Консультация для воспитателей "Адаптация детей к условиям ДОУ"
методическая разработка по психологии

Ланская Лариса Степановна

Адаптация ребенка к условиям детского сада, затрагивает и родителей, и воспитателей, и детей. На плечи воспитателя ложится умение найти подход и к родителям и к ребёнку, умение сопереживать, умение успокоить, умение выслушать. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка к условиям детского сада, затрагивает и родителей, и воспитателей, и детей. На плечи воспитателя ложится умение найти подход и к родителям и к ребёнку, умение сопереживать, умение успокоить, умение выслушать. 

Ребенок – величайшая ценность для родителей. Решение отдать его в детский сад, «в чужие руки» может вызывать у родителей тревожность, беспокойство: там его обидят, не докормят, не переоденут и т.п. Если мама, придя за ребенком, увидит у него синяк, царапину, порванную одежду и т.п., и еще истерики ребенка в адаптационный период – все это усиливает нервное состояние родителей.

            Повышенной тревожности, страхам, недоверию, фантазиям родителей способствует то, что зачастую родители не знают, что происходит с ребенком в течение дня.

Первой задачей для воспитателя является установление тесного контакта с родителями.

В беседе с родителями выясняем индивидуальные особенности ребенка. Воспитатель должен поинтересоваться, как ребенок засыпает и просыпается, умеет ли он есть сам и пользоваться туалетом. Проявляя искренний интерес о ребенке, вы налаживаете контакт с родителями, тем самым вызывая доверие.

Во время беседы с родителями выясняем педагогические запросы, потребности (т.е. выясняем педагогическую компетентность). Это важный пункт, который позволяет продуктивно работать с ребенком через семью, т.к. ребенок не существует вне семьи и следовательно, домашняя обстановка оказывает сильное влияние на адаптацию к детскому саду, психическое развитие и социализацию ребенка. Дать памятки, буклеты для просвещения родителей по процессу адаптации.

Второй задачей педагога является необходимость определить зону ближайшего развития ребенка.

В основном используем метод наблюдения. Прежде всего, наблюдаем коммуникативную деятельности ребенка с детьми и взрослыми; уровень  развития игровых навыков (нуждается ли ребенок в присутствии педагога в игре, может ли он сам организовать свою деятельность, может ли найти сам партнера по игре среди сверстников) и навыки самообслуживания.

Следующей очень важной задачей является организация собственной деятельности.

Использование различных методов – элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, приобнять, поглаживания), элементы релаксации (периодически включать негромкую, спокойную музыку, использовать игры на расслабление), театрализацию, игровую деятельность и т.д. Но все методы необходимо использовать тогда, когда они отвечают запросу ребенка.

Проблемные моменты в адаптации это, что?

Конечно, слезы. Очень много вопросов, что с этим делать и очень противоречивые советы.

Особенность ребенка 2-3 года: слез много, очень много истерик.

Слезы – это и есть механизм адаптации. Это механизм адаптации. Дело в том, что в жизни, очень часто мы с вами встречаемся с ситуациями, когда что-то идет не так, как мы хотим. Мы, как взрослые, знаем, что это жизнь и таких ситуаций много. Ребенок, тоже это постепенно узнает, потому, что он как немного начинает, что то соображать, начинает понимать, да я хотел одно (быть дома с мамой), а получилось другое (привели в детский сад), и это бывает часто. Наши ожидания не соответствуют реальности, что-то идет не так. И у нас есть две стратегии, две возможности: первая возможность – поменять ситуацию, что-то сделать, чтобы ее изменить, чтобы она соответствовала нашим ожиданиям. А второй способ, если не получается поменять ситуацию – это поменять отношение к этой ситуации, т.е. смириться с ней, адаптироваться к ней, принять ее прожить ее и т.д.

Что не надо делать:

Точно не игнорируем. (Авторская разработка рассказ про слезы).

Не наказывать, не запрещать и не стыдить И наши фразы: «Мальчики не плачут», «Тебе два года, ты мужик, давай не плачь», «Фу не красиво, что ты плачешь, ты уже такая большая» (Авторская разработка).

И если видите слезы истерики не прекращаются долгое время, то маму на консультацию ко мне, и я подробно все ей расскажу, что нужно делать, т.к. с остальным нужно работать родителям. Это от вас не зависит. В этом случае много факторов, которые влияют на легкий процесс адаптации, который я затрагиваю с родителями.

А вам правильно действовать при слезах (это психологический момент) и применять педагогические методы, которые вы все знаете.

Спасибо за внимание, есть вопросы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей « Создание оптимальных условий воспитания и обучения детей с нарушениями речи в условиях ДОУ в соответствии с ФГОС»

Цель: - Формирование информационной готовности педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ и осознанию необходимости коррекционного воздействия в условиях логогруп...

консультация по адаптации детей к условиям детского сада

Уважаемые родители! Если Вы читаете эту информацию до поступления малыша в детский сад, это хорошо, но даже если ребенок уже ходит в детский сад информация лишней не будет....

Консультация «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ»...

Консультация «Антитеррористическая защищенность детей в условиях повседневной деятельности»

Консультация«Антитеррористическая защищенность детей в условиях повседневной деятельности»...