проект "индивидуальной программы речевого развития ребенка"
проект по логопедии (старшая группа) на тему
примерная программа речевого развития ребенка с целью- помошь логопеду в работе по устранению речевой патологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liliya_gaysovna_cherez_pochtu_1.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ ДПО ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №355 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ТАТАРСКИМ ЯЗЫКОМ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ» МОСКОВСКОГО РАЙОНАг. КАЗАНИ.
ПРОЕКТ «ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Выполнила:
Фахрутдинова Лилия Гайсовна Воспитатель 1 категории
г.КАЗАНЬ 2010 г.
В современной логопедии прочно утвердился принцип, что устранять дефекты речи у детей необходимо в дошкольном возрасте. Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошколыный период лложно считать особо значимой проблеллой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередьсоздаетусловия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека
Решить речевые проблемы детей можно только при грамотной работе воспитателя логопедических групп под руководством логопеда. Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи помимо общеобразовательных задач выполняет и ряд коррекционных, направленных на устранение сенсорной, волевой, интеллектуальной недостаточности, обусловленной особенностями речевого дефекта. Таким, образом, создается благоприятная основа для эффективного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге способствует овладению речью.
Необходимость своевременного решения таких проблем, как компенсация речевых дефектов, социальная адаптация детей, определяется тем, что дети с речевыми проблемами должны овладеть всеми видами деятельности, которые предусмотрены программой массового детского сада , чтобы пойти в школу подготовленными к учебной деятельности.
Основные задочи воспитателя в облости развития речи состоят в следующем:
- Расширение и активация речевого запаса детей на основе
расширения представлений об окружающем; - Развитие способности использовать имеющиеся навыки связной
речи в различных ситуациях общения; - Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей навыков
правильного произношения звуков, грамматического оформления речи в соответствии с программой логопедических занятий.
В некоторых случаях коррекционно-речевая работа воспитателя предшествует логопедическими занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других - воспитатель сосредотачивает свои усилия на закреплении уже достигнутых детьми результатов.
В задачу воспитателя также входит повседневный контроль над речевой деятельностью детей на каждом этапе коррекционного процесса: он следит за речевой активностью, правильным использованием поставленных звуков, отработанных грамматических форм и т.п.; в случае необходимости тактично исправляет речь ребенка. Речь воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной.
Формирование интереса к занятиям по развитию речи имеет особое значение: оно содействует и успешному развитию ребенка в целом, и преодолению речевых недостатков, и закреплению достигнутых результатов.
Одним из важных звеньев взаимосвязи в работе логопеда и воспитателя является определение логопедом и воспитателем коррекционного содержания работы. Воспитатель присутствует на фронтальных занятиях логопеда: некоторые их элементы включаются в работу, которую воспитатель проводит в вечернее время; кроме того, воспитатель помогает логопеду проводить речевые игры с детьми во время занятия, а также следит за дисциплиной.
Фронтальные занятия логопеда должны носить интегрированный характер: отрабатываемый на них звук так или иначе в течение недели включается в используемый воспитателем на занятиях материал.
Для исправления речевых недостатков не менее значимы занятия
воспитателя в вечернее время по заданию логопеда. Впервые два месяца
коррекционно-учебного процесса воспитатель организует
преимущественно подгрупповые фронтальные занятия с детьми: в это время еще нет "материала" для работы по коррекции звука произношения (звуки еще не поставлены логопедом). Преимущественное внимание уделяется работе по развитию моторики артикуляционного аппарата, развитию моторики рук, а также накоплению лексических средств языка.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью моего проекта является: помощь логопеду в работе по устранению речевой патологии, всестороннего воспитания и подготовка ребенка к школе.
Основные задачи воспитателя в области развития речи, на данном этапе, состоят в следующем:
- Развитие и понимание восприятия речи
- развитие общей и мелкой моторики
- подготовка к работе над звукопроизношением
- обогащение словаря.
Для составления проекта индивидуальной программы речевого развития речи я взяла ребенка из своей групп: Зиганшина Руслана Альбертовича 23.08.2005 года рождения.
При первичном обследовании выявились следующие проблемы:
понимание речи - предикативный уровень; связная речь - простая фраза;
грамматический строй грубые аграматизмы, согласовывает
существительные + числительные; восприятие звука - грубо нарушена; словарный запас - ограничен бытовой тематикой, слоговая структура нарушена, простейшие обобщения- с помощью; состояние интеллекта в норме (из заключения и рекомендации ПМПК) Протокол №3 от 17.02.2010 ОНРЗУРОВНЯ.
У детей с ОНР всегда отмечаются: нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в
формировании споварного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечислимых нарушении служит серьезным препятствием в овладении программой детского сада общего типа, в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
На основании выше перечисленного Зиганшин Руслан принят в логопедическую группу, где и будет проходить необходимая коррекция речевого развития ребенка.
При составлении индивидуальной программы учитываются данные педагогического обследования.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕЧИ НА НАЧАЛО ГОДА
(выполняются в вечернее время и в течение дня индивидуальне и подгруппой)
1. Артикуляционная гимнастика
• рекомендации родителям при выполнении артикуляционной
гимнастики
• выполнение артикуляционной гимнастики перед зеркалом
Мимические упражнения
Дыхательная гимнастика
- сдувать ватку с кончика языка
- играть в игру "ватный футбол"
- дуть в колпачок, чтобы он запел
Самомассаж
2.Развитие обшей и мелкой моторики
- выполнение общеразвивающих упражнений на занятиях
физической культуре (по плану преподавателя) - пальчиковые игры (на занятиях и в свободное время)
з.Развитие чувства ритма
• учимся отхлопывать простые ритмы
4.Развитие фонематического слуха
• учить слышать не речевые звуки: игры "что звучит" со звучащилли
игрушками, звучащими предметами, музыкальные инструменты(3-
5 предмета)
- учить слышать гласные в начале слова (а,у,о)
з.Обогащение пассивного и активного словаря
Лексические темы: - Овощи и фрукты
- Деревья
- Осень
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Таким образом, выполняя работу по составленному плану, ребенок
должен научиться: выполнять артикуляционную гимнастику, слышать и
различать не речевые звуки, обогатится словарь, научится отхлопывать
простой ритм. Расширится и активизируется словарь, разовьется связная
речь, сформируются навыки сотрудничества, взаимопонимания,
ответственность, самостоятельность.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Индивидуально — подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-ГНОМиД2001.
- Филечева Т.Б., ЧиркинаГ.В., ТумаковаТ.В. - Коррекция нарушения речи.-
М^Просвещение^ООЗ. - ЖуроваН.С, МастюковаЕ.М., ФиличеваТ.Б. - Логопедия. Е.:АРДЛТД 1998.
4. РузинаМ.С, АфонькинС.Ю. Страна пальчиковых игр.
СПб.,КристаллД997.
- ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда.- Ростов н/Д.,2001.
- ПоваляеваМ.А. Сказки о веселом язычке.Дидактический материал по
логопедии.-Ростов н/Д.,2002.
7. Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая
работа по коррекции звукопроизношения.-М.Д999
8. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в
подготовительной логопедической группе.- М.Д998.
9. АлтуховаН.Г. Научитесь слышать звуки. СПб.,1999.
10. БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика.- СПб.,2001.
- Варенцова Н.С.,Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников.- М.,1997. - Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском
садудля детей с нарушением речи.-М.Д992. - Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.-СПб.Д996.
14.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.-М.Д983.
15.Кузнецова Я.В. Рабочая тетрадь логопеда и воспитателя.Ростов н/Д 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка
Это статья представлена для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье
Консультация для родителей...
Сообщение из опыта работы «Речевое развитие ребенка в 1 разновозрастной группе» к педсовету № 2 "Взаимодействие семьи и ДОУ в решении проблем речевого развития дошкольников"
Опыт работы по развитию речи с детьми...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы (речевое развитие)...