Программа коррекции тревожности у старших дошкольников путём развития рефлексивных способностей
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Грачева Арина Юрьевна

В программе представлены актуальность темы тревожности у дошкольников, обоснование необходимости помогать тревожным детям, делая акцент на развитии рефлексивных умений с тем, чтобы менять восприятие тревожащей ситуации, переосмысливать её, убирать необоснованные страхи, а также  формировать позитивное самоотношение, усиливать веру в свои силы, развивать навыки саморегуляции, коммуникативные навыки. В программе описаны цель и задачи, ожидаемые результаты, структура и содержание занятий. Направленность программы - коррекционная и профилактическая, так как закладываются основы для преодоления трудностей детьми в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принята  на педагогическом совете                        

Протокол  №  1    от  01.09.2020 г.

          УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ

«Детский сад № 343»                              

______________Г.И. Булыгина

Протокол №  1      от 01.09.2020 г.

Программа  коррекции тревожности у детей

старшего дошкольного возраста путем развития

рефлексивных способностей

        

Составитель:

педагог-психолог Грачева А.Ю.,

высшая квалификационная категория

Нижний Новгород

2022

Актуальность темы

Актуальность проблемы повышенной тревожности детей очевидна, так как именно в дошкольном возрасте формируется психическое и физическое здоровье, происходит становление личности, закладываются основные стереотипы поведения. Из года в год отмечается увеличение числа тревожных детей, которые приходят в детский сад, при этом проявление тревожности наблюдается  у детей  уже с  3 лет. В психологии распространена точка зрения, что тревожность является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный момент при взаимодействии ребёнка с другими людьми или в каких-либо пугающих ситуациях и  впоследствии закрепляется. Поэтому важно как можно раньше создать детям благоприятные условия для полноценного личностного развития, помочь справиться с эмоционально-личностными нарушениями.

Следует разделять понятия тревога и тревожность. Тревога  -  это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Тревожность - это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожность негативно влияет на все сферы жизнедеятельности: общение, как в дошкольном учреждении, так и за его пределами, общий уровень психологического благополучия и здоровья, обучение. Тревожное состояние у детей может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего - это возрастная категория 4-8 лет, когда ребёнок вдвое чаще подвержен эмоциональным встряскам и резким жизненным переменам.

Тревожных детей можно узнать по их поведению и реакциям. Им свойственны  застенчивость, пугливость, ранимость, им сложно находить контакт со сверстниками,  общаться со взрослыми. Тревожные дети чаще предпочитают  оставаться в стороне событий, не способны занять лидерскую позицию и отстаивать собственное мнение. Наряду с этим, тревожные дети могут быть и замкнуты. В отличие от застенчивых детей, которые нередко смущаются  перед новыми людьми,  замкнутый ребёнок стремится избегать ситуации общения, быть неприметным.

Вместе с тем, тревожный ребёнок не обязательно отличается замкнутостью и нерешительностью. Костина Л.М. отмечает, что тревожность по-разному сказывается на устойчивости проявлении навыков самоконтроля. Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности. Так, тревожность рассматривается как источник агрессивного поведения, которое носит защитный характер. Это отмечается в анализе поведения как детей, так и взрослых. Кроме того, исследования ряда авторов показали, что тревожность ведет к отсутствию у человека уверенности в своих возможностях в общении, формирует отрицательный социальный статус и конфликтные отношения.

Исходя из наших наблюдений, тревожный ребёнок может быть расторможенным, несдержанным в общении, излишне эмоциональным  и проявлять открытую агрессию по отношению к сверстникам. По этой причине такой ребёнок часто получает замечания, но может их игнорировать и всё чаще проявлять «трудное» поведение. Как показывает практика, за неуравновешенным поведением часто скрывается высокая тревожность, которую ребёнок выражает через неприемлемое поведение.

По мнению Костиной Л.М., исследователи единодушны в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности на ребёнка, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью, поэтому  проблема детской тревожности, и в особенности ее коррекции, на современном этапе является весьма актуальной. Причины формирования высокого уровня тревожности кроются как в природных, генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных. Если генетические факторы трудно поддаются коррекции, то для коррекции социальных факторов представляется возможным создать соответствующие условия, способствующие снижению тревожности в детском возрасте. В рамках дошкольного учреждения такая возможность есть.

В ходе наблюдения за поведением детей старшего дошкольного возраста  в детском саду, особенностями  их взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями, отношением к занятиям,  выполнением разного рода заданий, включённостью  в общие мероприятия ДОО (утренники, конкурсы и др.), а также в процессе специально проведенного диагностического обследования,  мы пришли к выводу, что  ежегодно у более трети воспитанников старших и подготовительных групп обнаруживается высокий и средний на границе с высоким (ИТ=50% по мет. Р. Тэммла и М. Дорки) уровень тревожности.

Актуальность проблемы привела к необходимости разработки программы коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста. В ходе анализа проблемы и различных источников, в которых освещена эта проблема и методы её решения, мы пришли к выводу, что для детей нужно создавать благоприятные условия для преодоления эмоциональных нарушений, развития навыков самоконтроля, осмысления возникающих ситуаций, умения понимать причины возникновения негативных состояний у себя, окружающих и умения корректировать нежелательное состояние. В этой связи, для оказания помощи детям в преодоления тревожного состояния мы делаем акцент на развитии у них способностей к рефлексии. Модель психологически здоровой личности должна включать следующие компоненты:

наличие позитивного образа Я,  то есть абсолютного принятия человеком самого себя и других людей;

- владение рефлексией, как средством познания себя;

- наличие у человека потребности в саморазвитии, самоизменении, личностном росте.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) - это размышление, самонаблюдение, самопознание. Это особый навык, который заключается в умении отслеживать свое состояние, ощущения, мысли,  способность  наблюдать за собой со стороны, обосновывать своё поведение, осознавать свои потребности и желания, понимать себя и видеть себя глазами других.   Л.Д.Демина рассматривает рефлексию, как «свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями. Рефлексия  помогает не только осознать свои поступки, отношения, ценности, но, при необходимости, их перестроить, найти новые для этого основания».

Вместе с тем, рефлексия — это не только  самопонимание и самопознание. Она включает такие процессы, как понимание  и  оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, с общечеловеческими  ценностями. Рефлексировать - значит, пропустить что-то через призму своего внутреннего мира, оценить через свой опыт.

Дошкольный возраст – период неразвитой, спонтанной рефлексии. Ребёнок ещё не способен соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, то есть децентрироваться. Ж. Пиаже в ходе экспериментов пришёл к выводу, что в процессе развития эгоцентрическое мышление детей преобразуется в мышление децентрированное, позволяющее видеть предмет или явление не только со своей точки зрения, но и видеть и понимать позицию другого человека. По мере социализации у ребёнка развивается способность к идентификации с другими людьми, а также со сказочными и воображаемыми  персонажами, особенно, с теми, которые производят на него сильное эмоциональное впечатление. По этой причине родителям важно, например,  не просто читать ребёнку сказки, но и обсуждать с ним их содержание. Через идентификацию ребёнок познаёт этические эталоны, на основе которых развиваются его личностные качества. Ребёнок лучше начинает осознавать своё поведение и свои реакции. Это не просто для ребёнка, ему нужно в этом помогать. Как отмечает В.С. Мухина, это и есть начало развития его рефлексивных способностей, что является основой для развития самосознания. «Самосознание - осознание человеком своих чувств, мыслей, мотивов поведения, ценностных ориентаций, своего положения в обществе,  а также осознание своих рефлексий на себя, других и человечество в целом, осознание особенностей своего поведения. Самосознание предполагает рефлексию человека на самого себя и способность с достаточной степенью объективности оценить свое Я, свою уникальность как человека среди других людей, каждый из которых также обладает уникальностью» (В.С. Мухина).

Рефлексия у ребёнка развивается к шести годам.  У ребёнка возникает понимание, что он может мыслить, то есть иметь собственные мысли, которые он может высказать. Важно учитывать, что в рефлексивном общении реализуется ведущая потребность у старших дошкольников – потребность в общении, и взрослый является источником эмоциональной поддержки. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте развивается способность понимать нравственные нормы, ценности, находить причинно-следственные связи между явлениями, что способствует осмыслению происходящего в разных жизненных ситуациях.

Развитие рефлексивных способностей осуществляется через организацию рефлексивного общения, цель которого – дать возможность ребёнку осмыслить неприятную ситуацию, увидеть её под другим углом и отреагировать разные эмоциональные состояния, в частности, страхи, лежащие в основе повышенной тревожности. Организация рефлексивного общения с детьми предполагает понимание следующих моментов:

- что и зачем говорить (задавание направления содержания (проблемы) диалога и понимание его цели);

-  грамотно подбирать вопросы по теме беседы (вопрос – это ключевой приём в процессе рефлексивного общения);

- как говорить (эмоциональная окраска вопросов, комментариев, невербальные проявления);

- в какой момент и при ком говорить (создание безопасного пространства, установление доверительного контакта);

- выдерживать паузу для осмысления ребёнком вопроса и ответа;

- избегать домысливания за ребёнка;

- побуждать ребёнка не только слушать, но и говорить (активное слушание, Я-высказывания, открытые вопросы, вопросы поискового плана);

- проявлять эмпатию (способность к постижению эмоционального состояния ребёнка в форме сопереживания);

- направлять фокус внимания на положительные стороны обсуждаемой ситуации.

Рефлексивное общение направлено на:

- снижение напряжённости в какой-либо ситуации или после неё;

- отреагирование или нейтрализацию негативных эмоций, состояний;

- нахождение вариантов устранения нежелательной ситуации;

- побуждение к переосмыслению ситуации для изменения восприятия и нахождения иных, более адекватных способов её разрешения.

Цель и задачи программы

Программа составлена с учётом целей и задач коррекционно-развивающей  работы в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО. Программа базируется на принципах гуманно-личностной педагогики Ш. А. Амонашвили: «Я понял, что детей надо любить не только красиво, но и с чувством глубокой ответственности за их будущее, их надо любить всей своей жизнью, надо любить их постоянно. А это значит – заботиться о них, о каждом из них, не услаждать их байками о «светлом будущем», а вдохнуть в них мужество бороться против тьмы, учить их самим строить, улучшать жизнь для себя и для других» Также в работе с детьми мы опираемся на 5 важных правил воспитания в гуманистическом подходе Гиппенрейтер Ю.Б.:

  1. Любить ребенка просто так.
  2. Не мешать естественному развитию ребенка.
  3. Поддерживать проявление самостоятельности.
  4. Позволять ребёнку брать на себя ответственность.
  5. Заботиться – не значит диктовать свои условия.

Цель программы – создание условий для снижения (ослабления) тревожности у детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) путём развития рефлексивных способностей. Условия должны быть такими, чтобы у детей изменилось восприятие ситуаций-стрессоров (они всегда есть и будут в жизни) и заложить основу для успешного преодоления трудностей, мнимых и явных,  в будущем. Программа разработана на основе следующих материалов книг и пособий:

- Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных умений.

- Волков Б.С., Волкова Н.Б. «Развитие у дошкольников способностей к рефлексии»;

- Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте;

- Гиппенрейтер А.Б. Общаться с ребенком. Как?;

- Гиппенрейтер А.Б. Продолжаем общаться с ребёнком. Так?;

- Катаева Л.И. Работа с застенчивыми детьми;

- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми;

-Куражева Н.Ю. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-7 лет.;

- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, части  1-4.

- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.  Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.

Исходя из актуального состояния детей и задач коррекции, психолог может самостоятельно определять дополнительный набор игр и упражнений из других источников для достижения большего эффекта.

Задачи:

  1. Развивать у детей рефлексивные способности – способности переосмысливать ситуацию изменение восприятия и нахождение совместно с психологом более адекватных способов её разрешения, переход от импульсивного поведения к более управляемому.
  2. Способствовать снижению нервно-психического напряжения и преодолению трудностей в самовыражении и общении с окружающими.
  3. Побуждать детей рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
  4. Обучать саморегуляции.
  5. Способствовать повышению уверенности в общении со сверстниками и взрослыми.
  6. Развивать коммуникативные навыки в общении со сверстниками.

Программа включает 14 коррекционно-развивающих занятий, которые проводятся  индивидуально и в малых группах (2-4 человека). Также в ходе программы проводятся групповые занятия с целью наблюдения и оценки изменений в состоянии и поведении тревожных детей.  Участники программы - дети старшего дошкольного возраста (5-7) лет с высокой и повышенной тревожностью (ИТ=50%), неуверенные в себе, испытывающими трудности в  коммуникации со сверстниками, с низким уровнем саморегуляции. В ходе занятий ведётся дневник наблюдения, в котором фиксируются особенности настроения и поведения каждого ребенка. Основным материалом для занятий служат игры и упражнения, способствующие раскрепощению, самовыражению, снятию напряжения, развитию уверенности, развитию умений рассуждать (рефлексировать), Ожидаемые  результаты:

  • снижение уровня тревожности;
  • уменьшение количества страхов;
  • развитие навыков саморегуляции;
  • повышение активности в общении в среде сверстников и более свободного проявлении себя;
  • развитие умения высказывать своё мнение по оценке события, воспринимать ситуацию под другим углом  и  выбирать иные способы реагирования в затруднительной ситуации;
  • развитие способности понимать свои эмоции и распознавать эмоции у других людей.

Цикл занятий рассчитан на 4 месяца. Продолжительность каждого занятия составляет  30-40 минут с периодичностью встреч 1 раз в неделю. Группы формируются из детей, которые знают друг друга, но при этом отличаются формами проявления тревожности (более замкнутые, неуверенные, с низким уровнем самоконтроля, активные).

Работа с родителями

Важной частью программы является психологическое просвещение родителей и педагогов.  Следует отметить, что. проводя коррекционную работу с детьми в детском саду, мы работаем, в большей степени с симптомами, проявляющимися на эмоциональном и поведенческом уровнях. Устранение глубинных причин эмоциональных нарушений у ребёнка, конечно, дало бы больший эффект, но в рамках дошкольного учреждения это крайне затруднительно. Например, скорректировать стиль семейного воспитания, формирующий повышенную тревожность у ребёнка, довольно проблематично при отсутствии заинтересованности в этом у родителей. Вместе с тем, необходимо оптимально выстроить сотрудничество с родителями, установить доверительный контакт с каждым родителем с целью обеспечения его полной включённости в процесс помощи ребёнку и повышения эффективности коррекционной работы. Это достигается с помощью следующих мероприятий:

  1. Проведение опросов, тестирования:  анкета по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.), опросник родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.),  анализ стиля воспитания (Э. Эйдемиллер), мини-теста «Тип темперамента ребёнка».
  2. Проведение тематических онлайн-лекториев «Почему тема тревожности у детей  актуальна в настоящее время, и как она влияет на будущее растущего ребёнка», «Как стиль воспитания влияет на эмоциональное состояние ребёнка», «Как помогать тревожному ребёнку проявлять своё Я», «Как сохранять спокойствие в напряжённых ситуациях».
  3. Разработка и предоставление памяток «Как проявляется тревожность у детей, и как помочь преодолеть её», «5 важных навыков родителей для развития эмоциональной устойчивости у детей», «Развивайте родительскую рефлексию», «Семейные правила как основа положительной атмосферы в семье» и др.
  4. Проведение практикумов по обучение родителей игровым приёмам повышения самооценки и снижения тревожности у детей (родитель в роли тренера).
  5. Предоставление видео-записей «Эффективный родитель: как заботиться о других, не забывая о себе», «Универсальный инструмент эффективного общения в семье», «Как общаться с ребёнком, чтобы он рос успешным и счастливым».
  6. Проведение совместных занятий с ребёнком и родителем.
  7. Рекомендация родителям по ведению дневника  самонаблюдения.
  8. Проведение индивидуальных консультаций по вопросам выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребёнком (по запросу и по ходу КРР).
  9. Проведение повторных опросов, тестирования (выходная диагностика) для оценки произошедших изменений после работы с детьми по программе КРР.

Работа с педагогами

Стиль педагогического взаимодействия с детьми является одним из основополагающим факторов для сохранения и укрепления психологического здоровья ребёнка в ДОО, профилактики эмоциональных нарушений. Поэтому работа с педагогами – важная часть коррекционной работы с детьми. С педагогами проводятся следующие мероприятия:

  1. Проведение диагностических бесед, выявление детей с выраженными проявлениями тревожности в разных ситуациях путём наблюдения и опросов (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.).
  2. Предоставление памяток «Как проявляется тревожность у детей», «Способы снижения тревожности у детей», «Экологичное общение с детьми», «Как создать ситуацию успеха для тревожного ребёнка».
  3. Проведение практикумов «Как помочь тревожному ребёнку проявлять своё Я», «Как сохранять спокойствие в напряжённых ситуациях в работе детьми», «Влияние стиля педагогического общения на эмоциональное состояние детей», «Антистрессовые приёмы».
  4. Предоставление рекомендаций по организации занятий для обеспечении комфортной атмосферы.
  5. Проведение повторных опросов (выходная диагностика) для оценки произошедших изменений после работы с детьми по программе.

Практическая ценность программы состоит не только в коррекционной направленности, но и в профилактической. Проводя коррекционную работу по снижению тревожности у детей, мы закладываем основы для развития у них способности  адаптироваться  в социуме по мере взросления в любых условиях, формирования адекватной самооценки, уровня притязаний, положительного самоотношения, реализации потенциала.

Новизна программы заключается в том, что акцент в работе с детьми делается на тренировке и развитии рефлексивных способностей. Для психологического просвещения и обучения родителей используется дистанционный формат работы, что обеспечивает доступность, оперативность предоставления информации, получение родителями и психологом быстрой обратной связи через мессенджеры, удобство при участии в онлайн-мероприятиях, возможность смотреть их в записи..

В ходе реализации программы психолог должен выполнять ряд требований для создания и поддержания чувства безопасности и стабильности у детей (основы недирективной терапии К. Роджерса, В. Экслайн):

1. Искренне уважать ребенка и быть заинтересованным в нем как в целостной личности.

2. Относиться с терпением и пониманием к сложностям внутреннего мира ребенка.

3.Достаточно хорошо знать самого себя, чтобы быть в состоянии сохранить эмоциональную устойчивость и служить интересам ребенка.

4. Иметь достаточно объективности и интеллектуальной свободы, чтобы выдвигать и экспериментально проверять гипотезы и быть в состоянии гибко приспосабливать свое мышление и реагирование ко все более глубокому познанию ребенком самого себя.

5. Обладать сенситивностью, эмпатией, чувством юмора и легкостью в общении.

Этапы  реализации программы

  1. Подготовительный: информационно-диагностический и аналитический. Сбор необходимой информации о ребёнке и семье, в которой он воспитывается. Беседы, опросы педагогов и   родителей, наблюдение в группах, входная диагностика детей и родителей, обработка и анализ результатов, формирование групп детей для  прохождения программы. Информирование родителей (законных представителей) о планировании коррекционной работы с детьми, получение их согласия на психологическое сопровождение детей.
  2. Практический: коррекционно-развивающий и обучающий. Реализация коррекционной программы. Создание условий для снижения тревожности у детей: снятие нервно-психического напряжения у детей, повышения уверенности, самооценки, освоения ребёнком навыков преодоления тревоги, адекватных форм выражения эмоций, развития навыков коммуникации. Обучение педагогов и родителей приёмам экологичного общения с тревожными детьми. Обучение педагогов и родителей конкретным способам преодоления  тревожности у детей, оказание помощи в овладении детьми средствами преодоления тревожности.
  3. Заключительный: контрольно-диагностический и аналитический. Повторные психолого-педагогические исследования: опросы педагогов и родителей, выходная диагностика детей.  Оценка происходящих изменений в состоянии детей.

План реализации мероприятий программы

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки

Ответственные

1 этап. Подготовительный: информационно-диагностический и аналитический.

1.

Согласование с родителями работы с детьми по программе

Сентябрь

Педагоги

Педагог-психолог

2.

Проведение диагностических бесед и процедур с педагогами

Сентябрь-октябрь

Педагоги

Педагог-психолог

3.

Проведение диагностических  процедур с родителями

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

Родители (законные представители)

4.

Проведение диагностических  процедур с детьми

Сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

2 этап. Практический: коррекционно-развивающий и обучающий.

1.

Проведение занятий с детьми по программе

Ноябрь - март

Педагог-психолог

2.

Проведение педсовета «Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений у детей»

Октябрь

Педагог-психолог

3.

Проведение практикума для педагогов «Как сохранять спокойствие в напряжённых ситуациях в работе  детьми». Профилактика самовыгорания.

Ноябрь

Педагог-психолог

4.

Предоставление памяток педагогам «Как проявляется тревожность у детей», «Способы снижения тревожности у детей», «Экологичное общение с детьми», «Как создать ситуацию успеха для тревожного ребёнка».

Ноябрь-март

Педагог-психолог

5.

Проведение занятий с детьми по программе

Ноябрь - март

Педагог-психолог

6.

Проведение вебинара  для родителей «Как семейный стиль воспитания влияет на формирование тревожности у ребёнка»

Ноябрь

Педагог-психолог

7.

Проведение онлайн-практикума для родителей «Как сохранять спокойствие в напряжённых ситуациях в воспитании и общении  с  детьми»

Декабрь

Педагог-психолог

8.

Проведение онлайн-практикума для родителей «Как помочь тревожному ребёнку проявлять своё Я»

Март

Педагог-психолог

9.

Предоставление видео-записей «Эффективный родитель: как заботиться о других, не забывая о себе», «Универсальный инструмент эффективного общения в семье»

«Как общаться с ребёнком, чтобы он рос успешным и счастливым»

Октябрь

Февраль

Педагог-психолог

10.

Предоставление памяток родителям «Как проявляется тревожность у детей, и как помочь преодолеть её», «5 важных навыков родителей для развития эмоциональной устойчивости у детей», «Семейные правила как основа положительной атмосферы в семье», «Развивайте рефлексию!»

В течение года

Педагог-психолог

11.

Проведение индивидуальных консультаций  родителей (по запросу и в ходе КРР)

В течение года

Педагог-психолог

12.

Проведение индивидуальных бесед и консультаций педагогов

В течение года

Педагог-психолог

3 этап. Заключительный: контрольно-диагностический и аналитический.

1.

Проведение повторных диагностических  процедур с педагогами и родителями

Апрель

Педагог-психолог

2.

Проведение повторных диагностических  процедур с детьми

Апрель

Педагог-психолог

3.

Анализ эффективности программы

Май

Педагог-психолог

4.

Презентация результатов программы на итоговом совещании ДОО

Июнь

Педагог-психолог

Педагоги

Используемые в программе методы и средства:

- беседа-диалог;

- рефлексивные вопросы и упражнения;

- диагностические, проективные методики;

- игровые  приёмы и упражнения;

- рисуночные техники;

- сказкотерапия;

- телесные и дыхательные техники.

Методическое оснащение занятий. Методическая литература, тематическое планирование занятий, методики, бланки к методикам,  анкеты, дидактические материалы и оборудование:  пиктгограммы эмоций, картинки, стимульный материал к методике «Паровозик», «Выбери нужное лицо», «Страхи в домиках», скетчбук-дневники для каждого ребёнка «Я познаю себя», цветные карточки, цветные карандаши, фломастеры,  краски, пластилин,  игрушка «Собачка», «Волшебная подушка», микрофон, сердечко, цветик-семицветик, волшебная палочка, мяч, платки, клубок ниток, фасоль, песочница, ноутбук, коврики.

Возможные препятствия для достижения ожидаемых результатов

  1. Незрелость эмоциональной сферы у старших дошкольников.
  2. Слабое произвольное внимание.
  3. Сниженный уровень общего развития ребёнка.
  4. Влияние семейной среды на эмоциональное состояние ребёнка, недостаток мотивации у родителей для оказания помощи ребёнку.
  5. Не учёт родителями и педагогами рекомендаций в общении с тревожным ребёнком.
  6. Частичное  прохождение программы ребёнком по причине пропусков занятий.

1 этап. Подготовительный: информационно-диагностический и аналитический.

С целью  получения надёжного результата по определению уровней тревожности детей использовались разные методы и несколько диагностических методик для сопоставления данных:

- прямое наблюдение в естественных условиях, в ходе образовательной деятельности, режимных моментах;

- беседы с педагогами, проведение опросов, сбор информации о детях и семьях;

- анализ продуктов деятельности детей;

- анкетирование родителей с целью оценки эмоционального состояния  ребёнка (анкета по выявлению тревожности Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.);

- проведение с родителями мини-теста на определение типа темперамента ребёнка;

- оценка  уровня тревожности у детей по методике Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амен «Выбери нужное лицо»;

- выявление и уточнение преобладающих видов страхов у детей по методике «Страхи в домиках» (мет. Захарова А.И., Панфиловой М.А.);

- методика оценки эмоционального состояния С. В. Велиевой «Паровозик»;

- дополнительные рисуночные проективные техники «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Я в группе детского сада», «Волшебная страна чувств», «Добро и зло», свободный рисунок;

- определение уровня самооценки по методике  «Лесенка» О. Хухлаевой (дополнительно);

- проективная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду;

 - тест «Сказка» Л.Дюсс (дополнительно).

Результаты всех выполненных методик сопоставляются, в том числе, с результатами опросов родителей и педагогов, с целью объективного отбора детей с высоким и повышенным уровнями тревожности (ИТ=50%). Таким образом, формируется группа  детей для прохождения программы.

2 этап. Практический: коррекционно-развивающий и обучающий.

Занятия по программе включают игровые приёмы и упражнения,  рисуночные техники, проективные задания, сказкотерапию, дыхательные техники, задания и вопросы на рефлексию настроения, эмоционального состояния, коммуникативную рефлексию. Основа технологии - организация рефлексивного общения с целью развития рефлексивных способностей у детей и снижения тревожности. Рефлексивное общение в сочетании с другими средствами коррекции направлено на:

- снижение напряжённости в какой-либо ситуации или после неё;

- отреагирование или нейтрализацию негативных эмоций, состояний;

- нахождение с помощью взрослого вариантов устранения нежелательной ситуации;

- побуждение к переосмыслению ситуации для изменения восприятия и нахождения иных, более адекватных способов её разрешения;

- побуждение говорить о своих переживаниях, желаниях, потребностях;

- фокусирование детей на положительных сторонах обсуждаемой ситуации.

Рефлексивное общение   с детьми будет эффективным при условии понимания следующих моментов:

-  что и зачем говорить (задавание направления содержания (проблемы) диалога и понимание его цели);

-  грамотно подбирать вопросы по теме беседы (вопрос – это ключевой приём в процессе рефлексивного общения);

- как говорить (эмоциональная окраска беседы, вопросов, комментариев, невербальные проявления);

- в какой момент говорить (создание безопасного пространства, установление доверительного контакта);

- выдерживать паузу для осмысления ребёнком вопроса и ответа;

- избегать домысливания за ребёнка;

- побуждать ребёнка не только слушать, но и говорить (активное слушание, Я-высказывания, открытые и проективные вопросы, вопросы поискового плана);

- проявлять эмпатию (способность к постижению эмоционального состояния ребёнка в форме сопереживания).

В ходе занятий на каждого ребёнка заводится скетчбук-дневник «Я познаю себя». Это удобная и полезная форма фиксации ключевых моментов на занятиях с психологом в виде рисунков и комментариев к ним (комментарии записывает психолог со слов ребёнка). Для скетчбука-дневника используется папка-скоросшиватель, в которую вкладываются выполненные ребёнком задания. Это своего рода архив продуктов его творчества нам занятиях.

Структура занятия

  1. Приветствие, разминка: 5 минут.
  2. Коррекционно-развивающий этап: 20-30 минут.  
  3. Рефлексия настроения и эмоционального состояния, итогов занятия: 5 минут

Содержание занятий составлено таким образом, чтобы проводить индивидуальную работу с детьми для проработки конкретных страхов, выявленных в ходе диагностики, в том числе, по запросам родителей, и в малых группах по 2-4 человека. Групповые занятия проводятся с целью оценки изменений в поведении и самовыражении тревожных детей.

Тематическое планирование, содержание занятий.

№ п/п

Тема занятия

Цель

Содержание

Методическое оснащение

1.

Моё имя. 

Знакомство.

Правила в группе. Установление доверительного контакта, знакомство детей, создание интереса и мотивации  на занятии.

Повышение самоценности.

Приветствие. Упр. «Моё имя». Передаём по кругу игрушку собачки, называя своё имя. Дети повторяют хором.

Разминка. Игра «Здороваемся молча».

Беседа о правилах.

Упр. «Я уникальный!». Рисунок «Автопортрет». Рефлексия рисунка.

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Картинки с правилами. Игрушка «Собачка», цветные карандаши и бумага, запись спокойной музыки.

2.

Моя семья

Актуализация чувств в связи с семьёй.

Тренировка рефлексивных умений.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие. Упр. «Имя мамы. Какая она?».

Беседа-диалог о семье. Что для тебя значит семья? Можно ли жить без семьи?

Рефлексивное упр. «Что тебя радует в семье? Почему? Как ты радуешься?»

Упр. «Дышим в одном ритме».

Рисунок семьи. Рефлексия по рисунку.

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Цветные карандаши, бумага,

запись расслабляющей музыки.

3.

Я в детском саду

Ориентировка в эмоциональном состоянии детей, уровне комфортности в ДОО.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие.  Игра «Передай улыбку».

Беседа-диалог с использованием рефлексивных вопросов: «Нравится ли тебе в детском саду?» Каждому ребёнку задаются вопросы. Что больше всего нравится? Есть то, что не нравится? Что именно? Что ты делаешь, когда тебе что-то не нравится? Если бы тебе сказали, что завтра не нужно идти в садик просо так, без причины, ты бы расстроился или обрадовался?».

Рисунок «Я в группе детского сада». Рефлексия рисунка.

Игра в парах «Зеркало».

Упр. «Солнечные лучики».  

Рефлексия занятия.

Цвет настроения.

Цветные карандаши, бумага, запись спокойной мелодии.

4.

Наши чувства

Знакомство детей с базовыми эмоциями.

Тренировка рефлексивных умений.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие.   Упр. «Ласковое имя». Дети называют друг друга ласковым именем.

Ознакомительная беседа о чувствах, эмоциях:
радость, грусть, злость, страх. Знаете ли вы, что означают слова «чувства, эмоции»? Психолог слушает ответы и поясняет. Показ картинок. Рефлексивные вопросы.
Рефлексивное упр. «Я радуюсь, когда.., Мне грустно, когда..я злюсь, когда.. я боюсь, когда...».  Дети по очереди рассказывают о разных ситуациях. Психолог тоже делится своими историями.

Рисунок «Моя радость»

Упр. «Море волнуется раз..эмоция радости, замри!»

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Картинки эмоций, цветные карандаши, бумага.

5.

Наши страхи

Актуализация и выявление страхов.

Тренировка рефлексивных умений.

Снижение психоэмоционального напряжения, снятие речевых блоков.

Приветствие.   Упр. «Передай сердечко».

Сказка про 3-х подружек. «Вечер, дождь барабанит по крыше, началась гроза..».

Выполнение методики  «Страхи в домиках».

Рисунок самого страшного страха. Рефлексия рисунка.

Беседа-диалог «Что страшного в темноте? (Это частый страх у детей. обсудить, так ли уж плоха темнота: без нее невозможно посмотреть фильм в кинотеатре, новогодние елки зажигаются в темноте, салюты, театр теней, светящиеся светлячки, фонарик в походе...

Можно рассказать историю про грустную тетеньку Темноту, с которой никто не хотел дружить, а она ведь не такая уж и плоха. Рефлексия.

Упр. «Волшебная палочка». По движению палочки дети издают звук О (выше/ниже), каждому ребёнку предлагается побыть дирижёром. Рефлексия занятия.

Цвет настроения.

Картинка про страх.

Сердечко из ткани, волшебная палочка, заготовка «красный и чёрный домик», цветные карандаши, бумага.

6.

Уходи, обида, прочь!

Актуализация чувства обиды.

Тренировка рефлексивных умений.

Снижение психоэмоционального напряжения, снятие речевых блоков.

Приветствие.   Упр. «Передай сердечко».

Беседа-диалог про обиду. Почему мы обижаемся? Хорошо ли это? Что делать, чтобы перестать обижаться? Психолог подсказывает разные способы.

Упр. «Я обижаюсь, когда..»

Рефлексивные вопросы.

Упр. «Волшебная палочка». По движению палочки дети издают звук О (выше/ниже), каждому ребёнку предлагается побыть дирижёром.

Рефлексия занятия.

Цвет настроения.

Картинка про обиду, цветные карандаши, бумага, «волшебная палочка»

7.

Добро и зло

Актуализация переживаний в неприятных ситуациях.

Тренировка рефлексивных умений.

Рефлексия ценностей.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие. Упр. «Передай тепло своей ладошки».

Беседа-диалог о добре и зле. Показ картинок. Рисунок добра и зла. Рефлексивное упр. «Я злюсь, когда..»

Рефлексия рисунков.

Упр. «Загадай желание».

Дети выбирают лепестки у цветика-семицветика и говорят про свои желания и клеют лепестки на круглую основу.

Расслабляющее упр. «Необычная радуга». Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Картинки добра и зла.

Цветные карандаши, бумага.

цветик-семицветик, коврики, запись расслабляющей мелодии.

8.

Как улучшить настроение

Тренировка рефлексивных умений.

Освоение навыков управления настроением и поддержки другого.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие. Игра «Ай, какой я молодец!». Дети движутся под весёлую музыку по кругу.

Беседа-диалог про грусть.

«Я грущу, когда..» Рефлексия состояния.

Упр. «Грустный пёсик» (рассказ).

Почему он грустил? Как помочь ему перестать грустить? Рефлексия настроения.

Упр. в парах «Что я люблю, что я не люблю» (в парах).

Рефлексия. Что было похожего у вас? Что было разным?

Психолог называет любые числа. При числе 5 дети останавливаются, хлопают в ладоши и говорят: «Ах, какой я молодец!» Повтор 2-3 раза.

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Картинка про грусть.

Цветик-семицветик, игрушка Собачка, запись весёлой музыки

9.

Наши радости

Тренировка рефлексивных умений.

Развитие позитивного мышления.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие. Упр. «Я рад тебя видеть!». Ласковое прикосновение.

Что вас порадовало, пока мы не виделись? Почему?

Рисунок общей радости. Рефлексия рисунка.

Упр. «Радужный дождь».

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Картинка радости.

Цветные карандаши, бумага,

запись расслабляющей музыки.

10.

Я смелый

Тренировка рефлексивных умений.

Снятие психоэмоционального напряжения.

Повышение уверенности.

Приветствие. Упр. «Скажи доброе!»

Беседа-диалог «Расскажи про свою смелость». Детей просят рассказать истории, где они проявили или могут проявлять смелость. Психолог показывает им, как можно преодолеть страх, справиться с трудностями и стать увереннее.

Рисунок «Я уверенный». Рефлексия рисунка.

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь!». Дети идут по кругу, говорят хором эту фразу. Как только психолог называет страшного персонажа (Кащея, Бабу-ягу, Бармалея, волка, паука), дети  замирают в позе названного персонажа.

Упр. «Дерево». Психолог включает бодрую мелодию. «Встаньте ровно, ноги шире плеч. Представьте, что вы большое дерево. Ваши ноги как корни, с мощные, глубокие. Они держат вас и придают уверенности». Расскажи, покажи, какое твоё дерево? Что ты чувствовал, когда представлял себя крепким деревом?

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Цветные карандаши, бумага, запись  бодрой мелодии.

11.

Волшебная страна чувств

Актуализация вытесненных чувств.

Тренировка рефлексивных умений.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие. Упр. «Подари улыбку».

Методика «Волшебная страна чувств».

Упр. «Лебедь». Руки отвести назад, свести лопатки, голову вытянуть вперёд. Вернуться в исходно положение. Повторить 3 раза.

Упр. «Связующая нить». Рефлексия ощущений.

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Клубок ниток, цветные карандаши (8 цветов), бумага

12.

Я умею сопереживать

Тренировка рефлексивных умений.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Повышение уверенности.

Приветствие. Игра «Угадай жест» (погрозила устала, нежелание делать, расстроилась).

Теперь вы покажите: всё отлично! Иди ко мне! До встречи! Давай играть! Молодцы!

Рефлексивное упражнение (ответы на вопросы):

- Что чувствует сломанное дерево?

- Что чувствует кошка, когда её гладят?

- Что ощущает мама, когда сын (дочь) не выполняет её просьбу?

- Как помочь другу, чтобы он перестал грустить?

Игра «Тёплые обьятия». Вы любите обниматься?

Кто вас обнимает? Всегда ли вы хотите, чтобы вас обнимали? Обнимите друг друга, но сначала нужно спросить, хочет ли он этого.

Рефлексия ощущений.

Добрый рисунок.

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Цветные карандаши, бумага, запись приятной мелодии.

13.

Мои помощники

Тренировка рефлексивных умений.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Повышение уверенности.

Приветствие. Упр. «Раскрась радостью» (дети поглаживают друг другу руки, представляя в цвете радость».

Беседа-диалог «Кто мне помогает в трудную минуту». Какие трудности могут быть?

Упр. «Мне трудно, когда..» (по кругу, психолог делится своими трудностями).

Как вы справляетесь с трудностями? Кто главные помощники? (про людей и качества характера).

Рисунок уверенности или свободный рисунок хорошего настроения. Рефлексия рисунка.

Игра «Островки спасения».

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Обручи, цветные карандаши, бумага, запись бодрой мелодии.

14.

Я  уникальный

Снятие зажимов. Преодоление застенчивости, нерешительности, повышение уверенности.

Развитие самоконтроля.

Тренировка рефлексивных умений.

Приветствие.  Упр. «Здороваемся по-разному!». Игра «Незнайка».  Представьте, что каждый из вас Незнайка. Я буду задавать вопросы, а вы пожимайте плечами и разводите руками.

Примеры: Ты сегодня завтракал?  На улице холодно (тепло)? Какого цвета небо? Ты любишь мороженое? Вы сегодня пойдете гулять? И т.д.  Рисунок ладошки. Рефлексия рисунка. Демонстрация ладошек. Мы все такие разные!

Игра «Лети, лепесток!». Дети загадывают желания.

Игра «Аплодисменты».

Рефлексия занятия. Цвет настроения.

Цветик-семицветик, цветные карандаши, бумага,

запись  приятной мелодии.

Варианты групповых занятий

1.

Мы вместе, и это здорово!

Сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

Развитие вербальных и невербальных средств общения.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие.  Игра «Микрофон».

Каждому предлагается сказать что-то приятное всем. Психолог может начать.

Игра «Здороваемся частями тела» (под музыку)

Упр. «Волшебная подушка».

Выскажи свои желания (по кругу 2 раза)

Упр. «Доброе животное» (вдох –шаг вперёд, выдох – шаг назад).

Рефлексия настроения и занятия.

Микрофон, запись веселой музыки, «волшебная подушка».

2.

Дружно жить – не тужить!

Сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

Развитие вербальных и невербальных средств общения.

Повышение самоценности.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Приветствие. «Я рад тебя видеть!».

Этюд «Встреча с другом».

Паре детей предлагается  с помощью выразительных движений разыграть этюд: «Друзья встретились после разлуки. Они так обрадовались друг другу!» Пары поочередно выполняют задание.

Игра «Пьедестал». Каждый встаёт на стул, дети хором называют его имя, говорят «Ты молодец!» и хлопают в ладоши.

Совместный рисунок дружбы (можно на доске или на большом листе ватмана, каждый рисует ассоциацию с дружбой).

Рефлексия настроения и занятия.

Фломастеры, большой лист бумаги, доска, маркеры.

3.

Хорошее настроение

Сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

Развитие вербальных и невербальных средств общения.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Преодоление застенчивости, нерешительности.

Освоение способов улучшения настроения.

Приветствие. «Подари улыбку другу!»

Игра «Море волнуется раз, эмоция радости замри! (и так далее разные эмоции).

Беседа-диалог «Как повысить настроение». Дети называют варианты, психолог подсказывает способы повышения настроения (подумать о чем-нибудь приятном, послушать любимую сказку, потанцевать под музыку и т.д.).

Упр. «Рисуем свое настроение».

Рефлексия настроения и занятия.

Цветные карандаши, бумага, запись приятной мелодии.

4.

Наша дружная группа

Сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

Развитие вербальных и невербальных средств общения.

Снижение психоэмоционального напряжения, снятие зажимов.

Приветствие. Игра-потешка «Как у тётушки Матрёны было семеро детей..». Психолог напевает песню, показывает движение, дети повторяют. Далее дети показывают по очереди разные движения, все повторяют.

Упр. «Три ладошки». Зелёная – громко кричим – Садик!, жёлтая – шёпотом – Садик, красная – молчим.

Упр. «Маленькие массажисты». Дети встают друг за другом и, поглаживая спину впереди стоящего, двигаются по кругу.

Игра «Островки спасения».

Два обруча – символы островков в океане. Дети должны распределиться в них так, чтобы никто не остался в океане.

Рефлексия занятия и настроения.

Три ладошки разного цвета,

два обруча.

5.

Трудностям – нет!

Сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

Снижение психоэмоционального напряжения, снятие зажимов.

Повышение уверенности в себе.

Приветствие. «Я тебе рад!»

Беседа-диалог «Как мы боремся с трудностями».

- Нужно ли бояться ошибок, трудностей, неудач? Конечно, нет! Каждый день мы учимся делать что-то новое. И сложно обойтись без ошибок и неудач. Трудности, с которыми мы справляемся, делают нас сильнее и  увереннее в себе.

Этюды «Разыгрывание ситуаций».

-   В группе появился новый мальчик (девочка), и ты остался с ним наедине. Что ты будешь делать?

-Обидели твоего товарища, а ты оказался рядом. Что ты будешь делать?

-У тебя потерялась игрушка в детском саду. Как ты поступишь?

- У тебя просят игрушку, но ты сам хочешь поиграть? Что будешь делать?

Игра-поддержка  «Цветочный дождь». Выбрать наиболее неуверенного ребёнка, он в центре, остальные в кругу представляют, что на него падают разные красивые цветы, можно делать жесты руками. Пусть ребёнок искупается в цветочном дожде.

Рефлексия настроения и занятия.

Запись приятной мелодии

6.

Волшебная страна детства

Сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению.

Тренировка рефлексивных умений.

Развитие воображения.

Снижение психоэмоционального напряжения, снятие зажимов.

Повышение уверенности в себе.

Приветствие. «Передай лучик дружбы!»

Игра «Поменяйтесь местами те, у кого..кто..»

Коллективный рисунок «Волшебная страна». Психолог предлагает детям придумать волшебную страну, дать ей название и. изобразить ее на большом листе  бумаги. После обсуждения каждый ребенок рисует на своей части картины то, что хочет. По окончании рисования дети поочередно показывают свои работы и рассказывают о них. Рефлексия занятия. Подведение итогов.

Фломастеры, ватман или кусок обоев, запись бодрой мелодии

  1. этап. Заключительный: контрольно-диагностический и аналитический блок. Проводятся повторные диагностические исследования с целью оценки происходящих изменений в состоянии и поведении  детей, оценки закрепления сформированных навыков и умений через наблюдение и опросы педагогов и родителей.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А. Как любить детей. Опыт самоанализа / Ш. А. Амонашвили. - «Свет», 2017 - (Воспитание и образование).
  2. Арцишевская И.Л. Учусь дружить! Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников. – М.:  ООО Национальный книжный центр, 2016.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. –СПб., 2011.
  4. Волков Б.С., Волкова Н.В. «Развитие у дошкольников способностей к рефлексии». Учебно-методическое  пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 144с;
  5. Вострецова Н.С., Славутская Е.В. Гендерные особенности тревожности детей старшего дошкольного возраста /Н.С. Вострецова, Е.В. Славутская//Психология и социальная педаго-гика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей/ / отв. ред. И. П. Иванова, Е. В. Романова. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. (Кафедра психологии и социальной педагогики ЧГПУ им. И. Я. Яковлева- III Всероссийская очно-заочная научно-практическая конференция, 28.02.2017г.).
  6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПБ.: СОЮЗ. 1999. -  224 с.
  7. Гиппенрейтер А.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: АСТ, Астрель, Харвест; Москва; 2008.
  8. Гиппенрейтер А.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? - М.: АСТ, Астрель, Владимир: ВКТ, 2012.
  9. Деева Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки/ Н.А. Деева. – Волгоград: Учитель. – 2016.
  10. Денисова Н.Д. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2013.
  11. Емельянова Е.Л., Давтян Е.Ю., Спирина Ю.В., Васюкова Ю.А. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста (с использованием песочной терапии) // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2015. Том 24. № 2. С. 30-38.
  12. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка». - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.
  13. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2014.
  14. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Книголюб, 2004.
  15. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2006.
  16. Костина  Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб.: Речь, 2006. – 198 с.
  17. Меремьянина О.Р. Развитие социальных навыков детей  5-7 лет: познавательно-игровые занятия. – Волгоград: Учитель, 2012. – 142 с.
  18. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям 4-е издание, стереотипное, Москва, ACADEMIA,  1999г.
  19. Оклендер В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – 336 с.
  20. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М., 2000.
  21. Постоева Л., Лукина Е. Поможем детям справиться с тревожностью /Л. Постоева, Е.Лукина// «Дошкольное воспитание», № 5, 2006.
  22. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд. НПО «МОДЭК», 2009. - 304c.
  23. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.:  Речь, 2005.
  24. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие – М.: АРКТИ, 2008. - 60 с.
  25. Федеральный государственный образовательный стандарт. – М.: УЦ Перспектива, 2014.
  26. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. 2-е изд.,стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.
  27. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е.  Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. — М.: Генезис, 2004.
  28. Чувства. Эмоции: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007.
  29. Psylist – психологический образовательный сайт - Psylist.net
  30. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/trevozhnyij_rebenok_chto_delat_rekomendaczii_psixologa/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"

Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель  Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...

Психологическая программа коррекции тревожности детей дошкольного возраста

На сегодняшний день, к сожалению, растёт число  эмоционально -неустойчивых , тревожных детей,.Начиная с дошкольного возраста, с этими детьми необходимо ...

Программа коррекции тревожности

Тревожность в настоящее время признается одной из самых актуальных проблем психологии. Наше время называют веком страха и тревожности. Таким образом, проблема коррекции тревожности актуальна для совре...

Педагогический проект "Развитие фонематического слуха старших дошкольников путём использования игровых приёмов и ИКТ"

Проблема развития у детей фонематического слуха, является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Его нарушение негативно влияет на овладение детьми навыками чтения и письма, стано...

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики (старшая группа)"

План по самообразованию "Развитие речи дошкольников путём развития мелкой моторики  (старшая группа)"...

Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников

Аннотация. В статье проанализировано понятие тревожности. Представлена характеристика старшего дошкольного возраста, обобщены результаты первичной диагностики, по результатам которой разработана корре...