Психологический тренинг по формированию позитивного мышления педагогов
консультация
Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным.
Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня.
Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психологический тренинг по формированию позитивного мышления педагогов | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг
по формированию позитивного мышления педагогов
Позитивное мышление – это дорога к свободе, к новому уровню жизни, к успеху и личностному росту. Каждый человек может стать успешным творцом своего будущего. Ведь наше будущее это только мысленный образ, идея, которая пока не имеет реализации и формы в материальном мире. Каждый человек изначально обладает всем необходимым, чтобы быть счастливым, любимым и успешным.
Наше будущее – это результат нашего мышления сегодня.
Поэтому практика позитивного мышления – это тот самый инструмент формирования реальности, который способен изменить нашу жизнь к лучшему.
Почему позитивное отношение к жизни так важно?
- позитивное мышление вызывает позитивные чувства и эмоции: счастье, радость, удовлетворенность собой, умиротворение, в то в время как негативное мышление вызывает в основном, негативные эмоции: страх гнев, ревность, разочарование, уныние;
- положительные эмоции влияют не только на на психологическое здоровье, они укрепляют иммунитет, повышая устойчивость к болезням; практикуя упражнения позитивного мышления вы сможете избавиться от ряда заболеваний, вызванных негативными установками и переживаниями;
- оптимизм заразителен – вы сумеете легче привлекать в свою жизнь нужных и более позитивно настроенных людей, что приблизит вас к достижению целей;
- позитивный настрой повышает вашу энергетику и приближает к осуществлению ваших желаний, в том время как негативное мышление запускает противоположные процессы.
Цель: профилактика психологического здоровья педагогов, ознакомление педагогов с приемами саморегуляции, формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в будущее; повышение стрессоустойчивости.
Задачи:
1. способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека;
2. формировать ценностное отношение к жизни; развитие умения осознавать собственные чувства, говорить о них, получать поддержку от окружающих;
3. формирование позитивного отношения к своему «Я»;
4. активизация использования своих внутренних ресурсов;
5. развитие способности самостоятельно определять цели своей жизни и моделировать собственное будущее
Условия проведения: любое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из 8-9 человек.
1. Упражнение «Знакомство».
Цель: развитие чувства принадлежности к группе; сближение друг с другом.
Участники хаотично перемещаются по помещению. По команде ведущего они образуют цветы с таким количеством лепестков, которое было названо.
2.Упражнение «Тесная компания» (7 минут)
Цель: сплочение участников, танцевальная терапия
Инструкция:
Все участники вытягивают цветные карточки, на которых изображена обувь. Участники, имеющие одинаковые карточки, объединяются в команды. Когда пары созданы, их задача – придумать девиз своей команды, а затем исполнить танец, который указан на оборотной стороне карточки.
Комнатные тапочки – лезгинка, галоши – цыганочка, детские сандалики – латина, лапти – ламбада, валенки – современный танец.
3. Правила работы группы. Любое тренинговое занятие имеет свои правила. Предлагаю всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: я думаю”, слушать друг друга внимательно.
Принцип нашего занятия «Расскажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает: 10% того, что слышит. 50 % того, что видит,70 % того, что сам переживает, 90 % того, что сам делает. Не можешь изменить ситуацию, измени к ней отношение.
4. Притча «Сад».
Как-то король пошел в свой сад и обнаружил увядшие и умирающие деревья, кустарники и цветы. Дуб сказал, что он умирает потому, что не такой высокий, как сосна. Обернувшись к сосне, король обнаружил, что она погибает оттого, что не может давать виноград. А виноградник умирает потому, что не может цвести так же прекрасно, как роза.
И король нашел лишь один цветок, анютины глазки, цветущий и свежий как всегда. Ему было интересно узнать, почему так происходит. Цветок ответил:
— Я принял как само собой разумеющееся, что когда ты посадил меня, то хотел именно анютины глазки. Если бы ты захотел видеть в саду дуб, виноградник или розу, ты бы посадил их. А я — если я не могу быть ничем иным, кроме того, чем являюсь, — я буду стараться быть этим как можно лучше.
Вы здесь потому, что существование нуждается в вас таком, каков вы есть. Иначе здесь был бы кто-то другой.
Упражнение «Разговор начистоту»
Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: «А как меня воспринимают другие?», «Каков я в отношении с другими?» От этого зависит и его настроение
Этап 1 На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях. (3 минуты на выполнение).
Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.
Этап 2: Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.
• Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты — рисуйте в углу листа солнышко.
• Если хотите услышать критику — рисуйте молнию и тучу.
• Если вам интересно узнать о себе плохое и хорошее — рисуйте вопросительные знаки.
Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки. Готово? Мы начинаем! Можете свободно передвигаться по аудитории, читать листы самооценки, реагировать, писать комментарии
5.Упражнение «Благодарность» Учитесь благодарности. Благодарность – колоссальный ресурс для вашего сознания. Благодарить нужно за все – даже за боль и неудачи. Ведь именно благодаря им мы становимся сильнее и приобретаем новый опыт. Находите положительные моменты и обратите внимание на то, что есть в вас и вашей жизни, а не на то, чего не хватает. Каждый день анализируйте свою жизнь, находите в ней пять позитивных сторон и записывайте их.
Цель: развитие умения осознавать актуальное эмоциональное состояние, настроение
и анализ позитивных высказываний.
Например. Спасибо, что вы сегодня собрались…. Спасибо, мне необходимо здесь было быть, потому что…. Спасибо, что я сегодня работаю здесь, потому что..
душой, с сердцем, выводит наружу бессознательное.
6.Упражнение «Образ моего счастливого будущего».
6.1. Притча. «Исполнение моих желаний»
- Алло, здравствуйте! Могу я поговорить с Богом?
- Здравствуйте! Соединяю!
- Здравствуй, Душа моя! Я внимательно слушаю тебя!
- Господи, прошу Тебя, исполни мои желания!
- Конечно, дорогая, все, что угодно! Но сначала, я тебя соединю с отделом
исполненных желаний: постарайся понять, какие ошибки ты допускала в прошлом!
… Металлический голос в трубке: “Подождите, пожалуйста, Вас соединяют с
оператором отдела исполненных желаний” … Жду…
- Приветствую Вас! Что бы Вы хотели узнать?
- Здравствуйте! Меня к вам перенаправил Господь и сказал, что прежде чем
загадывать новые желания, хорошо бы прослушать прежние.
- Понятно, минуточку… А, вот! Все желания души. Вы слушаете?
- Да, внимательно.
- Начинаем с последнего года:
1) Надоела эта работа! (исполнено: “работа надоела!”)
2) Муж не обращает внимания! (исполнено: “не обращает!”)
3) Ой, мне бы немного денег! (исполнено: денег – немного)
4) Подруги –дуры! (исполнено: они – дуры)
5) Мне бы хоть какую-нибудь квартирку! (исполнено: на 10 этаже под самой
крышей, крыша течет. Просила ведь “какую-нибудь”)
6) Мне бы хоть какую-нибудь маленькую машинку! (исполнено: получи “Запорожец” лохматого года)
7) Ой, ну хоть бы в отпуск, хоть куда-нибудь (исполнено: к свекрови на дачу,
ей как раз рабочая сила нужна)
Ну что такое, никто цветов не подарит (исполнено: не подарит)
Продолжать? Здесь примерно на год чтения!
- Нет, нет, все поняла! Перенесите мой звонок на Творца!
- Господи, я все поняла! А сейчас я хочу как следует подумать. Можно мне перезвонить попозже?
Смешок в трубке…
- Конечно, дорогая Душа моя… Когда угодно!
6.2. Упражнение «Образ моего счастливого будущего». Учитесь визуализировать. Визуализация не волшебная палочка и не будет работать без реальных действий, однако, образы наполняют все наше сознание и чем больше их будет позитивных, тем больше шансов, что вы будете развиваться в нужном направлении. Принцип визуализации – регулярность. Только при ежедневном формировании в сознании желаемых образов, вы получите то, о чем мечтаете.
Упражнение проводится в свободной форме. Можно:
а) нарисовать в виде карты, или перекрестка дорог, либо - в свободной абстрактной форме, в виде какого-либо образа (арттерапия);
б) сделать «доску визуализации» (см. фильм «Секрет»);
в) написать проект своей будущей жизни. Указать те сферы своей жизни, где хотели бы улучшений: - что имеем на данный момент; - чего мы хотим; - наши ресурсы (делаем на них акцент; что не можем изменить – принимаем как есть);
г) написать письмо «Я через … лет»;
д) представить, что ваша жизнь – роман, в которой следующая глава – счастливая; написать эту главу;
7. Упражнение «Волшебная шляпа» (10 мин.)
Цель: развитие позитивного мышления педагогов.
Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование: «Волшебная шляпа» (игровой элемент, обычная шляпа веселого дизайна), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик
Инструкция: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Волшебная шляпа». Человек, который надевает эту шляпу, становится самым счастливым человеком. Шляпа исполняет все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам одеть эту шляпу и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.
Ожидаемый результат: участники игры, надев «Волшебную шляпу», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Волшебная шляпа»
Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
- Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
- В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
- Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
- Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
- Можно сэкономить на чем-то.
- Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
- Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
- Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
- Хороший повод отдохнуть.
- Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вас бросил муж.
- Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.
- Больше времени на хобби.
Вы попали под сокращение.
- Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
- Новый коллектив, новые перспективы.
Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)
- Трудно ли вам было отвечать?
- Было ли для вас что-то новое?
- Считаете ли вы полезным упражнение?
- Открыли ли вы что-то новое для себя?
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Какие у вас сейчас ощущения?
Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.
Психолог: коллеги, а давно ли вы были в зоопарке? Сегодня у нас есть отличная возможность там побывать! Следующее упражнение «Веселый зоопарк».
8.Упражнение «Веселый зоопарк» (5 минут)
Психолог: коллеги, а давно ли вы были в зоопарке? Сегодня у нас есть отличная возможность там побывать! Следующее упражнение «Веселый зоопарк».
Цель: раскрепощение участников, поднятие эмоционального фона участников, сплочение.
Инструкция: педагоги получают карточки с названием животного, после чего под веселую музыку они по очереди должны показать пантомиму на этого животного. Остальные участники угадывают показанное животное.
9.Упражнение «Откровенно говоря…»
Цель: укрепить групповое доверие к окружающим, снять внутреннее напряжение, страхи, быть откровеннее, формирование способов поведения в сложной ситуации.
Время:15 минут.
Материал: карточки с незаконченными предложениями.
Инструкция: перед вами в центре круга лежит стопка карточек. Сейчас каждый из вас по очереди будет выходить и брать по одной карточке, на которой написана незаконченная фраза. Вам нужно сразу же, не раздумывая, закончить фразу. Постарайтесь быть предельно откровенными и искренними. Если члены группы почувствуют неискренность кого-либо из участников, ему придется взять другую карточку с новым текстом и ответить еще раз.
Примеры карточек:
Я весь вечер провел в одиночестве, и это плохо, потому что…
Я весь вечер провел в одиночестве, и это хорошо, потому что…
Я поссорился с другом, и это плохо, потому что…
Я поссорился с другом, и это хорошо, потому что…
Я поссорился с родителями, и это плохо, потому что…
Я поссорился с родителями, и это хорошо, потому что
Я поссорился с лучшим другом, и это плохо, потому что…
Я поссорился с лучшим другом, и это хорошо, потому что..
Меня обвинили в воровстве, и это плохо, потому что…
Меня обвинили в воровстве, и это хорошо, потому что…
Анализ упражнения:
Трудно ли было заканчивать предложенные фразы?
Узнали ли вы что-нибудь новое об участниках группы?
Какой вывод мы можете сделать из данного упражнения?
10.Упражнение «Выбор».
Время:10 минут
Цель: способствовать осознанию разнообразия физических и психологических особенностей человека, активизация использования учащимися своих внутренних ресурсов.
Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент–повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
1.Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.
2.Говорите себе: «Бывает»—и съедаете пустой пончик.
3.Съедаете что-то другое.
4.Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.
Комментарий ведущего.
Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством превосходства – уж вы-то не позволите застать себя врасплох.
Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.
Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.
Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Заключительный этап:
11.Упражнение
Психолог дает задание: “Вы можете свободно передвигаясь по комнате подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга”. Для этого упражнения фоном можно задействовать лирическую музыку.
Подготовила педагог -психолог Сероус Ю.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....
Занятие с родителями «Формирование позитивного мышления».
Процесс воспитания творческий сам по себе, при этом он требует от взрослого определенной отдачи. Уныние взрослого негативно сказывается на процессе воспитания. Но взрослым необходимо научить реб...
Значение имиджа в формировании позитивного образа педагога
В современном мире детский сад является не просто детским учреждением, а скорее организацией, которое предоставляет образовательные услуги, конкурирует с другими организациями своего профиля. И жизнес...
Консультация для родителей. Формирование позитивного мышления. Счастливые родители – пример для подражания.
Работа раскрывает основные составляющие формирования позитивного мышления ребенка, опираясь на положительный пример родителей....
Формирование позитивного мышления старших дошкольников. Проект образовательной работы
Формирование позитивного мышления старших дошкольников. Проект образовательной работы...
Формирование позитивного мышления у детей
Любящим родителям важно формировать у детей правильный образ мышления и положительный настрой. Вместе с ребенком вы можете определить то, как он воспринимает окружающий мир. Задавая правильные вопросы...
Психологический тренинг «Наедине с собой» для педагогов детского сада.
Помочь овладеть приемами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала...