Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников
консультация по психологии (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trevozhnost_u_detey.docx | 8.98 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.Возникновение и закрепление тревожности связано снеудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Устойчивым личностным образованием тревожность становится в подростковом возрасте, опосредуясь особенностями «Яконцепции», отношением к себе. До этого она является производной широкого круга нарушений.Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.
А.М. Прихожан определяет тревожность, как устойчивое личностное образование, сохраняющегося на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет свою побудительную силу, отмечает А.М. Прихожан и константные формы реализации поведение с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое комплексное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный, и операционный аспекты, при доминировании эмоционального
Тревожность выражается в постоянном ощущении угрозы собственному «я» в любых ситуациях; тревожность —это склонность к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальности
Выделяя наиболее характерные особенности психического развития детей дошкольного возраста, следует заметить, что в этом возрасте идет активное совершенствование нервной системы, происходит интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга. Довольно быстро происходит также развитие психики ребенка. Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения, когда процесс торможения становится более сильным, но все же, попрежнему преобладает процесс возбуждения.Наряду с этим, в рассматриваемом возрасте у ребенка повышается точность органов чувств. При этом низкая дифференцированность восприятии, а также слабость анализапри восприятии отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью. Внимание в этом возрасте еще непроизвольно, недостаточно устойчиво, в значительной степени ограничено по объему. В силу данного обстоятельства весь процесс обучения и воспитания младшего дошкольника подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, наряду с приложением волевых усилий для сосредоточения. При этом произвольное внимание развивается в совокупности с другими функциями, и, в первую очередь –с мотивацией деятельности.В возрасте 610 лет мышление ребенка развивается от эмоциональнообразного к абстрактнологическому и ребенок вступает в школьный возраст с относительно слабой функцией интеллекта, в сравнениис функциями памяти и восприятия, которые развиты у него гораздо лучше.Естественные возможности памяти ребенка в старшем дошкольном возрасте очень велики: его мозг обладает высокой степенью пластичности, что позволяет ему довольно легко справляться с задачей дословного запоминания. Его память носит, в большей степени, наглядный характер.Важнейшей проблемой является влияние уровня тревожности ребенка на его деятельность, поскольку повышенная тревожность способна дезорганизовать любую деятельность дошкольника, особенно значимую. В связи с этим, исследователи отмечают, что высокий уровень тревожности оказывает преимущественно отрицательное влияние на результаты деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, когда разница в поведении назанятиях и вне их весьма существенна. Так, вне занятий такие дети общительные и непосредственные, но в процессе занятий они зажаты и напряжены. На вопросы они отвечают тихим, глухим голосом, иногда заикаясь. При этом темп их речи может варьироваться от торопливой до замедленной, затрудненной, причем зачастую наблюдается двигательное возбуждение, ребенок теребит руками одежду, манипулирует какимлибо предметом.Таким образом, высокий уровень тревожности может значительно усугублять проявления негативных сторон так называемого кризиса 7 лет. В этой связи, важнейшей проблемой, связанной с тревожностью старших дошкольников, является ее коррекция (коррекция —процесс обнаружения отклонений в ожидаемых результатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов [2, 3]; психологическая коррекция–направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение родителей тревожных детей старшего дошкольного возраста
Семья очень чутко реагирует на нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности, что и привело к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений ...
: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ
Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...
Психолого-педагогические техники коррекции тревожности и застенчивости у детей дошкольного и школьного возраста
Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание...
Психолого - педагогические технологии коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников с ОВЗ"
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего...
Семинар для педагогов Тема: «Психолого – педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ»
Этапы формирования эмоционально – волевой сферы.Нарушения эмоционально – волевой сферы у дошкольников.Эффективные методы и приемы коррекции эмоционально – волевой сферы дошколь...
Коррекция тревожности у старших дошкольников
цель, задачи, общая структура...
Психолого-педагогические условия коррекции тревожности у детей в условиях ДОУ
ВведениеАктуальность: В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности...