Психолого-педагогические техники коррекции тревожности и застенчивости у детей дошкольного и школьного возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа)

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей, которые его окружают.
Портрет застенчивого ребенка
Застенчивые дети выглядят удивительно похоже: опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками… Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет. Когда к нему обращаются, не отвечает , даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти укромный уголок, начинает заикаться, или безостановочно болтать и нести чепуху...
« Невидимые» проблемы
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают та-кую же бурю эмоций , что и другие дети , не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений ( тики, заикания, пощипывания, навязчивые движения и т.д.)
Мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей не всегда верно. Экспериментальные исследования показывают, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже , чем они сами.
Бывает , что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость...Очень часто под застенчивостью прячется бедная фантазия, неразвитое мышление, медленные реакции- ребенок уклоняется от общения потому, что не знает как поступить и что сказать...
Личностные особенности застенчивых детей:
Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается главным образом на том, как его действия оценят взрослые.
Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной!
Особая тактичность и деликатность требуется от педагога, так как застенчивый ребёнок реагирует на обращённые к нему слова и действия в коллективе сверстников острее и чувствителен к любой как покажется на первый взгляд мелочи.
1. Выясните, что интересуют ваших застенчивых учеников. Вы можете спросить их, использовать инвентаризацию процентов, заметить, что они носят (спортивные майки – футболки с динозаврами на фронте?), Используйте информацию, которую вы узнаете, в качестве отправной точки для разговора или образовательных мероприятий.
2. Назначьте их для работы с другими детьми в классе, которые более общительны. Это может способствовать развитию взаимодействия и новых друзей.
3. Используйте преимущества. Если застенчивый ученик превосходит по математике, попросите его или ее стать наставником другого ребенка, которому нужна помощь в этой области.
4. Устраивайте стол или места таким образом, чтобы застенчивые дети сгруппированы либо с некоторыми детьми, которых они знают, либо с детьми, которые хорошо относятся к другим.
5. Научите детей участвовать в групповых занятиях.
6. Дайте им задачу сделать это, будет поощрять перемещение по классу или рекреации взаимодействие с другими. Или, дайте им что-то сделать, это заставит их чувствовать себя важными, например, стереть доску или повесить их работу на доске объявлений.
7. Потратьте время, чтобы записаться с застенчивыми учениками каждый день. Включите их в разговор. Если они смогут установить с вами теплые отношения, они могут чувствовать себя более безопасными и способны рисковать в классе.
8. Избегайте размещения застенчивых детей в ситуациях, которые могут быть смущающими или чрезмерно напряженными для них.
9. Поддерживайте контакт с родителями. Спросите, что дети говорят о школе дома. Хотя ребенок может быть спокойным в классе, он или она может говорить довольно положительно о школе.
10. Поощряйте родителей, когда это возможно, добровольно участвовать в занятиях. Наличие родительского посещения класса, по крайней мере в начальных классах, может стать источником гордости для детей.
11. Имейте в виду, что у некоторых ваших застенчивых детей могут быть застенчивые родители. Эти родители могут лучше учиться в классе, если у вас есть что-то структурированное для них. Что-то простое, например, резка, позволит родителям наблюдать без давления. Если это возможно, проверьте его заранее с родителем.
12. Следите за предупреждающими знаками, такими как: ребенок никогда не говорит или говорит только шепотом, не использует туалет, не ест обед, кажется грустным и изъятым большую часть времени, выглядит явно озабоченным, если его зовут, никогда или редко играет с другими, смотрит на землю при разговоре, жалуется на боли в животе или головные боли и так далее. Если у вас есть проблемы или вы не замечаете прогресса, попросите родителей подумать о том, чтобы обратиться за консультацией к специалисту в области психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4.docx15.29 КБ

Предварительный просмотр:

Застенчивые дети – это замкнутые, нерешительные, робкие и испытывающие сложности при общении со сверстниками и взрослыми дети.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача взрослых людей, которые его окружают.
Портрет застенчивого ребенка
Застенчивые дети выглядят удивительно похоже: опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и практически никогда в глаза собеседнику, ерзание на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы....Они готовы спрятаться куда угодно- только бы их не трогали... застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбы взрослого, такие дети наиболее ведомы более активными сверстниками… Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными. В более тяжелых случаях - ребенок боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет. Когда к нему обращаются, не отвечает , даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти укромный уголок, начинает заикаться, или безостановочно болтать и нести чепуху...
« Невидимые» проблемы
Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают та-кую же бурю эмоций , что и другие дети , не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений ( тики, заикания, пощипывания, навязчивые движения и т.д.)
Мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей не всегда верно. Экспериментальные исследования показывают, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже , чем они сами.
Бывает , что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость...Очень часто под застенчивостью прячется бедная фантазия, неразвитое мышление, медленные реакции- ребенок уклоняется от общения потому, что не знает как поступить и что сказать...
Личностные особенности застенчивых детей:
Каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается главным образом на том, как его действия оценят взрослые.
Общение с застенчивым ребёнком требует осторожности и деликатности, так как их реакция на вмешательство взрослого может быть совершенно неожиданной!
Особая тактичность и деликатность требуется от педагога, так как застенчивый ребёнок реагирует на обращённые к нему слова и действия в коллективе сверстников острее и чувствителен к любой как покажется на первый взгляд мелочи.
1. Выясните, что интересуют ваших застенчивых учеников. Вы можете спросить их, использовать инвентаризацию процентов, заметить, что они носят (спортивные майки – футболки с динозаврами на фронте?), Используйте информацию, которую вы узнаете, в качестве отправной точки для разговора или образовательных мероприятий.
2. Назначьте их для работы с другими детьми в классе, которые более общительны. Это может способствовать развитию взаимодействия и новых друзей.
3. Используйте преимущества. Если застенчивый ученик превосходит по математике, попросите его или ее стать наставником другого ребенка, которому нужна помощь в этой области.
4. Устраивайте стол или места таким образом, чтобы застенчивые дети сгруппированы либо с некоторыми детьми, которых они знают, либо с детьми, которые хорошо относятся к другим.
5. Научите детей участвовать в групповых занятиях.
6. Дайте им задачу сделать это, будет поощрять перемещение по классу или рекреации взаимодействие с другими. Или, дайте им что-то сделать, это заставит их чувствовать себя важными, например, стереть доску или повесить их работу на доске объявлений.
7. Потратьте время, чтобы записаться с застенчивыми учениками каждый день. Включите их в разговор. Если они смогут установить с вами теплые отношения, они могут чувствовать себя более безопасными и способны рисковать в классе.
8. Избегайте размещения застенчивых детей в ситуациях, которые могут быть смущающими или чрезмерно напряженными для них.
9. Поддерживайте контакт с родителями. Спросите, что дети говорят о школе дома. Хотя ребенок может быть спокойным в классе, он или она может говорить довольно положительно о школе.
10. Поощряйте родителей, когда это возможно, добровольно участвовать в занятиях. Наличие родительского посещения класса, по крайней мере в начальных классах, может стать источником гордости для детей.
11. Имейте в виду, что у некоторых ваших застенчивых детей могут быть застенчивые родители. Эти родители могут лучше учиться в классе, если у вас есть что-то структурированное для них. Что-то простое, например, резка, позволит родителям наблюдать без давления. Если это возможно, проверьте его заранее с родителем.
12. Следите за предупреждающими знаками, такими как: ребенок никогда не говорит или говорит только шепотом, не использует туалет, не ест обед, кажется грустным и изъятым большую часть времени, выглядит явно озабоченным, если его зовут, никогда или редко играет с другими, смотрит на землю при разговоре, жалуется на боли в животе или головные боли и так далее. Если у вас есть проблемы или вы не замечаете прогресса, попросите родителей подумать о том, чтобы обратиться за консультацией к специалисту в области психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психолого-педагогические условия развития чутья к родному языку у детей дошкольного возраста"

статья из сборника материалов научно-практической конференции "Дошкольное детство", в которой рассматриваются условия при которых развивается чутье к родному языку у детей дошкольного возраста...

Психолого-педагогический проект «Волшебный мир общения». Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Данный материал способствует для социально-коммуникативного развития  детей дошкольного возраста в процессе коммуникативных игр в соответствии с ФГОС....

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Монтазери О.Н. Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста//Актуальные проблемы научной мысли:сб.статей МНПК, 2014. - с.139-143

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности и основные задачи развития познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности детей дошкольного возраста. Особое внимание уделяет...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

Игры и педагогические техники коррекции тревожности и застенчивости у дошкольников на занятиях по физическому воспитанию.

В статье приводятся данные положительного влияния игровой гимнастики с элементами ЛФК на коррекцию тревожности и застенчивости у дошкольников....

План коррекционно-развивающей работы педагога-психолога по коррекции тревожности, средствами куклотерапии у детей дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Цель КРР: коррекция эмоциональных нарушений (повышенной тревожности и детских страхов, заниженной самооценки и пр.) детей дошкольного возраста средствами куклотерапии.       Задачи...