Консультация для воспитателей с элементами практикума "Утренний круг"
методическая разработка по психологии

Ланская Лариса Степановна

Почему воспитатели часто собирают детей в круг? Может весь секрет в самом магическом круге? Давайте попробуем разобраться. Сам по себе круг как геометрическая форма наиболее гармоничная фигура. Круг позволяет детям почувствовать себя наравне с другими, чего не дает построение детей в колонну, где дух соперничества берет верх и каждому обязательно хочется быть первым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_utrenniy_krug.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Почему воспитатели часто собирают детей в круг? Может весь секрет в самом магическом круге? Давайте попробуем разобраться. Сам по себе круг как геометрическая форма наиболее гармоничная фигура. Круг позволяет детям почувствовать себя наравне с другими, чего не дает построение детей в колонну, где дух соперничества берет верх и каждому обязательно хочется быть первым.

Утренний круг и вечерний круг - это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. И проводятся с 3 лет. Однако автор Дорофеева Елена Евгеньевна преподаватель Международной педагогической академии дошкольного образования рекомендует водить элементы, уже в раннем возрасте.

Утренний и вечерний круг проводится ежедневно, регламентирован по времени не более 20 минут. По Программе рекомендовано утреннее время 8.30, 8.40 и вторая половина дня 16.50.

Утренний круг - это начало дня, когда дети собираются вместе. Чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, узнать новости или предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.

Вечерний круг проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.

Утренний круг имеет следующую структуру:

1. Планирование

Позывные. Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего круга. Это может быть веселая музыка, звон колокольчика, речёвка.

Организация утреннего круга. Дети вместе с взрослыми в течение сбора сидят в кругу – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы, словом, каждая группа сама определяет традицию организации круга.

Приветствие. Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа, и приветствует его (ее): «Доброе утро, Алина! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Алина, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к воспитателю.

Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера.

Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.

2. Информирование, новости. Одной из самых любимых частей утреннего круга для детей является обмен новостями – ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями.

Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными».

Важно, чтобы на утреннем круге происходил общий обмен информацией: какая сегодня погода (день недели, время года, праздник), сколько сегодня всего детей (мальчиков, девочек), кто отсутствует, сколько дней осталось до ближайшего дня рождения, что сегодня нам предстоит делать, что интересного заметили в группе.

Свободные новости принимаются как факт, поэтому не регламинтируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим). Дети стремятся поделиться всем, что переполняет их душу, что, просится на язык – домашними событиями, удачами и неудачами, детскими обидами и достижениями. Дети рассказывают, какие наиболее интересные события произошли в их жизни.

Воспитатели помогают определить уровень ответственности тех, кто делится, и тех, кто слушает.

Дети младшего возраста часто хотят сообщить обо всем и сразу. Воспитатель помогает детям организовать их мысли и идеи.

Следим за соблюдением правил: быть внимательными друг к другу, поддерживаем атмосферу дружелюбия, создаем положительный эмоциональный настрой. Культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение). Поддерживаем детскую инициативу, создавая при этом равные возможности для самореализации всем детям (и тихим, и бойким, и лидерам, и скромным).

3. Проблемные ситуации. Далее воспитатель предлагает для обсуждения «проблемную ситуацию», возможно позже «проблемная ситуация» перерастет в проект, образовательное событие.

4. Динамическая пауза. Проводится динамическая пауза также в соответствии с тематикой.

5. Во время развивающего диалога воспитатель должен направлять дискуссию недирективными методами, стараться задавать открытые вопросы (вопросы на, на которые нельзя ответить однозначно), не давать прямых объяснений и готовых ответов, а подводить детей к тому, чтобы они рассуждали «сами» и приходили к правильному ответу.

         6. Предоставление права выбора центра активности. Завершающим компонентом утреннего круга является презентация педагогом деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься. Детям предлагается самим выбрать деятельность: рисовать, играть, слушать сказку, исследовать, и выбрать центр активности. Этот прием практикует детей в принятии ответственных решений.

Таким образом, для педагогов утренний круг – это один из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников, возможность создать атмосферу коллективного творчества, что помогает развитию у воспитанников чувства взаимного уважения и доброты. Для детей – это, прежде всего, возможность несколько минут побыть вместе, что немаловажно для застенчивых детей, рассказать, о чем думаешь, что чувствуешь.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Воспитатель:

1.Позывные для утреннего сбора.

Раз, два, три, четыре, пять –

Становитесь в круг играть.

2. Организационный момент. Приветствие.

Воспитатель: Доброе утро, ребята, я рада вас видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его друг другу. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога).

3. Новости.

Пришла красавица – зима.

Нам много снега принесла.

И вместе с ней пришел мороз.

Он щиплет уши, щиплет нос.

Не злой мороз. Он много радостей принес!

Принес он зимние забавы.

Всё то, что радость детям дарит!

- О каком времени года я вам сейчас рассказала?

- А у нас сейчас какое время года?

- В стихотворении говорится, что мороз принес зимние забавы?

Поделитесь, чем интересным можно заниматься на улице зимой, какие забавы вы знаете? 

Будем передавать снежок по кругу друг другу, и когда услышите сигнал хлопка, у кого окажется снежок тот и будет говорить, но слушать нужно внимательно, не перебивая друг друга.

4. Обмен информацией

И так начали… чем же можно интересным заниматься зимой на улице…

 (можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками)

5. Динамическая пауза. «Белый пух»

Снежный пух
Все-все-все в пуху вокруг!

(Плавные движения руками перед собой, вверх, вниз.)
Пух на шапках,
Пух на губках,

(Коснулись пальчиками губ.)
Пух на бровках,

(Бровей.)
Пух на шубках,

(Погладили себе плечи.)
Пух посыпал лоб и нос...

(Дотронулись до носиков и лбов.)
Кто так сделал?... (Дед Мороз.)

(Хлопки в ладоши.)

6. Проблемные ситуации.

Мы сегодня с вами пойдем на улицу гулять, там выпало столько снега…

- В какую игру можно поиграть всем месте?

- А в какую игру можно поиграть одному?

- Какие предметы нам понадобятся для игр зимой?

- А где мы можем узнать, какие зимние забавы есть еще?

7. Сообщение информации.

Посмотреть альбом «Зимние забавы», из настольных игр, почитать книги или журналы, посмотреть картинки…

Молодцы, ребята, сегодня мы обязательно попробуем поиграть в новые игры на улице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

Развиваем детей с помощью математических игр....

Консультациядля воспитателей

Консультация для воспитателей...

Консультация для воспитателей "Дидактические игры с кругами Луллия"

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круг...

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству с элементами занятия "Круг". "Во поле берёзка стояла"- коллективная аппликация

Цель: учить детей создавать красивый образ осеннего дерева.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о характерных признаках осени;продолжать учить различать некоторые деревья;развиват...

Методическая разработка. Семинар-практикум для воспитателей Чтение в семейном кругу как источник формирования интереса к художественной литературе.

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Занятие для педагогов с элементами тренинга "Круг друзей"

Занятие направлено на сплочение педагогического коллектива, повышение самооценки педагогов....