Речевой этикет
консультация по психологии

Шеховцова Елена Владимировна

2 слайд

Этикет — (от французского языка еtiquette — ярлык, этикетка) правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества.

Речевой этикет – система требований (правил, норм), которые разъясняют, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

3 слайд

Вербальная этика

Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

4 слайд

Модель профессионально-речевой культуры

5 слайд

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них:

  • Деловой. Применяется на официальных мероприятиях, где участники не знакомы друг с другом: конференциях, переговорах, выставках и т. д.
  • Повседневный. Наиболее распространенный тип этикета, понятный и воспроизводимый каждым интеллигентным, образованным человеком. Уместен в любых стандартных ситуациях.
  • Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический). Изучается и применяется в обособленных социальных или профессиональных группах.

6 слайд

Функции речевого этикета

Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это:

  • Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями.
  • Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства.
  • Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия.
  • Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

7 слайд схема Невербальная культура общения

Невербальное общение - это неречевая форма, которая передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуаль­ный контакт и прикосновения.

8 слайд

Примерный кодекс общения педагога:

  • Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении.
  • Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей.
  • Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе.
  • Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их.
  • Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта.
  • В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, а укрепить его можно.

9 слайд

Культура общения с детьми.

  • От культуры речи педагога зависит культура речи детей.
  • Культура детской речи происходит путем подражания взрослых.
  • Подражая взрослым, ребенок перенимает, «не только тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в речи».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket_1.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевой этикет

Слайд 2

Этикет — ( от французского языка еtiquette — ярлык, этикетка) правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества. Речевой этикет – система требований (правил, норм), которые разъясняют, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации.

Слайд 3

Вербальная этика Вербальной этикой называется комплекс речевых средств и принципов их использования в различных ситуациях. В некоторых случаях степень овладения правилами общения служит маркером для определения профессиональной пригодности человека. Это касается врачей, юристов, педагогов, государственных служащих, журналистов, менеджеров и иных специалистов, чья деятельность сопровождается общением с людьми.

Слайд 4

Модель профессионально-речевой культуры Психологический компонент Риторический компонент Профессиональный компонент

Слайд 5

Существует несколько стилей вербальной этики. Среди них: Деловой. Повседневный . Редкие виды этикета (религиозный, военный, дипломатический).

Слайд 6

Функции речевого этикета Нормирование вербального общения несет в себе ряд функций, необходимых для поддержания баланса в обществе. Это: Установление и поддержание контакта. Вежливый человек легче знакомится с новыми людьми и обрастает социальными связями. Демонстрация уважения. Формулы приветствия и прощания, обращения, извинения, сочувствия подчеркивают социальную иерархию и помогают избежать неуместного панибратства. Регуляция поведения. Четкие правила и границы делают общение более понятным и предсказуемым, снимают напряжение и закрепляют социальную роль каждого участника взаимодействия. Профилактика конфликтов. Вежливое обращение призвано сглаживать углы в конфликтных ситуациях, а при начавшейся ссоре позволяет закончить ее с наименьшими потерями.

Слайд 7

Быть свободной, без зажатости, психологической скованности, «Окаменелости» (например, жесткая стойка со скрещенными на груди руками). Невербальная культура общения Особая роль в передаче информации отводится Мимике-движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемое состояние, отношение. Невербальная культура общения

Слайд 8

Примерный кодекс общения педагога: Всегда стремиться быть в хорошем настроении и быть приятным в общении. Стараться почувствовать эмоциональное состояние родителей. Находить возможность каждый раз говорить родителям что-нибудь положительное о ребенке — это лучший способ расположить родителей к себе. Давать родителям возможность высказаться, не перебивая их. Быть эмоционально уравновешенным при общении с родителями, подавать пример воспитанности и такта. В сложной ситуации стараться подавать пример уступчивости — этим своего достоинства уронить нельзя, а укрепить его можно.

Слайд 9

Культура общения с детьми. От культуры речи педагога зависит культура речи детей. Культура детской речи происходит путем подражания взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает, «не только тонкости произношения, словоупотребления , построения фраз, но и также и те несовершенства и ошибки , которые встречаются в речи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский речевой этикет в театрализованной деятельности(из опыта работы)

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребёнком этическими нормами речевого общения.  В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и разв...

Консультация для педагогов "Речевой этикет воспитателя".

Дети   каждой  возрастной  группы  общаются    со   своим  воспитателем     все  время  пребывания  в  де...

Буклет "Речевой этикет или кое-что о вежливости"

Просматривая буклет, родители и дети узнают, что такое речевой этикет, вежливость. Познакомятся с правилами речевого этикета....

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА

Язык - средство передачи и освоения социального опыта, ов­ладения духовной, интеллектуальной и материальной культурой пред­шествующих поколений поколением подрастающим....

речевой этикет

данную работу можно использовать как план работы по речевому этиткету...

Воспитание основ речевого этикета у дошкольников с речевой патологией

статья по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста...