременно будет оказана им коррекционно-педагогическая помощь.

Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, является дидактическая игра.

Рекомендации.

- Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей данной категории.

- Подборку игр использовать не только на коррекционных занятиях (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных, но и во всех режимных моментах в течение дня.

- Дидактическая игра должна соответствовать возрастным и психологическим особенностям детей.

- Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

- В дидактических играх, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.

- Для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного).

- В игре дидактические задачи должны сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.

- Дидактическая игра должна иметь четкие дидактические цели, связанные с изучаемым материалом, которые способствуют не только коррекции психических процессов ребенка, но и получению новых знаний.

- Педагог должен объяснить детям правила игры, обратить внимание на их чёткое выполнение. Правила игры определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Они помогают развивать у детей способности торможения. Правила воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.

- Детей необходимо обучать игровым действиям, лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.

- Важно, чтобы были созданы условия для переноса знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, которых в жизни ребенка должно быть неизмеримо больше, чем обучение игре.

- Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность, способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.

- Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.

- Подводя итоги игры, педагог должен подчеркнуть, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

- Подбирать такие дидактические игры, которые создают положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно.

- Для коррекции мышления важно подбирать игры, в которых дети самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи, учатся рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе.

- Подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

сообщение из опыта работы по коррекции речевых затрунений у детей с ТНР...

Методическая рекомендация "Дидактическая игра, как средство коррекции психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР"

Рекомендация от дефектолога для воспитателей по использованию дидактических игр для коррекции психических процессов....

Игра как средство коррекции агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведёт к драматическим последст...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается нетрадиционный метод воздействия песочной терапии в работе логопеда как перспективное средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Использовани...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Нетрадиционные методы воздействия в работе педагога становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Игра с песком - эт...

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста....