Речевой этикет
консультация по психологии
2 слайд
Этикет — (от французского языка еtiquette — ярлык, этикетка) правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества.
Речевой этикет – система требований (правил, норм), которые разъясняют, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
3 слайд
Вербальная этика
Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.
4 слайд
Модель профессионально-речевой культуры
5 слайд
Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:
- Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
- Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
- Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.
6 слайд
Функции речевого этикета
Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:
- Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
- Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
- Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
- Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.
7 слайд схема Невербальная культура общения
Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.
8 слайд
Примерный кодекс общения педагога:
- Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
- Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
- Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
- Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
- Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
- В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, а укрепить его можно.
9 слайд
Культура общения с детьми.
- От культуры речи педагога зависит культура речи детей.
- Культура детской речи происходит путем подражания взрослых.
- Подражая взрослым, ребенок перенимает, «не только тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_etiket_1.pptx | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Этикет — ( от французского языка еtiquette — ярлык, этикетка) правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества. Речевой этикет – система требований (правил, норм), которые разъясняют, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.
Вербальная этика Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.
Модель профессионально-речевой культуры Психологический компонент Риторический компонент Профессиональный компонент
Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них: Деловой. Повседневный . Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический).
Функции речевого этикета Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это: Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.
Быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «Окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Невербальная культура общения Особая роль в передаче информации отводится Мимике-движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемое состояние, отношение. Невербальная культура общения
Примерный кодекс общения педагога: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, а укрепить его можно.
Культура общения с детьми. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Культура детской речи происходит путем подражания взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает, «не только тонкости произношения, словоупотребления , построения фраз, но и также и те несовершенства и ошибки , которые встречаются в речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский речевой этикет в театрализованной деятельности(из опыта работы)
Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этическими нормами речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и разв...
Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в де...
Буклет "Речевой этикет или кое-что о вежливости"
Просматривая буклет, родители и дети узнают, что такое речевой этикет, вежливость. Познакомятся с правилами речевого этикета....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
Язык - средство передачи и освоения социального опыта, овладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой предшествующих поколений поколением подрастающим....
речевой этикет
данную работу можно использовать как план работы по речевому этиткету...
Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией
статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...